Дэниел Дэй-Льюис снимается редко, но, как говорится, метко, так что каждая новая роль этого актера - событие. В январе мы сможем полюбоваться на Дэй-Льюиса в биопике Стивена Спилберга «Линкольн», а пока вспоминаем его прошлые работы.
Sunday Bloody Sunday, 1971 Режиссер Джон Шлезингер
Нюх на мощные проекты, похоже, у Дэниела Дэй-Льюиса был всегда - даже дебютировал он не в трехгрошовом трэше или безвестной телевизионной постановке, а в замечательной драме такого уважаемого постановщика, как Джон Шлезингер. В центре сюжета необычный любовный треугольник, в углах которого мужчина (Питер Финч), женщина (Гленда Джексон) и их общий любовник (Мюррей Хэд), который не желает выбирать кого-то одного. Фильм удостоился четырех номинаций на «Оскар» - по номинации получили Финч и Джексон, также лента выдвигалась на призы за лучшую режиссуру и лучший сценарий. У тринадцатилетнего Дэй-Льюиса маленький бессловесный эпизод - он играет подростка-хулигана, царапающего припаркованные у церкви машины.
Спасибо, П.Г. Вудхаус
Thank You P.G. Wodehouse, 1981 Режиссер Брайан Морган
Телевизионный проект от канала ВВС, построенный вокруг произведений П.Г. Вудхауса, в том числе о хорошо знакомых российским киноманам по сериалу с Хью Лори и Стивеном Фраем Дживсе (Майкл Олдридж) и Вустере (Джонатан Сесил). Дэниел Дэй-Льюис играет в нем Руперта Смита - постоянного героя произведений Вудхауса.
Артемис 81
Artemis 81, 1981 Режиссер Алистер Рейд
Еще одна телевизионная я картина, но с замахом на культовость - драма о молодом писателе (Хайвел Беннетт), который начинает новую книгу и вскоре понимает, что ее сюжет как-то связан с пожилым музыкантом (Дэн О’Херлихи) и двумя мужчинами, которые, как кажется, ангелы (одного из них играет Стинг). Фильм длится больше трех часов, комбинирует массу разных жанров, от фантастики до религиозной притчи, и в нем множество отсылок и цитат из По, Хичкока и Вагнера, так что нет ничего удивительного в том, что зрители, которым ВВС зачем-то показал «Артемис 81» в рождественский сезон, его не поняли. Тем не менее со временем лента нашла признание на домашнем видео. У Дэй-Льюиса «безымянный» эпизод, в сцене в библиотеке он появляется в роли студента.
Сколько миль до Вавилона?
How Many Miles to Babylon?, 1982 Режиссер Мойра Армстронг
Первая главная роль в карьере Дэниела Дэй-Льюиса, проникновенная антивоенная драма о двух друзьях детства, Алексе (Дэй-Льюис) и Джерри (Кристофер Фэйрбанк), которые во времена Первой мировой войны оказываются в одном подразделении. Однако Джерри становится дезертиром, его ловят и приговаривают к расстрелу, руководить которым будет именно Алекс. Фильм был снят для телевидения каналом ВВС.
Заморозки в мае
Frost in May, 1982 Режиссер РональдУилсон
Шестичасовой мини-сериал по одноименной книге Антонии Уайт, рассказывающий о девочке по имени Нанда (Имоджен Бурман), которую в возрасте девяти лет отправляют в католический интернат. Порядки там царят строгие, но Нанда преодолеет все невзгоды (и в конце концов вырастет в Пэтси Кенсит). Дэниел Дэй-Льюис в сильно второстепенной роли, также из известных имен в сериале есть Чарльз Дэне и Лизетт Энтони.
Ганди
Gandhi, 1982 Режиссер Ричард Аттенборо
Масштабный биопик о жизни Махатмы Ганди (Бен Кингсли), дорогой, обстоятельный (он длится более трех часов), по-хорошему голливудский - кино из той эпохи, когда на «фабрике грез» не боялись подобных картин, потому что зрители на них ходили в кинотеатры куда активнее, чем сейчас. Фильм заработал в прокате 52 миллиона долларов и номинировался на одиннадцать «Оскаров», из которых получил восемь - включая награды за сценарий, режиссуру и фильм. А также лучшую мужскую роль - Бен Кингсли здесь и правда феноменален. А вот Дэниел Дэй-Льюис участвует всего в одной сцене, он играет уличного задиру, который пытается «наехать» на Ганди.
