Суета вокруг колонок или дилетантский взгляд на мультюмедию
Сказка от "чайника"
Не я первый и уж конечно не последний, кто приобрел по случаю видеокарту с tv-out-ом и посему возымел законное желание подключить системник к телевизору, дабы лицезреть по ящику более-менее достойное видео, хранимое доселе где-то в недрах железного друга (я имею в виду жесткий диск). Однако выяснилось, что для этого мало наличия в красном углу «голубого экрана», - а нужно еще и как минимум присутствие акустической системы. В общем, я расскажу сейчас, как я боролся с аудио для своего видео в плане покупки, подключения и расстановки колонок, которые продавец в отделе компьютерной техники заумно-небрежно без конца называл «девайсом» (что звучало из его уст настолько жаргонно, как будто бы он «ботал по фене»).
Начну с того, что, осмотрев неслабый ассортимент акустики, выставленной на полках, а местами, в силу размеров и веса, на полу магазина, и не будучи олигархом от нефтебизнеса, я пришел к выводу, что мои пристрастия расположены в ценовой категории между 50 и 150 долларами. Это огромный пласт японской, корейской, китайской, малазийской и еще, бог знает чьей, технической мысли. Перелистав кучу броских цветных толстых техпаспортов и неприглядно-«ксероксных» бумажек, в коих присутствовал как полный перевод на русский язык, так и, зачастую, с китайского на суахили, мне все-таки удалось выловить крохи необходимых технических характеристик, представление о которых я получил еще в далекие советские времена, штудируя журнал-приложение «В помощь радиолюбителю», пытаясь создать из ДСП и динамиков от проигрывателя «Вега» свое собственное акустическое творение.
Так вот, при сравнении характеристик выяснилось невеликое отличие колонок одного производителя от колонок другого (речь не идет о дизайне, форме, наличии цветных лампочек или материале, из которого они изготовлены). Потому я пришел к выводу, что покупать надо то, что просто понравится мне по звучанию. Если другой человек купит нечто отличное от моего выбора, то он тоже будет прав. Значит именно такая акустика «легла ему на ухо». И пусть он особо не внимает специалистам, пересыпающим перед ним килогерцами, ваттами, коэффициентами гармоник и нелинейных искажений, ведь в конечном итоге ему слушать музыку из этих колонок, так пусть будет она приятна ему именно на слух.
Мой выбор пал на систему 5.1., из которой, как вы знаете, пять – это колонки-сателлиты, а один – это сабвуфер, во внутрь которого умелец-производитель затолкнул усилитель (хотя бывает еще и кроссовер). Системы 6.1., 7.1. и прочие я отмел сразу, поскольку из литературы выяснил, что эффект от прибамбасов, более навороченных, чем 5.1. в комнате, меньшей чем зал кинотеатра, будет замечен только измерительными приборами.
И так, я принялся выбирать, то бишь, попросил продавца подключить и продемонстрировать мне звучание одной и той же композиции на разных системах. Если наблюдать со стороны, то, как правило, непонятно кто все-таки больше заинтересован в совершении великого таинства купли-продажи: покупатель или продавец. Почти всегда продавец всем видом показывает, что продать, в общем-то, и надо, но ради вас он напрягаться не будет; вы пришли и ушли, а ему все равно торчать тут шесть дней в неделю. И потому он с ходу предлагает вам первый ближний к нему товар, заявляя, что остальные кроме как дизайна ничем не отличаются. А тут нарисовался я, еще и диск из собственной коллекции приволок (вот такая я зараза!).
После разворачивания «во фрунт» третьей по счету акустики продавец уже полностью потерял свою компьютерную «приблатненность». После того, как ему пришлось продемонстрировать всю красоту звучания шестой системы, он совсем замолчал. На десятой он посмотрел на меня так, что я отчетливо представил себе, что бы этот парень сделал, будь у него на поясе не мобильник, а кобура, и был рад, что пятерка винчестеров в шкафчике за стеклом имеют общее с легендарным оружием ковбоев только в названии. Тем не менее, я садистски вернулся к номеру пятому, прослушал его еще раз, и… пришел к выводу, что куплю седьмой. Что и сделал, проверив детально все корпуса на наличие сколов и трещин, «завинчиваемость» всех крепежных винтов, комплектность, не обращая внимания на пританцовывающего рядом продавца (для него же старался, а то, не приведи бог, вернусь).
