November 21 2024 17:48:08
Навигация
· Генеральная

· Материнские платы
· Контроллеры
· CPU - процессоры
· Память - RAM
· Видеокарты
· HDD, SSD, FDD
· CD - DVD - BD
· Звуковые карты
· Охлаждение ПК
· Корпуса ПК
· Электропитание
· Мониторы и ТВ
· Манипуляторы
· Ноутбуки, десктопы

· Интернет
· Принт и скан
· Фото-видео
· Мультимедиа
· Компьютеры - общая
· Программное
· Игры ПК
· Радиодело
· Производители

· Динамики, микрофоны
· Аппаратура

· Телевидение
· Безопасность
· Электроника / Быт
· Телефония
· Пульты - ПДУ
· Создание сайтов

· О сайте wasp.kz...

· Каталог ссылок
Последние статьи
· Разговор по душам
· QUANDA детская радио...
· Гимнастика - 1980 год
· Малый бизнес в Казах...
· Радиочастотные кабел...
Счетчики




Яндекс.Метрика

- Темы форума
- Комментарии
Иерархия статей
Статьи » Человек и мир » ЮАР - нефть - 1982 год
ЮАР - нефть - 1982 год

Кто снабжает расистов нефтью?

Южно-Африканская Республика стала синонимом жесточайшей расовой дискриминации. Апартеид возведен здесь в ранг официальной государственной политики. Белое меньшинство, составляющее около 15% населения, узурпировало 87% площади ЮАР. В его руках сосредоточены вся власть, все сколько-нибудь значительные посты в экономике. Коренные жители страны полностью лишены элементарных гражданских и политических прав, подвергаются жестокой эксплуатации и обречены колонизаторами на нищету и бесправие. Власть белого меньшинства поддерживается типично фашистскими методами, основанными на терроре и насилии. Эти же методы перенесены на территорию Намибии, незаконно оккупированной войсками ЮАР.

Но народы Южно-Африканской Республики и Намибии не смирились с господством расистов. Растет и ширится национально-освободительное движение, встречающее широкую поддержку прогрессивной мировой общественности. По инициативе социалистических и развивающихся государств вопросы, связанные с положением в ЮАР и Намибии, неоднократно рассматривались на высших форумах ООН и в ее рабочих органах.

Генеральная, Ассамблея и Совет Безопасности ООН приняли ряд резолюций, осуждающих политику властей ЮАР и предусматривающих конкретные меры международного воздействия. Это — разрыв дипломатических отношений, прекращение сотрудничества с ЮАР в экономической, военной и других областях, запрещение ввоза оружия в страну.

Среди указанных мер важное место занимает эмбарго на поставки в ЮАР нефти и нефтепродуктов, установленное в соответствии с резолюцией, принятой 124 государствами — участниками Генеральной Ассамблеи ООН в 1979 г. Против резолюции проголосовали только США, Англия, ФРГ, Франция, Канада, Бельгия, Люксембург.

Значение этой меры трудно переоценить, поскольку нефть — самое уязвимое место в экономике ЮАР. Занимая ведущее положение в капиталистическом мире по добыче золота, платины, хромовой и марганцевых руд, сурьмы, алмазов и по производству урановой руды, добывая в большом количестве каменный уголь, железную, медную руды, асбест и другие минералы, Южно-Африканская Республика лишена запасов жидкого топлива и практически полностью зависит от внешних поставок. Система получения такого топлива из угля позволяет обеспечить лишь около 20 % потребностей страны в горючем. Не имеет нефтяных месторождений и оккупированная Намибия, богатая полезными ископаемыми.

Несколько ранее решение прекратить поставки нефти в ЮАР приняли Организация Африканского Единства (ОАЕ) и Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК). Участниками последней являются 13 развивающихся стран, которые имеют 80% запасов нефти в капиталистическом мире, осуществляют 70% ее добычи и 90% экспорта. Эти страны запрещают и перепродажу своей нефти в Южно- Африканскую Республику через другие государства.

