Стратегия перемен
Сегодня в Казахстане открыто говорят о негативных явлениях — многие годы они, словно черная туча, закрывали свет справедливости.
«Только вперед!» — вот девиз сегодняшнего дня Казахстана. В большой степени это относится и к трезвенническому движению. Коренной перестройке в этом направлении способствовало создание в декабре прошлого года при ЦК Компартии Казахстана Координационного совета по борьбе с преступностью, алкоголизмом и нетрудовыми доходами.
Значительно активизировали работу формирования Всесоюзного добровольного общества борьбы за трезвость. С какими трудностями довелось столкнуться в эти нелегкие месяцы активистам трезвеннического движения! По каким рельсам, образно говоря, идет наш поезд! Это — тема диалога нашего специального корреспондента с председателем Казахского республиканского совета ДОБТ, академиком Академии наук Казахской ССР А. Н. Илялетдиновым
— Альфарид Низамович, как Вы объясните то, что об изменениях в общественной жизни Казахстана говорят далеко за пределами республики! Особый интерес — к формам и методам утверждения трезвого образа жизни. Письма с просьбой рассказать о том, что происходит в эти дни в Казахстане, приходят в журнал из разных регионов страны. Ваш земляк из Алма-Аты М. Глущенко охарактеризовал сегодняшний день республики как «поистине революционное обновление»...
— Думаю, преувеличения в этой формулировке нет. Сегодня в республике 1 миллион 250 тысяч членов ДОБТ, 32 тысячи первичных организаций. Вроде бы немало на шестнадцать с лишним миллионов населения. Но сразу хочу начать с трудностей. Время от времени к нам поступают тревожные сигналы: не того приняли (а то и избрали), не так, как надо, силовым, волюнтаристским порядком, создали первичную организацию. Происходит это по причине «головокружения» в первые месяцы создания ДОБТ раз, мол, существует Общество, значит, с пьянством будет покончено. А жизнь нас то и дело поправляет, цена цифры порой девальвируется, появляется и некоторое недоверие к нашим начинаниям.
Другая цифра: более чем вдвое сократилась в Казахстане продажа алкогольных изделий на душу населения (это лучше показателя по стране). Вроде бы рывок вперед? Но мы не строим иллюзий, не благодушествуем. В первые месяцы ограничения алкогольной торговли в республике резко выросло потребление сахара. Не на самогон ли он использован? К тому же каждые семь из десяти (мы проверили) попавших в медвытрезвитель отоварились спиртным не в магазине, а у спекулянтов или самогонщиков.
Такую тревожную статистику мы привели на четвертом пленуме республиканского совета ДОБТ. Участники его, всесторонне обсудив варианты работы в изменившихся условиях, обратились к коммунистам, комсомольцам, всем гражданам республики с такими словами: «От каждого из нас зависит, чтобы пьянство, самогоноварение, спекуляция вином домашнего производства навсегда ушли из нашей жизни... Самогонщик стал на пути процесса сокращения винопотребления в стране, на пути антиалкогольной политики партии».
Обращение разошлось листовкой в тысячи трудовых коллективов республики, его обсуждали на партийных и рабочих собраниях, изложенные в нем позиции инициаторов трезвеннического движения стали настоящей программой действия для всех подразделений ДОБТ.
— Широкое обсуждение — это хорошо. Оно исключает узкий подход к делу, борьба с современными шинкарями становится по-настоящему массовой. Но есть тут еще одна опасность: выступая против самогоноварения в целом, мы рискуем упустить из виду конкретного самогонщика. И он, для виду осудив на собрании вместе со всеми негативное явление, дома преспокойно продолжает изготавливать спиртное. Да что дома! В Казахстане известны случаи прямо-таки парадоксальные: мастер одного ГПТУ изготавливал и хранил самогон в помещении училища, в кухне детского сада его работница варила брагу...
— Вы затронули очень серьезную проблему. Чтобы «раздеть» современного шинкаря, надо нарисовать без прикрас его социальный портрет. Доказать очевидное: самогонщик — враг.
Вот на эти моменты мы делаем упор в борьбе с самогоноварением. Капля камень точит. Используем разные формы: от показательных судов над самогонщиками до листовок, плакатов. Действуем последовательно и непрерывно, привлекая к работе не только милицию, но и широкие круги общественности, в особенности наших активистов.
Забегая вперед, скажу: уже к концу первого полугодия эти меры дали первые плоды тенденция к росту самогоноварения сломлена.
