December 09 2024 06:01:36
Навигация
· Генеральная

· Материнские платы
· Контроллеры
· CPU - процессоры
· Память - RAM
· Видеокарты
· HDD, SSD, FDD
· CD - DVD - BD
· Звуковые карты
· Охлаждение ПК
· Корпуса ПК
· Электропитание
· Мониторы и ТВ
· Манипуляторы
· Ноутбуки, десктопы

· Интернет
· Принт и скан
· Фото-видео
· Мультимедиа
· Компьютеры - общая
· Программное
· Игры ПК
· Радиодело
· Производители

· Динамики, микрофоны
· Аппаратура

· Телевидение
· Безопасность
· Электроника / Быт
· Телефония
· Пульты - ПДУ
· Создание сайтов

· О сайте wasp.kz...

· Каталог ссылок
Последние статьи
· 1КПВМ-2 обзор переме...
· ASRock H110M-DGS её ...
· Псковский завод ради...
· ASRock H110M-DGS Rev...
· Азовчанка килька в т...
Счетчики




Яндекс.Метрика

- Темы форума
- Комментарии
Иерархия статей
Статьи » Человек и мир » Dassault Super-Etendard - истребитель Франции
Dassault Super-Etendard - истребитель Франции

Французский палубный истребитель «Супер-Этандар»

Франция наряду с другими странами НАТО активно обновляет парк боевых самолетов. Так, с 1978 года в части ВМС поступает палубный истребитель «Супер-Этандар» фирмы «Дассо-Бреге», летные испытания которого начались в октябре 1974 года. Его тактико-технические характеристики приведены ниже.

Судя по данным зарубежной печати, «Супер-Этандар», разработанный на базе истребителя «Этандар-4М», является околозвуковым самолетом и имеет 90%, общих со своим предшественником основных конструктивных элементов. Он уже базируется на авианосцах типа «Клемансо» (рис. 1) и предназначен для прикрытия сил флота с воздуха, защиты от надводных кораблей, нанесения ударов по наземным целям, непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск и ведения фоторазведки. Кроме того, он может использоваться в качестве топливозаправщика (для чего под фюзеляжем подвешивается контейнер со специальным оборудованием).

Истребитель Супер Этандар на полетной палубе авианосца типа Клемансо
Рис. 1. Истребитель «Супер Этандар» на полетной палубе авианосца типа «Клемансо»

В будущем планируется разработать разведывательный вариант этого самолета.

ТТХ Dassault Super-Etendard

Экипаж, человек – 1

Вес:

пустого самолета – 6450 кг
максимальный взлетный – 11 500 кг
максимальный посадочный – 8100 кг
максимальной боевой нагрузки (при полной заправке внутренних топливных баков) – 2100 кг

Максимальная скорость полета:

у земли - 1200 км/ч
на больших высотах, число М - около 1

Скороподъемность у земли - 100 м/с
Практический потолок – 13 700 м
Длина разбега при максимальном взлетном весе – 700 м
Длина пробега при максимальном посадочном весе – 500 м
Радиус действия:

при полете по профилю «большая — малая — большая высота» (без дозаправки топливом в воздухе), с двумя УР AM-39 «Экзосет» - 720 км
с двумя бомбами калибра 1000 фунтов и двумя ПУ М150 для неуправляемых ракет при времени барражирования в районе цели 30 мин (1 ч) – 600 км (370 км)
при полете на малой высоте без дозаправки топливом в воздухе с двумя бомбами калибра 1000 фунтов и двумя ПУ М150 для неуправляемых ракет – 470 км
 при перехвате воздушной цели с двумя УР R.550 «Мажик», 20 мин барражирования 700 км
1 ч (вылет с двумя подвесными топливными баками по 1100 л) - около 600 км
1,5 ч (вылет с двумя подвесными топливными баками по 1100 л) – 370 км

Перегоночная дальность – 3300 км
Типовая продолжительность полета при вылете с авианосца – 75-80 мин
Размеры самолета:

длина – 14,31 м
высота – 3,85 м
размах крыла с развернутыми консолями (со сложенными) – 9,6 м (7,8 м)
площадь крыла – 28, 4 м2
стреловидность по линии 25%, хорд 45°

Колея шасси – 3,5 м
База шасси – 4,8 м

Конструкция. «Супер-Этандар» — одноместный самолет со среднерасположенным стреловидным крылом неизменяемой геометрии. Установка на нем новых отклоняемых предкрылков, модифицированных закрылков и другие меры (в частности, увеличение тяги двигателя) позволили ему взлетать с большим весом при катапультировании, то есть с большим запасом топлива и весом боевой нагрузки по сравнению с «Этандар-4М». Крыло двухлонжеронное, с торсионными кессонами и складывающимися концевыми частями. Механизация крыла включает элероны и интерцепторы. В средней части фюзеляжа внизу находятся два воздушных тормоза. Стабилизатор полностью управляемый.