Баунти
The Bounty, 1984 Режиссер Роджер Дональдсон
Очень качественная историческая драма, в очередной раз (до Роджера Дональдсона эту историю переносили на большой экран как минимум четырежды) рассказывающая историю мятежа на корабле «Баунти», когда помощник офицера Флетчер Кристиан (Мел Гибсон) поднял команду на бунт против тираничного капитана Уильяма Блая (Энтони Хопкинс). Дэниел Дэй-Льюис играет офицера Джона Фрайера, начальника Флетчера, и хотя Блай в конце концов ставит главным по кораблю Кристиана, остается верным ему и не поддерживает бунт. В прокате в свое время фильм провалился, но со временем его «распробовали».
«Баунти»: Именно кинематографическую реконструкцию мятежа на «Баунти» авторства Ричарда Дональдсона историки считают наиболее близкой к действительности
Телевизионная экранизация романа британского писателя Фрэнсиса Брета Янга, уже переносившегося на экран в 1948 году, и, к слову, с большим успехом. Версия 1985 года известностью предшественника похвастаться не может, но поклонникам таланта Дэниела Дэй-Льюиса ее точно стоит взять на заметку - актер играет здесь главную роль, молодого доктора Джонатана, который вынужден бросить учебу и начать работать, когда умирает его отец. Другим его мечтам также не суждено сбыться - девушка, в которую влю6ляется Джонатан (Барбара Келлерман), в конце концов выбирает его брата (Бенедикт Тэйлор).
Моя прекрасная прачечная
Му Beautiful Laundrette, 1985 Режиссер Стивен Фрире
Пожалуй, первая по-настоящему серьезная работа Дэниела Дэй-Льюиса - английская драма о пакистанском иммигранте Омаре (Гордон Уорнек) и его друге, британском скинхеде Джонни (Дэй-Льюис), которые превращают старую прачечную в прибыльный бизнес. А заодно начинают роман, который грозит поставить под удар будущее Омара, ведь его богатый дядя хочет женить его на своей дочери. Фильм обошелся чуть дороже миллиона долларов и, несмотря на неоднозначную тематику, легко эти деньги вернул, а заодно получил несколько наград и номинаций престижных фестивалей - плюс номинацию на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.
«Моя прекрасная прачечная»: Фильм изначально планировался для показа только на ТВ, но готовую картину решено было выпустить в кинопрокат. Для режиссера Стивена Фрирса «Прачечная» стала первым большим успехом
Комната с видом
A Room With a View, 1985 Режиссер Джеймс Айвори
Режиссер Джеймс Айвори и продюсер Измаил Мерчант посвятили себя костюмным драмам и добились в этом таких высот, что понимающим людям достаточно сказать, что, мол, перед вами кино Айвори и Мерчанта, и больше можно уже ничего не уточнять. То есть тонкое, глубокое, изящное зрелище для синефилов и ценителей хороших «классических» сюжетов. «Комната с видом» - один из лучших их фильмов, экранизация романа Э.М. Фостера, причем экранизация настолько скрупулезная, что Айвори даже разбил картину по «главам», соответствующим главам книги. Действие происходит в начале XX века, в центре событий девушка по имени Люси (Хелена Бонэм Картер), которая во время визита во Флоренцию влю(xxx)ется в мужчину по имени Джордж (Джулиан Сэндз), а по возвращении в Англию должна решить, готова Лиона пожертвовать ради этого романа своими отношениями с женихом (Дэй-Льюис). Фильм выдвигался на «Оскар» аж в восьми номинациях, но получил всего три статуэтки - за костюмы, работу художника и сценарий.
