October 31 2024 06:36:11
Навигация
· Генеральная

· Материнские платы
· Контроллеры
· CPU - процессоры
· Память - RAM
· Видеокарты
· HDD, SSD, FDD
· CD - DVD - BD
· Звуковые карты
· Охлаждение ПК
· Корпуса ПК
· Электропитание
· Мониторы и ТВ
· Манипуляторы
· Ноутбуки, десктопы

· Интернет
· Принт и скан
· Фото-видео
· Мультимедиа
· Компьютеры - общая
· Программное
· Игры ПК
· Радиодело
· Производители

· Динамики, микрофоны
· Аппаратура

· Телевидение
· Безопасность
· Электроника / Быт
· Телефония
· Пульты - ПДУ
· Создание сайтов

· О сайте wasp.kz...

· Каталог ссылок
Последние статьи
· Western Digital WD40...
· Фигурное катание - СССР
· Олимпийские шайбы
· Хоккей - наше торжество
· Байк-клуб KZ Дмитрия...
Счетчики


Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

- Темы форума
- Комментарии
Иерархия статей
Статьи » Компьютерные игры » Sid Maier's Civilization III - обзор
Sid Maier's Civilization III - обзор

Head & Shoulders от Сида Мейера

...Да-а-а... Вот оно и свершилось... Надо бы собраться с мыслями, что ли... «Игрок» про Сида, «Игры, любимые народом» про Сида... Сплошная «Песнь о Сиде», короче. Да и как же иначе, если нагрянуло долгожданное Третье Пришествие Ее, Великой и Могучей?

Впрочем, что там на самом деле нагрянуло, - это разговор особый. Только что в «Играх, любимый...» я писал, как измельчали и поскучнели клоны «Цивилизации», с какими надеждами и опасениями ждем мы веского слова Самого Мэтра. Что же - дождались. А вот чего дождались, я еще толком не понял...

Sid Maier's Civilization III выход игры и обзор с критикой

Нет, серьезно, играю ночами напролет в Civ III уже вторую неделю, с того самого момента, как в мои дрожащие ручки попал вожделенный диск, - и до сих пор не пойму, я в восхищении или в недоумении? Дедушка Сид, конечно, сказал то самое новое и веское слово. Только вот было ли то слово могучим откровением, или просто нас всех послали? Пока не понял. А статью сдавать надо. Так что запомните одно. Civ III - мегахитовый мегахит по определению. Даже если она будет вызывать у вас злобу и раздражение, вы все равно будете играть и играть... материться, начинать заново, проклинать съехавшего с катушек Мейера - и все равно играть.

Игра Sid Maier's Civilization III критический разбор и советы

А теперь по порядку - откуда же у меня столько странных эмоций?

Ночь первая

Потирая ручки, запустился. Настройки — почти обычные, но сразу обратил внимание на какую-то карикатурную попсовость персонажей, ранее «Цивилизации» не свойственную. Поглядите сами на эти физиономии, и вы меня поймете. Людям с такими лицами надо в диснеевских мультфильмах злодеями и пройдохами работать, а не империями управлять. Ну да ладно — в конце концов, своего мордоворота в процессе игры не видно, а от соседей никто никогда ничего хорошего и не ждал.

Как играть в Sid Maier's Civilization III на современном компьютере?

Однако закопошилось на дне памяти какое-то воспоминание... где-то я подобную стилистику вроде уже встречал... Но — проехали. Вошли в игру...

Опаньки! Модная штука — «открытый интерфейс», кажется, называется? Как видите, почти весь экран — сплошная карта, все меню вызываются отдельно и переделаны напрочь. Помнится, я говорил, что флибустьеры, слабавшие Call to Power, из принципиальных соображений, чтобы не быть похожими на папочку, поменяли весь интерфейс? Так вот, сам папочка Сид решил всех переплюнуть и устроил пышные похороны привычной системы управления. Подробнее — во врезке.

 

Про интерфейс

На карте, как видим, никаких постоянных окон нету. Все панели управления открываются обычными для «Цивилизаций» клавишами F1-F8, но их дизайн абсолютно изменен. Главным органом управления является Domestic-меню (F1), с которого вы можете управлять и городами, и финансами, А вот с некоторыми загадочными символами на меню Дипломатии я до сих пор не разобрался. Некоторые дипломатические возможности, заявленные в «Цивилопедии», упрятаны как-то так хитро, что их реальное использование проблематично.