Бабина оборудована легким катапультируемым сиденьем и имеет мощную бронезащиту. Перед лобовым стеклом расположен убирающийся топливоприемник системы дозаправки самолета топливом в воздухе. В киле под рулем направления установлен контейнер с тормозным парашютом.

Силовая установка и топливная система. Самолет имеет один ТРД «Атар-8К50» фирмы СНЕКМА, представляющий собой бесфорсажный вариант ТРДФ «Атар-9К50» самолета «Мираж-F.l». Основные характеристики двигателя: на взлетном режиме — тяга 5100 кг, удельный расход топлива 0,97 км/кг-ч, при полете у земли на скорости М=0,9 — соответственно 5160 кг и 1,28 км/кг-ч; вес 1155 кг, длина 3,94 м, диаметр 1,04 м.

От коробки приводов агрегатов работают гидронасос производительностью 40 л/мин (рабочее давление 210 кг/см2), генератор постоянного тока мощностью 9 кВт (28 В) и генератор переменного тока мощностью 10 кВ А.

Топливо размещается в интегральных крыльевых и мягких фюзеляжных баках общей емкостью 3900 л. Самолет может нести на наружной подвеске два 1100-л бака (под консолями крыла) и один 600-л (под фюзеляжем), с учетом которых максимальный запас топлива составляет около 6700 л.

Вооружение. Самолет оснащен двумя встроенными 30-мм пушками с боекомплектом по 125 патронов на каждую. Подвесное вооружение размещается на пяти узлах: одном подфюзеляжном (рассчитан на две 250-кг бомбы) и четырех подкрыльевых, на которых можно подвешивать четыре 400-кг бомбы, две противокорабельные УР АМ-39 «Экзосет» (на внутренних узлах) и две УР R.550 «Мажик» класса «воздух-воздух» (на внешних узлах), а также пусковые установки для неуправляемых ракет. При выполнении боевой задачи с одной УР АМ-39 «Экзосет» под правой консолью крыла, под левую подвешивается 1100-л топливный бак. На самолете может применяться комбинированная (объединенная с топливным баком емкостью 100 л) пусковая установка М 150, снаряжаемая 18 неуправляемыми ракетами.

УР АМ-39 Эизосет под крылом палубного истребителя Супер-Этандар
Рис. 2. УР АМ-39 «Эизосет» под крылом палубного истребителя «Супер-Этандар»

Ракета АМ-39 (рис. 2) имеет следующие характеристики: максимальная дальность стрельбы более 70 км, высота пуска от 50 м до максимальной высоты полета самолета с боевой нагрузкой, вес 652 кг, максимальная скорость полета М —0,93; длина 4,7 м, размах крыла 1,1 м, диаметр корпуса 0,35 м. Боевая часть УР осколочно-фугасная (вес 165 кг). Она снаряжается гексолитом (смесь гексогена с тротилом), срабатывает при углах встречи до 70°, может оснащаться неконтактным взрывателем или взрывателем с замедлением. По данным зарубежной прессы, самолет может использоваться в качестве носителя тактической ядерной бомбы AN-52.

Бортовое оборудование. Его основу составляют прицельно-навигационная система ETNA и РЛС «Агава». Первая включает навигационную подсистему UNI40 с вычислителем, выполненным на десяти больших интегральных схемах (БИС, размеры блока 386 х 191 х 194 мм, вес 14,7 кг), баллистический вычислитель UAT40 на десяти БИС (300 X 180 Х161 мм, вес 7,7 кг), блок управления PCN40 (130 х 130 х 200 мм, вес 3 кг) и блок согласования UEC40 (440 х 175 х 90 мм, вес 7 кг). Она рассчитана на питание переменным током напряжением 115 В и частотой 400 Гц, может работать при температуре от —50 до +60°С. Точность определения системой местоположения составляет 2,2 км за 1 ч полета (круговая вероятная ошибка), скорости — 1,5 м/с, углов крена и тангажа — 2', курса — 6х.