А портрет самого самогонщика буквально нарисовали в красках. Алма-Атинский областной совет ДОБТ издал яркий плакат «Самогон — из жизни вон!» На нем — шаржированное изображение опутанного зеленым змием шинкаря, который сыплет в бездонную воронку сахар из мешка.
Я не случайно привел в пример именно этот совет. Не везде в Алма-Атинской области идеи трезвости усваиваются одинаково. К примеру, в колхозе «Алма-Ата», расположенном в поселке Талгар, семьдесят процентов работающих — члены ДОБТ, там самогонщикам не развернуться. А в поселке Дзержинский, где проживают большей частью колхозники из хозяйства «Луч Востока», в последнее время выявлены десятки случаев самогоноварения. Причем руководители колхоза и сельского Совета словно бы не замечают незримого врага. Пришлось милиции и общественности открывать им глаза.
— Альфарид Низамович, Вы употребили выражение «незримый враг». А если он — зримый! Вот что я наблюдала в Алма-Ате. С одной стороны, официально (кстати, по предложению третьего пленума республиканского совета ДОБТ) узаконены два дня, когда спиртным в городе не торгуют. Но с другой... 30 и 31 мая, в субботу и воскресенье, спиртное в столице республики продавалось чуть ли не на каждом углу. Были продлены и часы работы винно-водочных отделов.
— Понимаю ваше недоумение: с одной стороны, боремся с пьянством, с другой — предлагаем покупателю хмельное. Но ведь мы пока вынуждены возмещать в товарообороте денежные средства, выпадающие из госбюджета в связи с сокращением продажи алкогольных изделий. Кроме того, мы считаем, что запретительные меры в отрыве от других не утвердят трезвости.
В прошлом году республика не выполнила план товарооборота. И в первом квартале нынешнего Казахстан задолжал государству 140 миллионов рублей. Не потому, что нечем было заполнить алкогольную брешь в бюджете. Когда проверили товарную массу на складах, оказалось, что ее хватило бы на три месяца нормальной торговли. Но — умелой. На складах скопился отнюдь не дефицит. Сумел же, скажем, Октябрьский район, максимально сократив реализацию спиртного, не только выполнить план пяти месяцев, но и превысить его на 12 процентов. Однако и этому району позже включили хмельные рубли в общий план товарооборота.
Когда прошли по цепочке разрешений на нарушения, оказалось, что инициатива расширенной продажи спиртного в Алма-Ате в «сухие» дни исходила от вполне конкретного руководителя — бывшего заместителя председателя горисполкома, курировавшего вопросы торговли, А. Мухашова. Не так давно решением бюро Алма-Атинского обкома партии он исключен из членов КПСС за грубейшие нарушения партийной этики, дискредитацию авторитета советского работника, употребление спиртных напитков и хулиганские действия в общественном месте.
Об этом проинформировала читателей городская газета «Огни Алатау» (еще один штрих нашей жизни — ни один негативный факт не замалчивается). Мог ли человек с подобными моральными устоями занимать бойцовскую позицию? Нет, конечно, борьба за трезвость оставалась у него, как говорят, на кончике языка.
Пусть даже это случай исключительный, зато ситуация типична: там, где не умеют и не хотят учиться торговать, цепляются за «пьяный» рубль. Между тем у нас же, в Казахстане, немало примеров умелой, с выдумкой, торговли. В поселке Талгар каждое воскресенье на центральной площади собирается до пяти тысяч жителей. Семьями, с детьми и внуками, приходят они на народное гулянье — посмотреть выступления самодеятельных артистов, принять участие в аттракционах. Вдоль площади разворачиваются торговые ряды, в изобилии соки, напитки, чай, пироги и пирожные, разнообразная кулинария. Желающие могут купить и промышленные товары. Так ярмарка становится непременным компонентом народного гулянья. Выигрыш общий — интересный досуг и солидная выручка.
Пример Талгара — не единственный. В больших и маленьких городах республики, в областных и районных центрах можно наблюдать контраст между разумным хозяйствованием и ловкачеством, когда в роли спасительной соломинки для торговли выступает бутылка. Только спасительность эта иллюзорная, на хмельной тройке далеко не уедешь.
— Но, если продолжить Ваше сравнение, «тройка» не порожний воз везет. Можно хотя бы подсчитать, сколько еще желающих на ней покататься. Недавно в редакцию пришло коллективное письмо из поселка Бирсуат Тургайской области, где больше года назад установился, как пишут авторы, антиалкогольный климат. Решением сельского схода поселок был объявлен территорией трезвости. С тех пор и до недавнего времени в Бирсуате не зафиксировано ни одного случая пьянки на рабочих местах или на улице. Но спокойствие нарушил райпотребсоюз, не выполнивший план. Три дня подряд лихо торговал водкой, причем без всяких ограничений. В первую же ночь в четырех семьях поселка произошли пьяные дебоши, были даже случаи поножовщины. Получается, территория трезвости липовой была!