Неукоснительное выполнение резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, ОАЕ, ОПЕК в отношении эмбарго на поставки нефти и нефтепродуктов в ЮАР должно было стать действенной экономической санкцией против режима апартеида. Согласно прогнозам иностранных экономистов, при отсутствии постоянного пополнения запасов нефти и нефтепродуктов экономика ЮАР пришла бы в полный упадок менее чем за два года.

Однако заокеанские покровители южноафриканских расистов сделали все, чтобы сорвать выполнение решений Генеральной Ассамблеи ООН и чтобы ЮАР не испытывала недостатка в жидком топливе. Разумеется, поддерживая южноафриканский режим, покровители расистов — правительства и монополии ряда развитых капиталистических стран — ставят перед собой далеко идущие цели. Эта поддержка имеет экономическую и политическую основы.

Международные монополии как гигантские спруты протянули свои щупальца к природным богатствам и трудовым ресурсам ЮАР и незаконно оккупированной ею Намибии. Из 88 транснациональных корпораций, действующих только на намибийской территории, у 35 есть свои штаб-квартиры в ЮАР, 25 — в Англии, 15 — в США, 8 — в ФРГ, 3 — во Франции, 2 — в Канаде. Империалистические государства намерены использовать и важное стратегическое положение ЮАР и Намибии в своих агрессивных целях.

Особое место среди этих покровителей занимают США, которые с приходом к власти администрации Рейгана существенно расширили помощь и встали на путь откровенного сговора с расистами. Официальный Вашингтон включил ЮАР, как и фашистскую диктатуру в Чили, в число «дружественных стран». Наряду с дипломатической поддержкой Южно-Африканской Республике предоставляются займы, оружие.

Тайно завозимая в ЮАР нефть не только обеспечивает потребности ее экономики, но и дает топливо для авиации, танков и другой военной техники расистов, которые последнее время все чаще вторгаются на территорию соседних африканских стран.

В течение 1979—1981 гг., согласно оценке, в ЮАР ежегодно тайно ввозилось около 15 млн. т нефти и нефтепродуктов на сумму, превышающую 3 млрд. долл. Примерно каждый пятый день к причалам южноафриканских портов Дурбан и Кейптаун подходит танкер, имеющий на борту свыше 200 тыс. т нефти стоимостью около 50 млн. долл. Немедленно начинается разгрузка, после ее завершения судно сразу же выходит в море, Название танкера, имя его владельца или фрахтователя, происхождение груза, т.е. все, что связано с поставкой нефти, содержится в глубочайшей тайне и известно лишь узкому кругу лиц. Разглашение любых сведений, касающихся этих операций, жестоко карается южноафриканской Фемидой. Всякого, кто хоть немного приподнимает завесу секретности, которой расисты и их покровители окутывают все, что касается получения жидкого топлива, ждет многолетнее тюремное заключение или даже физическая расправа.

Но тайное становится явным. Несмотря на строгий режим секретности маршруты танкеров ныне известны. Последние годы сведения о снабжении ЮАР нефтью периодически появлялись в печати.

Расследованием нарушения эмбарго на поставку нефти ЮАР занялось Исследовательское бюро по судоходству, созданное в марте 1980 г., по инициативе двух голландских общественных организаций, объединяющих противников апартеида. Проделав большую работу. Бюро установило, что перевозкой нефти на ЮАР занимаются 150 танкеров. Треть из них непосредственно принадлежит крупнейшим международным нефтяным концернам — англо-голландскому «Шелл» и американским «Мобил» и «Тексако». Интересно отметить, что каждый из них имеет крупную дочернюю компанию в ЮАР. Вместе с английским концерном «Бритиш Петролеум», американскими «Калтекс» (находящимся в совместном владении американских монополий «Тексако» и «Стандард ойл оф Калифорния»), «Эксон» и французской «Тотал» эти концерны контролируют свыше 85% рынка нефти в ЮАР. Суда, принадлежащие «Тотал», «Бритиш Петролеум» и «Эксон», также участвуют в незаконных поставках нефти.