РЛС (вес 45 кг, потребляемая мощность 1,1 кВт, диапазон частот 8—10 МГц, дальность обнаружения легкого бомбардировщика 28 км, эскадренного миноносца — 110 км) выполнена по модульной схеме, имеет систему встроенного контроля работы и решает следующие задачи: в режиме «воздух-воздух» — обнаружение и автоматическое сопровождение воздушных целей, определение дальности и выдача данных; «воздух-поверхность» — поиск и автоматическое сопровождение надводных целей, определение дальности до цели и целеуказание головке самонаведения УР; «воздух-земля» — навигацию самолета и определение дальности до цели.

В состав бортового оборудования самолета входят также вычислитель аэродинамических параметров (тип 66), аппаратура навигационной системы ТАКАН, радиовысотомер, а кабина оборудована электронно-оптическим индикатором VE120 с отображением данных на фоне лобового стекла и навигационным индикатором (тип 97). Как отмечается в иностранной печати, «Супер-Этандар» может применять средства постановки пассивных помех. Кроме того, для него разрабатывается система постановки активных помех, а в перспективе планируется создать новую РЛС.

Эксплуатация. Для «Супер-Этандар» установлен срок службы 4000 ч налета (или 15 лет). Система технической эксплуатации находится в процессе отработки. Судя по зарубежным публикациям, французские специалисты намереваются внедрить на этом самолете некоторые элементы новой системы эксплуатации. В частности, предусматривается проведение профилактических осмотров через 900 ч налета (каждые три года), при которых должны выполняться один из трех видов существующих периодических осмотров, а также один выборочный.

Перевооружение авиации ВМС. Первоначально командование ВМС Франции планировало иметь 100 самолетов «Супер-Этандар». Однако в связи с финансовыми затруднениями заказ был уменьшен до 71 машины. Они должны заменить часть штурмовиков «Этандар-4М» и истребителей «Крусейдер». Первой была перевооружена 11-я авиационная флотилия на авианосце «Фош», получившая 12-й самолет в феврале 1979 года, в марте 1980 года этот процесс завершился в 14-й флотилии на авианосце «Клемансо», а к концу 1980-го планировалось перевооружить 17-ю береговую флотилию. К маю 1981 года ВМС был поставлен 51 самолет «Супер-Этандар». Средний темп производства две машины в месяц. По данным западной прессы, боеготовность самолетов «Супер-Этандар» в 11-й флотилии составляет около 80 проц., а в 14-й — 75.

В 1979 году при переучивании и боевой подготовке летчиков 11-й флотилии были проведены стрельбы из пушек (20 000 снарядов), пуски неуправляемых ракет (1400 ракет), бомбометания боевыми бомбами (30 штук, калибр 250 кг) и практическими (220, 500 кг). Кроме того, они обучались применению УР АМ-39 «Экзосет» и R.550 «Мажик», а также ядерной бомбы AN-52.

При переучивании летчиков 14-й и 17-й флотилий на новые самолеты в качестве инструкторов привлекались экипажи из 11-й флотилии. Были установлены следующие нормативы: для пилотов с большим налетом на самолетах «Этандар-4М» (1500-2000 ч) предусматривалось десять полетов на «Супер-Этандар», с меньшим налетом — 15, а для выпускников летной школы (400-500 ч) — 100. На наземную подготовку летчиков отводилось три недели, а технического персонала — от двух до пяти в зависимости от специальности.

Широко разрекламированный французской печатью, «Супер-Этандар» пока не нашел емких зарубежных рынков сбыта. Судя по данным иностранной прессы, эти самолеты были проданы только ВМС Аргентины.

Западные специалисты считают, что самолеты «Супер-Этандар» с УР «Экзосет» успешно действовали против кораблей английской эскадры в ходе англо-аргентинского конфликта из-за Фолклендских (Мальвинских) о-вов. В частности, ими был потоплен эскадренный миноносец УРО «Шеффилд».

Полковник Ю. ЮРЬЕВ, кандидат технических наук
«Зарубежное военное обозрение» № 9 1982 г.

P.S. Всего построено 85 самолетов Dassault Super-Etendard. ВМС Франции с 2015 года начали снимать его с вооружения и в 2016 эксплуатация была полностью прекращена.

В 1983 году несколько самолетов Super-Etendard приобрел Ирак. На сегодня в Аргентине эксплуатируется 8 единиц этих самолетов, в составе ВМС.

Потери самолета тщательно скрываются (утверждается, что не была потеряна ни одна машина).

***

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама Google




Время загрузки: 0.08 секунд - 16 Запросов 87,605,897 уникальных посетителей