— Вопрос непростой, и случай в Бирсуате наводит на серьезные размышления, заставляет признать, что создание иных территорий трезвости не побудило руководителей обеспечить добрый почин достаточными экономическими и организационными мерами. И часть жителей, всего несколько человек, не выдержали первого же испытания соблазном. Развести руками? Сказать: сколько, мол, людей, столько и характеров?
Общественное мнение, решение сельского схода формируется исподволь. Начиная с такого, на первый взгляд, несущественного момента: где именно продают спиртное? В поселке Кегень, например, на «лобном» месте, на возвышенности, каждый, кто вошел в магазин и вышел — на виду. Есть в этом психологический момент: сельские жители не любят пересудов, дорожат мнением друзей и родственников. Но уж если попал человек в медвытрезвитель, при выписке его присутствуют не только родственники, но и руководитель предприятия, где трудится провинившийся, секретарь парторганизации.
Все — на виду, обо всем — в открытую. Вот рецепт самого действенного лекарства от эпидемии пьянства.
Сегодня в Казахстане это самый главный принцип борьбы с любыми негативными явлениями. По вторникам в ЦК партии собирается Координационный совет по борьбе с преступностью, алкоголизмом и нетрудовыми доходами. На следующий день факты, как бы ни были они горьки, обнародуются в «Казахстанской правде». С упоминанием конкретных виновников, независимо от того, какие посты те занимают.
На одном из июньских заседаний Координационного совета заслушивалась работа республиканского совета Общества борьбы за трезвость. С сообщением выступил первый заместитель председателя республиканского совета Н. К. Орловский. Он не приукрашивал обстановку, открыто говорил о просчетах в трезвенническом движении, приводил факты формализма и — в противовес им — умелой деятельности организаций ДОБТ. А зачем скрывать? На заседании совета присутствуют люди, с которыми мы трудимся бок о бок, — руководители министерств внутренних дел и торговли, других ведомств, секретари обкомов партии. И уже хорошо известно, что никто не ставит целью наказать, покарать, уволить. На каждом из этих вторников совместно ищут пути решения «больных» проблем, координации действий торговли, общественного питания, органов внутренних дел, советских и партийных работников.
Даже не пути — тропки! Новые протаптываем, и не каждая из них — самый короткий путь к успеху. Но в этом поиске нам помогают все трудящиеся республики. Их письма, направленные в адрес ЦК Компартии Казахстана, анализируются и публикуются периодически в республиканской газете под заголовком «Общественное мнение».
Вот так, всем миром, и надо бороться со злом пьянства, а не «жаловаться», как авторы письма из поселка Бирсуат. У нас неограниченные права, потому что за нами подавляющее большинство. Неужели же тысячи сельчан не могли призвать к порядку работников райпотребсоюза, мягкотелых руководителей сельсовета, позволивших за пару дней превратить безалкогольную территорию в зону пьянства? Значит, не набрало еще силу трезвенническое движение в Бирсуате, не сформировано там устойчивое общественное мнение — лучший барьер на пути «хмельной тройки».
— И все же... Странно получается: сотни первичных организаций созданы в республике, больше миллиона членов Общества. Сила огромная, казалось бы, против нее разрозненным рядам алкоголиков и культурпитейщиков устоять трудно. Но вот еще одно письмо, из города Темиртау. Подпись: члены Общества борьбы за трезвость. «В спецавтобазе организовано Общество, второй год собирают взносы, а никаких мероприятий не проводят». Дело-то, пишут авторы, не в рубле, а в принципе: сколько всяких обществ создано, а что они делают, непонятно...
— Достаточно последней фразы, чтобы понять: в этой спецавтобазе фактически никакой работы нет. Общество борьбы за трезвость — не «всякое», его нельзя сравнивать с другими. Коллектив бескорыстных, самоотверженных энтузиастов, способных вести за собой людей, — вот что такое в идеале наша первичная организация. Жизнь, однако, высветила еще один, крайне необходимый момент: во главе первичной организации должен стоять не социальный лицемер, у которого трезвость только на словах, а убежденный, уважаемый в коллективе человек, сильная личность, тот, за кем такого греха, как выпить, и в помине не водится.