Страховщик
Screen Two: The Insurance Man, 1986 Режиссер Ричард Эйр
Телевизионный фильм (часть цикла Screen Two) о работнике асбестовой фабрики (Роберт Хайнс), который однажды обнаруживаету себя на руках сыпь. Сыпь распространяется, лекарства не помогают, отношения с невестой портятся, его увольняют с работы, и мужчина вынужден обратиться в страховую фирму, чтобы взыскать с прежних работодателей хоть какую-то компенсацию. Дэниел Дэй-Льюис играет клерка этой фирмы с говорящей фамилией Кафка - в фильме и правда много «кафкианского», это тонкая сатира на современное общество с его бюрократией и стяжательством, актуальная, к сожалению, до сих пор.
Нану
Nanou, 1986 Режиссер Конни Темплман
В этой проходной франко-британской мелодраме заглавную роль играет Имоджен Стаббс. Ее героиня - молодая англичанка, которая отправляется в путешествие по Европе и в процессе знакомится с очаровательным французом Люком (Жан-Филипп Экоффи) и влю(xxx)ется в него, не зная, что Люк имеет отношение к радикальной группировке. У Дэниела Дэй-Льюиса роль совсем небольшая, он играет Макса - друга и, похоже, бывшего возлюбленного Нану, который навещает ее во Франции.
The Unbearable Lightness of Being, 1986 Режиссер Филип Кауфман
Ретромелодрама, в которой Дэниел Дэй-Льюис играет чешского хирурга Томаса - неисправимого любителя женщин. Он живет в Праге конца 60-х и наслаждается романами (среди его «жертв» Жюльет Бинош и Лена Олин), но скоро в город войдут танки (причем эти сцены не снимались отдельно, Филип Кауфман вставил в фильм реальные съемки пражских студентов того времени) и былая «легкость бытия» тут же испарится. Картина номинировалась на два «Оскара», за сценарий и операторскую работу, но проиграла «Опасным связям» и «Миссисипи в огне» соответственно. Тем не менее Милан Кундера, автор романа, легшего в основу фильма, от экранизации открестился.
«Невыносимая легкость бытия»: Первоначальную версию сценария пришлось существенно переработать, потому что главный герой показался Дэй-Льюису слишком «совершенным», и актер попросил его «затрубить»
Звезды и полосы
Stars and Bars, 1988 Режиссер Пэт О’Коннор
Единственная попытка Дэниела Дэй-Льюиса сыграть в более коммерческом развлекательном кино с треском провалилась.
Комедия «Звезды и полосы», в которой актер сыграл британского арт-эксперта, приехавшего по делам на американский юг, удостоилась разгромной критики и собрала в прокате совершенно смешные деньги - немногим больше 100 тысяч долларов. Это невзирая на забавную игру Дэй-Льюиса и поддержку со стороны таких актеров, как Гарри Дин Стэнтон, Джоан Кьюсак, Марта Плимптон, Гленн Хедли, Уилл Пэттон и Дэвид Стрэтерн.
«Звезды и полосы»: Сценарист картины Уильям Бойд сейчас по заданию наследников Йена Флеминга занят написанием очередного романа о похождениях Джеймса Бонда, Книга готовится к выходу осенью 2013 года
Ослепительная улыбка Нью-Джерси
Eversmile, New Jersey, 1989 Режиссер Карлос Сорин
Еще одна проходная картина - эксцентричный роуд-муви о колесящем на мотоцикле по Южной Америке дантисте (Дэй-Льюис) и его случайной спутнице (Мирьяна Жокович, получившая за эту роль приз фестиваля в Сан Себастьяне как лучшая актриса). Впрочем, каким задумывал фильм режиссер, мы никогда не узнаем - продюсеры фактически отобрали его у постановщика, перемонтировали заново и наложили другой саундтрек.
Моя левая нога
Му Left Foot: The Story of Christy Brown, 1989 Режиссер Джим Шеридан
Первый совместный фильм Дэниела Дэй-Льюиса и режиссера Джима Шеридана, который еще дважды снимет актера в последующие годы, и его главная картина 80-х, принесшая ему «Оскар» за лучшую мужскую роль. Дэниел играет здесь Кристи Брауна - реального человека, рожденного с церебральным параличом. Единственная конечность, которой он мог управлять, - левая нога, которой он научился писать и рисовать, и в конце концов Кристи доказал миру, что является прекрасным писателем и художником. Мощная жизнеутверждающая драма, сполна заслужившая все свои номинации, награды и хвалебные отзывы критиков. А также коммерческий успех - стоил фильм около миллиона американских долларов, а заработал почти в 15 раз больше.