Зато окно Науки наконец-то стало наглядным и логичным. Теперь сразу видно, как открытия взаимосвязаны, какая от них польза и сколько времени займет та или иная разработка.

 

Кое-как разобрался, начал играть. Сразу узрел некоторые новшества в процессе, поначалу показавшиеся незначительными. Например, сеттлер теперь только строит города, больше не умеет ничего; а дорогами, шахтами, ирригацией занимается отдельный юнит worker. Или появление «государственных границ». Теперь вокруг каждого города имеется зона суверенитета, обозначенная на карте. Соперники не могут здесь строить свои города и даже проходить сквозь неё не могут без вашего позволения. Если, конечно, вы не воюете. Но войны в этой «Цивилизации», в отличие от предыдущих, просто так не начинаются...

В общем, вначале меня это даже порадовало. Помните, как раньше напрягались вражеские юниты, шастающие по родной земле?

Между делом обнаружил еще наличие какого-то нового игрового измерения — «культуры», но что это такое и с чем его едят, не понял, отложил на потом... Ха! Вскоре выяснилось, что никакого «потом» у меня не будет.

Все нюансы компьютерной игры Sid Maier's Civilization III

Оказывается, размер той самой зоны городского влияния напрямую зависит от уровня «культуры» в городе! Культура подросла — зона скачком расширяется... И вот уже вокpyr соседских городов на три клетки все — их, и ничейной земли нет, и мне негде строить свои города... Еще скачок — и у меня отрезаются уже окученные вроде клетки...

Плюнул, начал заново, полез внимательно изучать, с чем едят эту «культуру». Но упомянутое выше подспудное воспоминание снова зашевелилось. Точно, где-то что-то как-то...

 

Про дипломатию

Вот так выглядит «диалог» с соседями. В теории можно предложить им любой бартер или выставить любую претензию. Можно даже купить соседний город или потребовать его отдать просто так, под угрозой войны. Эта возможность кстати, наверняка тоже прямо переехала сюда из Master of Orion.

Но на практике соседи почти никогда не соглашаются на равноправные обмены, всегда требуя какого-нибудь довеска (скажем, они мне открытие, а я им — открытие плюс деньги или два открытия). А требовать город или денежную дань бессмысленно даже от самых слабых. Куда проще объявить войну, нужный город захватить, а потом замириться, Почти единственная обнаруженная мной эффективно действующая опция — требование вывести войска с моей территории. После двух-трех повторений юниты, как правило, действительно уходят.

 

Ночь вторая

...Да-а, раньше у нас «Цивилизация» была, а вот культуры-то и не было. Сделал быстренько, по отлаженной цепочке, самые важные открытия, полезные для военного дела, настроил боевых юнитов — и вперед, круши, дави. Даже такое Чудо Света, как Александрийская Библиотека, строилось исключительно с военными целями — чтобы у соседей открытия воровать.

Теперь все дивно переменилось. Некультурных просят не беспокоиться. Означенный параметр «культура» начинает прирастать, только когда в городе есть соответствующие заведения — библиотека, храм, собор, Колизей и так далее. А прирост культуры — куда более верный способ расширить территорию, чем даже строительство новых городов. Далее, это единственный способ обеспечить единство территории, чтобы зоны городов соприкасались друг с другом и соседи не вклинились.

И даже того хуже. Когда я начал играть по второй, со мною вообще жуткий казус приключился. Мой пограничный город взял да и перекинулся к соседям-французам. Был мой — стал французский. У горожан, видите ли, возникло необоримое восхищение превосходящей французской культурой! Кинулся я город военным путем отбивать да и получил по рогам. Опять плюнул, опять начал заново...

Так что теперь в каждом новом городе первым делом библиотеку строить надобно! Вот до чего мы докатились...

...Ну да ладно. Хотите культуру — будет вам! Играю. Уже дольше играю. Все замечательно пока. Соседей культурно выдавливаю. По дереву открытий двигаюсь сбалансировано, дабы что-нибудь гуманитарное не пропустить, но и военное дело не забывать все-таки. Обнаруживаю еще одну вроде как мелочь — в игре, оказывается, несколько видов ресурсов. Помните, раньше были олени, птички всякие, золото, уголь, рыбки и так далее? Но они лишь означали, что с этой клетки можно чего-нибудь (еды, денег или щитов) добыть больше, чем с обычной.