Велик престиж члена ДОБТ в колхозе «Алма-Ата», семьдесят процентов работающих вступили в него. А кто возглавил первичную организацию? Анатолий Николаевич Бубнов, человек в колхозе известный всем и каждому. Не потому, что он начальник крупного растениеводческого промышленного предприятия. Он не из тех руководителей, которым стараются реже попадаться на глаза. К нему и раньше шли люди по самым разным вопросам, и не только производственным. Конечно же вокруг него существует «чистая зона», в которой неуместна даже самая малая выпивка. Эта «зона» предполагает добросовестное отношение к труду, доброжелательность и внимание к работающим рядом людям.
Очевидно и то, что в одиночку даже такой человек, как Анатолий Николаевич Бубнов, вряд ли смог бы создать в своем подразделении обстановку полного неприятия пьянства. Но за ним идут коммунисты хозяйства, его деятельность на посту председателя первичной организации ДОБТ — в центре внимания парткома колхоза, всех общественных организаций. Нагляднейший пример: убежденный, без фальши, руководитель первички, пользующийся уважением и поддержкой людей, — лучшее противоядие от такой болезни, как формализм.
Между тем еще пару лет назад формально-бюрократический подход был нормой, процветал в разных сферах жизни республики. Ветер последних перемен «выдувает» его из всех щелей, практически делает невозможным его существование в условиях демократизма и полной гласности. Однако живучи корни у формализма. Отсюда и появляются на свет факты, подобные тому, о котором сообщили водители спецавтохозяйства из Темиртау. Обязательно разберемся, примем меры. Факт, к сожалению, не единственный, так что работы в этом направлении у нас еще непочатый край...
— И последний вопрос. Хотелось бы знать Ваше мнение — почему так неактивно подключается к трезвенническому движению молодежь! Ведь известно, что «синдром колебания» в этой среде особенно заметен. Наверно, не случайность и то, что в декабрьских событиях в Алма-Ате особое рвение проявляла именно молодежь и что хулиганские действия подогревались спиртным. Председатель совета ДОБТ домостроительного комбината Станислав Максимович Потороко рассказывал мне, каких трудов ему стоило удержать своих ребят в общежитиях, когда под окнами подвыпившие «демонстранты» откровенно провоцировали: «Вы что — не казахи? Гордости за нацию не имеете? Выходите на улицу!»
К чести домостроителей, ни один из общежития не вышел. И все же, думается, без хмельного подогрева «поборники нации» вели бы себя совершенно иначе.
— Безусловно! Драматические события в декабре прошлого года выявили пробелы нашей воспитательной работы. А водка сыграла роль провокатора, развязавшего руки и языки некоторым молодым людям. Почему молодежь оказалась наиболее слабым звеном в нашем трезвенническом движении? Причина здесь не одна. Во-первых, молодые не приемлют формализм, потому нередко и шарахаются от некоторых наших «заорганизованных» мероприятий. Во-вторых, в работе с молодежью приходится порой преодолевать дух противоречия, максимализм молодости, который свойственен подавляющему большинству парней и девчат. Но зато они без оглядки пойдут за тем, кому поверят.
Хорошо, если молодежи интересно с людьми старшего поколения. А для этого «отцы» не должны выступать в роли нудных наставников. Та же безалкогольная, но без выдумки организованная свадьба будет просто мероприятием. Вот в Кегене эти торжества проводятся в степи, под шатрами (их берут напрокат в районном Доме быта, так же как и посуду, мебель). В степи веселье совсем иное.
И еще один момент мне кажется крайне важным — работа с призывниками. Объединяя действия военкоматов, райкомов ВЛКСМ, райисполкомов и советов ДОБТ, мы создаем клубы по интересам среди призывников, обязательно приобщаем молодых парней к спорту. Как и везде, камнем преткновения у нас были проводы в армию. Не секрет, сколько денег и сил стоило это родителям будущего солдата. Хорошо помнится, в каком состоянии являлись прежде призывники на сборный пункт. Но в нынешнем году родители парней задолго до дня призыва получили письмо-памятку, в котором было такое пожелание: «Убедительно просим организовать проводы Вашего сына в армию торжественно и без алкоголя». В нынешний призыв 90 процентов семей устроили своим детям безалкогольные проводы.
Факт, согласитесь, радующий. Еще и потому, что верится: армия закрепит в наших парнях трезвеннические настроения, вернутся они к нам окрепшими морально и физически. Ведь за ними будущее, им, выражаясь словами славной революционной песни, вести вперед наш паровоз, у которого « в коммуне остановка»...
Диалог вела С. Дубинская «Трезвость и Культура» №10 за 1987 год. |
November 29 2024 18:54:40