«Моя левая нога»: Некоторые сцены картины оператору пришлось снимать в зеркале, потому что левой ногой Дэй-Льюис не смог натренироваться работать также ловко, как правой
Последний из могикан
The Last of the Mohicans, 1993 Режиссер Майкл Манн
Масштабная 40-миллионная (для тех времен это были довольно большие деньги) экранизация одноименного романа Фенимора Купера с Дэниелом Дэй-Льюисом в роли Соколиного Глаза. Правда, первоначальная версия Майкла Манна длилась три часа, что не устраивало продюсеров, так что постановщику пришлось серьезно поработать с монтажером, чтобы сократить ленту для проката почти на час, - и разумеется, Манн считает, что она сильно уступает первоначальному варианту. При том, что картина все равно получилась величественная, захватывающая и драматичная. Фильм сравнительно неплохо выступил в прокате и получил «Оскар», но только за звук, и номинацию на «Золотой глобус» за лучшую музыку.
«Последний из могикан»: Съемки продвигались очень тяжело, на каждую сцену Манн тратил по 20 дублей. Боссам Fox пришлось отправить на площадку специального человека, который говорил: «Хватит, Майкл. Идем дальше...»
The Age of Innocence, 1993 Режиссер Мартин Скорсезе
Костюмная мелодрама, в которой Дэниел Дэй-Льюис играет нью-йоркского юриста XIX века, обрученного с одной девушкой (Вайнона Райдер), но влюбленного в другую (Мишель Пфайффер). Любовный треугольник еще больше осложняется тем, что соперницы за его сердце приходятся друг другу кузинами. На первый взгляд фильм кажется не совсем типичным для такого режиссера, как Мартин Скорсезе, но сам постановщик называет этот фильм самым жестоким из всех своих работ - очевидно, имея в виду его эмоциональный надрыв. «Эпоха невинности» номинировалась на пять «Оскаров», но получила только один - за лучшие костюмы.
«Эпоха невинности»: Все три исполнителя ведущих ролей - Вайнона Райдер, Дэниел Дэй-Льюис и Мишель Пфайффер - были первоначальным и окончательным выбором режиссера Мартина Скорсезе
Во имя отца
In the Name of the Father, 1993 Режиссер Джим Шеридан
Вторая совместная работа Джима Шеридана и Дэниела Дэй-Льюиса, и, пожалуй, лучшая - основанная на реальных событиях. Драма об отце и сыне Конлон (Дэй-Льюис и Пит Постлетуэйт), которые вместе с несколькими другими ирландцами и одной англичанкой были признаны виновными в терроризме и получили огромные тюремные сроки. Уже после оглашения приговора всплыли факты, указывающие на их невиновность, но власти не стремились их опубликовать, пока до них не докопалась юристка в исполнении Эммы Томпсон. Это блестящая картина - простая и драматургически мощная, с великолепными актерскими работами Дэй-Льюиса, Постлетуэйта и Томпсон - все трое заслуженно номинировались на «Оскар». Всего фильм выдвигался на семь «Оскаров», но ни одной статуэтки, к сожалению, не получил.
«Во имя отца»: В основу сценария легла автобиографическая книга Джерри Конлона, роль которого и исполнил Дэниел Дэй-Льюис
Суровое испытание
The Crucible, 1996 Режиссер Николас Хитнер
Очень достойная экранизация знаменитой пьесы Артура Миллера, которую многие считают его лучшей работой, причем сценарий для фильма написал он сам. Несколько деревенских женщин обвиняются в ведьмовстве, но у них есть выход: если они признаются, то могут избежать казни. Умирать никому не хочется, и мнимые колдуньи не только во всем сознаются, но и начинают называть других «ведьм» - в числе которых жена Джона Проктора (Дэниел Дэй-Льюис), Элизабет (Джоан Аллен). Причем на Элизабет указала Абигейл (Вайнона Райдер) - бывшая возлюбленная Джона, увидевшая в этой истории шанс избавиться от «конкурентки». Миллер и Аллен получили по номинации на «Оскар», но прокатным хитом «Суровое испытание» не стало.