Такие же есть и здесь. Но вдобавок существуют еще «люксовые» ресурсы типа слоновой кости, вина, пряностей. Они повышают счастье народное, а самое приятное — их разрабатывать не надо, то есть человечка на них выставлять. Надо только, чтобы этот ресурс оказался в городской черте влияния и к нему была проведена дорога.

Развиваюсь, стало быть. Начал с соседями помаленьку торговать. Здесь это теоретически просто — можно обмениваться ресурсами, картами, открытиями, можно все это выкупать или продавать за деньги... «Теоретически» — потому что хитрые соседи вечно выставляют неприемлемые требования. Очень неохотно идут на равноценный обмен... И Бац! Сосед первым построил Великую Библиотеку. Нет, так дело не пойдет. Лоадюсь — и пытаюсь у себя Библиотеку купить (пара турнов оставалась, деньги вроде есть)... А не покупается! Нельзя ускорить строительство Чудес Света! И караванов нету... Ладно, возьмем силой. Как раз Wheel открыли, сейчас настроим колесниц... Оопс. Где мои колесницы? Открытие есть, а строить не могу.

Атакую несчастными арчерами. Враг своей конницей стирает моих арчеров и переносит боевые действия на мою территорию. Ну почему у него конница есть, а у меня — нет???

Sid Maier's Civilization III какие ресурсы и какая стратегия самые верные

Видите рыжего зверька возле вражеского города Tours? Вот это и есть лошадь, из-за которой французы все в шоколаде, а я — в...

Ночь третья

...Оказывается, снова дело в ресурсах. Есть еще и третий их вид — стратегические. Лошадки, железо, селитра, алюминий... и так далее, до урана. Нет на твоей территории лошадок — не будет кавалерии. Нет железа — не будет меченосцев, рыцарей, пушек. Когда сделано некоторое открытие, соответствующие ресурсы появляются на карте. Но появляются весьма скупо! На острове солидных размеров, где вольготно разместилось семь городов, у меня «родился» только один значок железа — и ни одной лошадки...

То есть экспансия необходима, просто чтобы находиться на уровне своих открытий и создавать открытые юниты!

Собрался с силами, начал еще раз играть заново. Теперь учел вроде все. Развиваюсь гармонично. На сей раз в виде нечаянного подарочка уже ко мне перекинулся вавилонский городок, затащившийся уже от моей культурности. На затерянном в океане островке нашел драгоценную лошадку через какие-то десять турнов после того, как открыл Wheel.

Играю, играю, играю... Голова пухнет от экономического балансирования. Правда, что любопытно, — соседи не достают. Почему-то никто на меня не нападает, все ведут себя относительно вежливо и пытаются победить в мирном соревновании. Это тоже ужасно непривычно. Для тех, кто понимает, — я сам, без захватов (не считая упомянутого мирного присоединения) построил и развил 26 городов! Первая война у меня в этой игре случилась в XVII веке, причем я сам напал на слабого соседа, когда свободные территории под боком кончились, а вдобавок потребовался имевшийся у него на землях ресурс «соль». Да и то — соль отвоевал и сразу замирился... Правда, для скорости освоения игры (и чтобы успеть написать эту статью) я играл на уровне Warlord (аналог старого Prince). Может быть, на более сложных уровнях соперники наглее.

 

Про города и чудеса

Наконец-то снова можно посмотреть панораму своего города с птичьего полета! Как видите, столица, где выстроено полдюжины Чудес Света и дюжина обычных зданий, смотрится вполне эффектно. Зрелище, на котором отдыхаешь душой и чувствуешь, что не зря трудился на благо своего народа...

Правда, некоторые Чудеса стали менее «чудесными» по действию, чем раньше. Например, в Civ II и ее клонах существовала нежно любимая Мастерская Леонардо, которая автоматически апгрейдила все юниты. Здесь она тоже есть, но юниты апгрейдятся только в городах, каждый по отдельному приказу, а самое подлое — за отдельные деньги!

...Основные принципы управления городами остались прежними; только одно «но». Теперь за ними приходится внимательно следить. Программа возомнила себя могучим AI, поэтому по завершении какой- либо стройки так и норовит автоматически назначить следующее строительство. Вдобавок сообщение о «Civil desorder» более не останавливает игру, требуя вашего внимания; оно просто на секундочку высвечивается над городом, а потом жизнь идет своим чередом. Если городов за дюжину, то этот момент легко пропустить и лишь случайно потом обнаружить, что какой-то город уже пятый турн бунтует...