Заводы по переработке сырой нефти принадлежат «Мобил», «Калтекс», «Шелл», «Бритиш Петролеум», «Тотал» (в последнем случае владение совместное с южноафриканской государственной нефтяной корпорацией «Сасол»). По сведениям, появляющимся на страницах зарубежной печати, эти концерны имеют прямое отношение к снабжению ЮАР нефтью.

Монополии не афишируют тесную связь с южноафриканскими филиалами и уж, конечно, пытаются скрыть поставки нефти расистам. Этим целям вполне отвечает получившая широкое распространение в капиталистическом судоходстве в послевоенный период регистрация судов под «удобным» флагом. Концерны развитых капиталистических государств без особых формальностей ставят свои суда под флаги Либерии, Панамы, Сингапура, Багамских и Бермудских островов и некоторых других развивающихся стран и территорий. Отсутствие контроля, анонимность владения и управления судами общим дедвейтом 217,5 млн. т (31,5% тоннажа мирового торгового флота) создают широкие перспективы для недобросовестных операторов и любителей легкой наживы.

Выступая на IX сессии Комитета по морским перевозкам Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), состоявшейся в сентябре 1980 г. в Женеве, представитель Африканского национального конгресса отметил, что «удобные» флаги служат маской, за которой беззастенчивые дельцы прячут свою неблаговидную деятельность. Суда под флагами стран открытой регистрации широко используются теми, кто нарушает эмбарго на поставку нефти в ЮАР, наложенное международным сообществом.

Из 150 судов, участие которых в перевозке нефти на ЮАР установлено, 55 плавают под «удобными» флагами, в частности 45 — под флагом Либерии. Многие из них в действительности принадлежат судовладельцам США, Англии, ФРГ и других развитых капиталистических стран.

Одержимые жаждой наживы иные владельцы судов под «удобными» флагами не довольствуются тем большим кушем, который им удается отхватить у южноафриканского правительства за незаконную доставку нефти. Они преднамеренно топят суда, чтобы получить страховку за танкер и его уже несуществующий груз. Так было с супертанкером «Салем», поставленным американской компанией «Оксфорд Шиппинг» под «удобный» либерийский флаг. После тайной выгрузки более 200 тыс. т сырой нефти в южноафриканском порту Дурбан судно было взорвано у берегов Сенегала с целью получения 70 млн. долл, страховой премии. Несмотря на то что участники этой аферы изобличены и виновность их практически доказана, ни один из них пока не понес наказания.

Вскоре после гибели «Салема» у Африканского побережья вследствие взрыва затонули два других судна под либерийском флагом «Албахаа Б» и «Микена», ранее также выгрузившие нефть в ЮАР. Гибель «Албахаа Б» стоила жизни шести членам экипажа. Кто знает, во что обойдется морякам следующий тайный рейс танкера на ЮАР.

Один из членов экипажа судна под «удобным» флагом при расследовании секретной доставки нефти южноафриканскому режиму отметил: «Из нас делают преступников». Но истинные преступники — не моряки, которых нужда и безработица толкнули на борт такого судна, а монополии и правительства западных стран, обеспечивающие южноафриканский режим нефтью и оружием.

Не пренебрегают «удобным» флагом и сами южноафриканские расисты. По имеющимся сведениям, только под панамский флаг поставлены 15 судов, принадлежащих ЮАР, а 9 зарегистрированы на Бермудских островах. Южноафриканские судовладельцы получают возможность беспрепятственно направлять суда под чужим флагом в порты тех стран, которые отказываются принять суда ЮАР. Спрятавшись за ширму «удобного» флага, этот флот доставляет нефть и оружие, а также другие стратегические товары, на ввоз которых в ЮАР наложено эмбарго.

В секретных перевозках нефти принимают участие и привлеченные барышом судовладельческие компании развитых капиталистических стран. Нефть на ЮАР доставляют 27 норвежских танкеров, 16 английских, 11 греческих, 9 итальянских, 7 французских, 5 датских, по 3 американских и испанских, по 2 западногерманских и японских.

Методы использования судов для незаконной транспортировки нефти вскрыло расследование, произведенное Исследовательским бюро по судоходству. На примере работы принадлежащего норвежской компании «А/С Хавтор» супертанкера «Хавдротт» грузоподъемностью 240 тыс. т. Бюро продемонстрировало намеренно запутанную картину заходов в различные порты тех судов, которые совершают постоянные рейсы с нефтью на ЮАР.