Боксер
The Boxer, 1997 Режиссер Джим Шеридан
Не такая эмоциональная и «насыщенная», как две предыдущие совместные работы Джима Шеридана и Дэниела Дэй-Льюиса, но все равно очень качественная драма о бывшем члене Ирландской республиканской армии, который после 14 лет в тюрьме решает начать жизнь заново и возвращается к своему юношескому увлечению боксом, но развязаться с прошлым оказывается не так-то просто. Фильм довольно медленно начинается и, наоборот, скомкано заканчивается, но прекрасная игра Дэниела Дэй-Льюиса и его партнерши Эмили Уотсон - уже достаточная причина, чтобы рекомендовать фильм. Дэй-Льюис получил за эту роль номинацию на «Золотой глобус», и он здесь правда очень убедителен как в драматических, так и в спортивных сценах - трехгодичные боксерские тренировки (все ради кино!) оказались ненапрасными.
Банды Нью-Йорка
Gangs of New York, 2002 Режиссер Мартин Скорсезе
Пожалуй, самая известная роль Дэниела Дэй-Льюиса, с которой у многих его нынешних поклонников и начиналось увлечение этим замечательным актером.
В этой исторической драме он играет Билла «Мясника», предводителя банды «коренных» американцев, когда-то убившего отца маленького Амстердама Вэллона. Теперь Амстердам вырос (в Леонардо Ди Каприо) и вернулся в Нью-Йорк, чтобы поквитаться с Биллом. Фильм не во всем удачен и вряд ли дотягивает до лучших работ Мартина Скорсезе, но мощная, размашистая игра Дэй-Льюиса, выпустившего из себя темное начало, покрывает все его недочеты - даже странно, что члены Американской киноакадемии предпочли наградить «Оскаром» не его, а Эдриена Броди за «Пианиста».
«Банды Нью-Йорка»: Билл «Мясник», роль которого сыграл Дэниел Дэй-Льюис, является яростным ненавистником Авраама Линкольна, в чей портрет он даже бросает нож. По иронии судьбы Линкольн - одна из последующих ролей Дэй-Льюиса
The Ballad of Jack and Rose, 2003 Режиссер Ребекка Миллер
Третья режиссерская работа Ребекки Миллер, дочери Артура Миллера и жены Дэниела Дэй-Льюиса, ради которой актер вернулся в кино. Фильм, правда, большого всплеска не произвел, но только потому, что Миллер на него, похоже, и не рассчитывала - это скромная, интимная и почти камерная мелодрама о мужчине по имени Джек и его дочери Роуз (Камилла Белль), которые до некоторых пор вели вполне счастливую жизнь в отшельничестве на небольшом острове. Но Джек умирает, и, чтобы не оставлять дочь одну, он заводит отношения с матерью-одиночкой (Кэтлин Кинер), у которой уже есть два сына (Пол Дэно и Райан Макдональд). Картина эта очень тонкая, проникновенная, даже в каком-то смысле нежная - чудесное кино для тех, кому мейнстримные «слезовыжималки» вроде «Мачехи» кажутся слишком прямолинейными и неуклюжими.
«Нефть»: К своей роли Дэниел Дэй-Льюис готовился год, а вот Полу Дэно, исполняющему роль сына главного героя Элая, на подготовку к роли было предоставлено всего четыре дня
Нефть
There Will Be Blood, 2007 Режиссер Пол Томас Андерсон
До «Нефти» Дэниел Дэй-Льюис не снимался четыре года, предыдущий фильм Пола Томаса Андерсона «Любовь, сбивающая с ног» вышел пять лет назад, так что у обоих было достаточно времени, чтобы накопить творческих сил, - что вылилось в совершенно монументальный эпик о первых нефтяных магнатах Америки. Дэй-Льюис играет Дэниела Плэйнвью - предприимчивого бизнесмена, который готов наращивать свой бизнес любыми средствами и не остановится ни перед чем, лишь бы растоптать конкурентов. Жесткий, непримиримый, но крайне харизматичный, Плэйнвью - еще одна большая удача Дэй-Льюиса как актера, и роль, к которой иные звезды идут всю жизнь (а дойдя, нередко проваливают!). Восемь номинаций на «Оскар» были прогнозируемы - две из них вылились в статуэтки (за лучшую операторскую работу и, разумеется, Дэниелу Дэй- Льюису как лучшему актеру).