 

...Итак, на дворе XVII век, я невыразимо крут, круче меня только американцы (ну конечно!), и тут бац! — стратегические ресурсы типа «железо» и «селитра» начинают вырабатываться и пропадать с карты. Мол, ищите новые месторождения...

В этот момент меня наконец-то прошибло. Я понял, с чем хитроумный Сид скрестил свою «Цивилизацию» и какой гибрид я имею честь наблюдать. А вы догадались?

Два в одном... Три в одном... Далее везде?

Мультяшная карикатурность персонажей и суетливая беготня фигурок на карте... Границы, которые сдвигаются оттого, что возводятся сооружения... Ресурсы, необходимые для военного строительства, каковые вдобавок можно исчерпать... Ребята, да это же Settlers’ы! Мейер элементарно ввел в игру основы самой экономически-симулятивной RTS, которые только можно было использовать в пошаговой стратегии!

Как только я это сообразил, все, стало на свои места. Передо мной действительно гибрид. Мы уже привыкли к разнообразным смешениям жанров — но такое, кажется, впервые. И ведь, действительно, в результате получился наикрутейший государственный симулятор. Такой, что, как я уже сказал, возникают весьма смешанные чувства. Как-то очень непривычно играть в «Цивилизацию» без всякой почти войны; изо всех сил стараться не врагу переломить хребет, а собственный баланс удержать на передовом уровне...

 

Про войну

Навскидку — пара примеров мелких отличий от классики. Одна заморочка сильно обломила меня при первых потугах повоевать. Катапульты и пушки теперь — нон-комбат юниты и атаковать не умеют! Как я понял, годятся они нынче лишь для защиты городов и крепостей.

Зато юниты, победившие в нескольких боях, могут сильно покрутеть. Если раньше потолком был уровень «ветеран», то теперь прибавилась «элита» и совсем уже запредельное состояние «героя» (вот они, элементы RPG в действии!). Причем накачиваются бойцы вполне заметно — «элитный» warrior (самый хилый, изначальный юнит) вполне успешно забивает арчера или копейщика, что раньше было маловероятно.

Наконец, вояки слегка поумнели. Теперь юнит, после обмена ударами с врагом находящийся на волосок от смерти, зачастую самопроизвольно выходит из боя и отступает.

 

Кстати, нам обещана возможность победить полудюжиной разных путей. Из них некоторые — привычные. Снова можно первым построить звездолет; можно захватить 2/3 всей планетарной суши; можно вообще, как всегда, всех убить, одному остаться. Но вот как вам, например, победа «культурная» (видимо, когда все державы признают твое моральное превосходство)? А любопытнее всего победа дипломатическая. После строительства Объединенных Наций все державы мира периодически собираются за круглым столом и пытаются выбрать Повелителя Всего из двух самых крутых претендентов... А вот это, между прочим, уже чистой воды Master of Orion! Да и вообще весь дипломатический блок отдает чем-то до боли знакомым, орионским... В общем, Сид не поленился собрать по крупицам все, что показалось ему заслуживающим внимания. В результате возникла такая навороченная игра, что к ней - пожалуй, впервые в истории пошаговых стратегий - уже совсем не лишним покажется полноценный солюшн... или, разумеется, полноценный комплект мозгов у игрока вкупе с желанием их хорошенько понапрягать...

Короче, что знал, — то сказал. Чувства у меня самые растрепанные, пойду приводить их в порядок. Тут в океане еще пара островков осталась неокученных, надо поскорее кинуть флотилию, чтобы конкуренты не перехватили.

Sid Maier's Civilization III как в игре быстро стать лидером и всех победить?

Вот он, перечень существующих в игре ресурсов. Разработчики под руководством славного Сида оттянулись по полной, решив достичь гиперреалистичности.

Петр Курков, 2001 год

Sid Maier's Civilization III
Жанр - вечная пошаговая стратегия
Издатель - Infogrames Interactive
Разработчик - Firaxis Games
Системные требования:
Процессор - Pentium II ЗОО МГц
RAM - 32 Мбайт

***

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама Google




Время загрузки: 0.10 секунд - 15 Запросов 87,197,220 уникальных посетителей