Проанализировав данные о движении судов, публикуемые Регистром Ллойда, Бюро пришло к выводу, что «Хавдротт» с января 1979 г. по март 1980 г. большую часть времени был занят перевозками нефти на ЮАР. При этом Бюро руководствовалось не только прямой информацией Регистра Ллойда о трех заходах судна с грузом нефти в ЮАР, но и исходило из расчета длительности рейса в тех случаях, когда был известен порт погрузки нефти, но держался в секрете порт выгрузки.

Так, например, в апреле 1979 г. «Хавдротт» принял в Иране груз нефти якобы назначением на Францию, но туда он не прибыл. Известно только, что после захода в Кейптаун судно в балласте направилось в Персидский залив, где в порту Рас-Танура (Саудовская Аравия) приняло новую партию нефти теперь уже непосредственно на ЮАР. После этого танкер опять вернулся в Рас-Тануру и ушел с грузом нефти в неизвестном направлении. Примерно через две недели «Хавдротт» снова стал под погрузку теперь уже в одном из портов Ирана. Порт выгрузки также остался неизвестен. И в 1980 г. повторилась аналогичная ситуация.

Бюро подсчитало, что в случаях, когда порт выгрузки не был установлен Регистром Ллойда, плавание «Хавдротта» с момента выхода в море с полным грузом до возвращения в баласте в тот же или другой порт Персидского залива длилось от 27 до 44 суток. За это время не представляется возможным совершить рейс до портов Европы или Америки и обратно, но вполне реален переход до ЮАР, выгрузка в Дурбане или Кейптауне и возвращение за новой партией нефти.

Отсутствие сведений о заходе «Хавдротта» в южноафриканские порты объясняется просто. Как сообщила норвежская газета «Дагбладет» со ссылкой на информацию, полученную от одного из членов экипажа танкера, при подходе к Кейптауну палубной команде приказали закрыть брезентом название судна. Таково было желание фрахтователя. То же самое произошло и с супертанкером «Салем», когда он перед заходом в Дурбан сменил название на «Лем».

Таким образом, к трем официально установленным рейсам «Хавдротта» прибавляются еще 12. Если в каждом из них танкер шел на ЮАР в полном грузу, то, как отмечает Бюро, покровителям расистов удалось только на этом судне доставить в Южно-Африканскую Республику за указанный период около 3,5 млн. т нефти общей стоимостью свыше 750 млн. долл.

Директор судовладельческой компании «А/С Хавтор» отказался дать информацию о движении «Хавдротта», сославшись на то, что фрахтователь — американская «Трансуорлд ойл» — в качестве одного из условий чартера потребовала не давать сведений о маршрутах перевозки. Как выяснило Бюро, «Трансуорлд ойл» использовала для поставки нефти на ЮАР и норвежский танкер «Сталанд» дедвейтом 255 тыс. т.

Исследование, проведенное голландским Бюро, со всей очевидностью обнаружило, каким образом и в каких масштабах западные государства снабжают расистов нефтью, и снова вскрыло неблаговидную роль монополий, пользующихся попустительством со стороны своих государств в нарушении нефтяного эмбарго.

Состоявшаяся в сентябре 1981 г. в Нью-Йорке чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по Намибии показала, что подавляющее большинство членов мирового сообщества резко осуждает колониалистскую политику расистского режима ЮАР и его агрессивные действия против соседних государств.

После шести дней напряженной работы Генеральная Ассамблея ООН подавляющим большинством голосов приняла резолюцию, которая, в частности, содержит призыв к Совету Безопасности ввести против ЮАР всеобъемлющие обязательные санкции. Одной из таких санкций должно явиться действенное эмбарго на поставки нефти и нефтепродуктов в Южную Африку.

П. Юрьев
"Морской флот" №1 1982 год
Soviet Shipping Journal

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама Google




Время загрузки: 0.10 секунд - 16 Запросов 87,461,829 уникальных посетителей