«Нефть»: Речь о построении школ и об обеспечении города хлебом, которую Дэниел Дэй-Льюис произносит перед жителями Маленького Бостона, была его личной импровизацией
Девять
Nine, 2009 Режиссер Роб Маршалл
Белая полоса удач не может длиться бесконечно, и у Дэниела Дэй-Льюиса ее прервал мюзикл «Девять» Роба Маршалла. Причем на этапе подготовки казалось, что это верный «победитель»: в основе успешный бродвейский мюзикл от постановщика «Чикаго» и с таким мощным актерским составом, что голова идет кругом: Николь Кидман, Марион Котияр, Пенелопа Крус, Джуди Денч, Софи Лорен, Кейт Хадсон и в качестве вишенки на торте Ферги из Black Eyed Peas. Последнее - одна из причин слабости картины, звезд слишком много, и внимание нужно уделить всем, отчего страдает общее «течение» фильма. Кроме того, в «Девяти» нет качества лучших мюзиклов - бесшовной синергии драматургии и музыкальных номеров, фильм смотрится как вереница песен, между которыми залит жиденький сюжетный бульон. Зато это редкий шанс увидеть, как Дэниел Дэй-Льюис (и упомянутые выше актрисы) танцует и поет - у него аж два сольных номера.
«Девять»: Исполнители подошли к музыкальным номерам со всей тщательностью. Например, Кейт Хадсон репетировала свое выступление шесть недель, а съемки этой сцены заняли у съемочной группы два дня
Сколь бы исторически значимым ни был Авраам Линкольн, в роли которого мы вот-вот увидим Дэниела Дэй-Льюиса, для большинства людей он остается лицом с пятидолларовой банкноты. Что ж, места на купюре заслуживают лишь действительно великие. Посмотрим, кому из звезд кино довелось сыграть других «мертвых американских президентов».
Джордж Вашингтон – Дэвид Морс
Первый президент США появлялся на экране не меньше чем в полутораста постановках. Одним из недавних исполнителей роли «отца-основателя» стал Дэвид Морс в мини-сериале «Джон Адамс», посвященном первым пятидесяти годам существования государства Соединенные Штаты Америки.
Томас Джефферсон – Ник Нолти
Глава комитета по созданию Декларации независимости тоже был экранным героем не один десяток раз. Картина «Джефферсон в Париже», где роль третьего президента США еще в бытность того послом во Франции исполнил Ник Нолти, удостоилась номинации на главный приз Каннского кинофестиваля 1995 года.
Эндрю Джексон – Чарлтон Хестон
Наиболее ярким образ воинственного седьмого президента США Эндрю Джексона получился, пожалуй, у Чарлтона Хестона в приключенческой драме «Флибустьер». Герои фильма - отвязные пираты - объединяются под руководством Джексона, чтобы противостоять британскому флоту.
Улисс Грант – Кевин Кляйн
Восемнадцатый президент США, возможно, и не является самым известным политиком, но зато его лицо увековечено Кевином Кляйном в фантастическом боевике Барри Зонненфельда «Дикий, дикий Вест». Фильм получил сразу пять призов «Золотая малина», но это не делает его менее симпатичным.
После терактов одиннадцатого сентября в Нью-Йорке актер помогал перевозить в больницы кровь для пострадавших. Везти ее надо было в специальных боксах со льдом. Дэй-Льюис хотел было сдать кровь сам, но очереди из желающих были слишком длинными. Тогда Дэниел решил, что если помочь с транспортом, то от этого будет больше пользы, чем от простого стояния в очереди.
Перейти на форум:
Авторизация
Вы не зарегистрированы? Нажмите здесь для регистрации.