Агаты Прииртышья
Начиная с 30-х годов нашего столетия в музеях и частных минералогических коллекциях стали появляться изумительной красоты агаты, привезенные из Прииртышья.
Агаты — это различно окрашенные агрегаты халцедона (скрыто кристаллической разновидности кварца, SiO2), параллельно-полосчатого или концентрически- зонального строения.
 Карнеол-агат, многоцентровый агат, агат бразильский, прихотливо-узорчатый агат
Сначала это были сравнительно редкие находки, воспринимавшиеся как случайные. Однако с течением времени находки множились, а с конца 60-х годов ХХ века геологи и энтузиасты-любители природного камня стали доставлять с берегов Иртыша большие коллекции ювелирных агатов. Агаты находили в горах в плотных скальных породах темного цвета, в обломках и окатышах в долинах рек и ручьев, в гальке древних конгломератов. Но особенно впечатляющими были россыпи агатового камня на склонах пологих сопок и прибрежьях степных озер северо-запада Семипалатинского Прииртышья. Они всегда попадались в степи как-то неожиданно. Россыпи агатов простирались в виде полос и обширных пятен, не согласующихся с рисунком современной долинной сети. Отмытые талыми и дождевыми водами камни сверкали на солнце неясными переливами матовых отблесков, как бы повторяя обманчивую игру света степных миражей. А под шероховатой поверхностью почти каждого обломка открывалась тончайшая гармония рисунка и красок. Откуда такое разнообразие и богатство? Что породило эти скопления красивейшего ювелирного камня? Ответы на подобные вопросы помог дать анализ длительной геологической истории и палеогеографии бассейна верхнего Иртыша.
Образование агатов Прииртышья, как и агатов, обнаруженных в других районах мира, связано с формированием массивов вулканических пород. В конце палеозойской эры, около 300 млн. лет назад, территория Прииртышья отличалась довольно активной вулканической деятельностью, здесь шли процессы горообразования, которые придали этой территории облик приподнятой горно-складчатой страны. Особенно сильные наземные и подводные излияния андезит-базальтовых, андезит-дацитовых и андезитовых лав, выбросы их туфов происходили в районах Саур-Тарбагатая и северо-запада Семипалатинского Прииртышья. В пустотах и газовых пузырях лав и туфов и формировались разнообразной формы миндалины, желваки, линзы и прожилки агата. Рождение агата происходило при постепенном заполнении пустот остаточными продуктами химической дифференциации магмы. В тех местах, где в вулканических породах было относительно много пустот и камер, образовались так называемые первичные скопления агатов и халцедонов. Однако, как часто бы ни встречались подобные скопления, концентрация агатов в них невелика.
Интенсивные движения земной коры продолжались в Прииртышье и в первую половину мезозойской эры (200—150 млн. лет назад). Благодаря им древние вулканические породы на многих участках поднимались на поверхность и подвергались механическому разрушению водными потоками, ледниками, прибоем и т. д. Вместе с обломками горных пород переносились и извлекаемые из разрушающихся пластов лав и туфов разнообразные формы агатов. Поэтому в мезозойских конгломератах агаты находятся чаще всего в виде единичных экземпляров. Но качество их невысоко — камни «испорчены» многочисленными трещинами, окатыванием и дроблением во время переноса водными потоками.
Горные сооружения Прииртышья непрерывно разрушались в течение всей второй половины мезозойской эры. Выравнивание рельефа, периодически прерываемое кратковременными «вспышками» тектонической активности, закончилось к концу мелового периода (67 млн лет назад). В Прииртышье, на Алтае, в Саур-Тарбагатае и Казахском нагорье к этому времени уже простиралась обширная денудационная равнина — пенеплен, для которого характерно сочетание плоских выровненных поверхностей с невысокими грядами и возвышенностями с мягкими очертаниями и пологими склонами. Свидетели этой эпохи в Прииртышье — многочисленные «останцы» древнего пенеплена, покрытые корой выветривания на хребтах Алтая, Саура, Манрака и особенно на прилегающих к Иртышу склонах Казахского нагорья.
В эпоху формирования пенеплена механическое разрушение горных пород шло очень медленно, однако мощное химическое выветривание сильно изменяло породы. Под действием воды и химически активных природных растворов подавляющее большинство неглубоко залегавших минералов магматических и метаморфических горных пород разрушалось и замещалось тонкокристаллическим глинистым веществом. Образовавшаяся таким путем глинистая кора выветривания почти сплошным чехлом покрывала поверхность древнего пенеплена. Толщина этого чехла составляла десятки метров.
В коре выветривания в более или менее неизмененном состоянии сохранились лишь те минералы, которые представлены окисными и гидроокисными соединениями, устойчивыми к химическому выветриванию. В древних лавах базальтового и андезит-базальтового состава и их туфах такими минералами оказались агаты и халцедоны, сложенные тонкокристаллическими соединениями окиси кремния. Они-то и сохранялись почти в первозданном виде, тогда как окружавшие их вулканические породы превращались в легко размываемые глины. На вершинах и пологих склонах гряд и возвышенностей пенеплена, где на поверхность выходили древние вулканические породы, дождевыми и талыми водами постепенно разрушался и сносился глинистый мелкозем верхних горизонтов коры выветривания. Освобождающиеся при этом из глин разнообразные по форме и размерам агаты из-за слабой энергии водотоков или оставались на месте, или переносились на склоны и подножья гряд и возвышенностей.
 Агат с кварцам
Именно накопление на месте (или почти на месте) относительно тяжелых миндалин и желваков, длившееся в течение десятков миллионов лет, породило россыпи агатов. Благодаря такой длительности в россыпях концентрировались агаты из разных зон кор выветривания и различных пород. Вот почему так удивительно разнообразны агаты в россыпях древнего пенеплена Прииртышья. Здесь поблизости друг от друга можно встретить черно-белые арабские ониксы и пятнисто окрашенные серые моховики, дендритовые халцедоны, белые фарфоровидные кахалонги и и рис-агаты, кольцевые и узорчатые разновидности агатов, медовые и красные сердолики, сердоликовые ониксы, сардеры, сардониксы, обломки красно-коричневых и бурых копейчатых яшм. Вся эта цветовая и узорчатая гамма представлена в миндалинах и обломках размером от нескольких миллиметров до 15 см в диаметре. Длительное пребывание в глинах коры выветривания и на дневной поверхности наложило свой отпечаток на некоторые агаты, в них появились дополнительные цветовые оттенки и пятна за счет окисных и гидроокисных пленок металлов, разнообразных трещин и пустот.
Благодаря большому разнообразию, агаты Прииртышья обладают высокими художественно-эстетическими качествами. Они уже украшают коллекции ряда музеев нашей страны и, нужно полагать, со временем войдут составной частью в мировой фонд декоративных камней. Но важна не только их эстетическая ценность. В изумительном соцветии красок и оттенков агатов Прииртышья, тончайшей структуре рисунка и неповторимой индивидуальности облика отражается величайшая сложность породнивших их природных процессов и поступательное движение времени, что мы привыкли выражать единым понятием: геологическая история.
В. С. Ерофеев, доктор геологических наук Институт геологических наук им. К. И. Сатпаева АН КазССР Алма-Ата
В. М. Мацуи, кандидат геолого-минералогических наук Институт геологических наук АН УССР Киев
1986 г. |