А ведь, действительно, пусть покупатель не стесняется выбирать, не смотря не на чей зубовный скрежет. Ведь ему «ентот куздюмчик носить»!
Ну, вот я уже дома и распаковываю вожделенную акустику. Примерно расставляю ее по комнате на всю длину шнуров, которые не шибко-то и длинные, а, значит, придется менять или наращивать (последнее не рекомендуется), и подключаю к компьютеру. Ставлю в сидюк все тот же диск и ловлю себя на ощущении, что звучит вся эта «кухня», увы, не так как в магазине. Помогающий мне из любопытства сосед сразу предполагает: «Так ведь там ты колонки так далеко не разносил, а система все-таки компьютерная, не для озвучания комнаты, а для создания комфортного пребывания за столом». В ответ парирую: « В этой акустике суммарная мощность 100 ватт. У колонок твоего миницентра и того меньше, а как звучит!» Вскоре выясняю, что виной всему встроенная шестиканальная звуковая карта, та что «на борту». И страдает не столько мощность, сколько качество звучания. Трачу вечер на лазанье по интернету и получаю в итоге кучу умных научных и около статей, только лишь подтверждающих мое опасение – встроенная звуковуха не годится для создания приличной музыкальной картины.
Не было печали, - купила баба порося! Точнее, мне этого порося, т.е. звуковую карту пришлось покупать. Благо, с моей въедливостью и мерзопакостностью характера удалось перепробовать на своем компе не одну карточку, прежде чем окончательно остановиться.
Теперь, усевшись, скрестив ноги, с репой мудрого гуру могу констатировать – звуковые карты делятся на три категории: так себе, хорошие и очень хорошие (есть еще профессиональные, но не о них речь). Градация эта напрямую зависит от цены. Самые дешевые карты, от каких бы производителей они не были и как бы красиво не назывались, находятся на уровне все того же встроенного саунда. Конечно, производители постоянно улучшают интегрированные решения, и вроде бы уже совсем не плох встроенный звук на основе кодеков CMI9739A или Realtek ALC880. Но всю картину портят эти самые «вроде бы» и «уже совсем». А вот приличная звуковая карта, предлагает не только большой выбор конфигурирования аудиосистемы, звуковых эффектов и прочих наворотов, а, в первую очередь, работает как добротный предусилитель, благодаря чему на выходе получается не столько мощный, сколько глубокий звук, который музыканты называют «мясом». Вот такая вам мантра!
Ну, наконец-то, звуковая карта заняла свое законное писиайное место, и я, раскидав по полу толстый слой технической и научно-популярной литературы, занялся расстановкой колонок. Так, где моя любимая большая подушка? Я сейчас снова усядусь на нее в позе лотоса, и изреку второе откровение. Расставлять колонки можно двумя способами: с помощью специальных физико-математических расчетов, и основываясь на советах профессионалов-практиков (есть еще способ под названием «Как бог на душу положит», но мы его принципиально не рассматриваем). Честно говоря, в этих специальных физико-математических расчетах я запутался уже на первой формуле. Точно не помню, то ли динамическое расширение у меня перешло в неуправляемую ядерную реакцию, то ли вершина угла синфазности оказалось где-то в районе созвездия Лебедя. В общем, я оставил расчеты ученым для благополучной защиты диссертаций, и пошел по второму пути.
Оказалось, что, перво-наперво, телевизор стоит не на месте. Ну не может звуковая картина расставленных почти по углам комнаты колонок соответствовать изображению, если это изображение смещено куда-то в угол. Костеря все законы физики и прочие условности жизни, вспоминая знаменитую фразу: «Базилио, он сам себе враг!», в конце концов, мне удалось ценой героических усилий поменять местами телевизор с книжным шкафом, полным всякого барахла, не считая книг. Теперь изображение поселилось у меня ровно в центре дальней стены.
Кстати, об углах. Может быть, кто-либо считает и по-другому, причем, имея научно выверенное обоснование, но мне показалось, что в моей не блещущей габаритами квартире, фронтальные колонки надо разносить влево и вправо от телевизора как можно дальше, иначе пропадает эффект. И поскольку я не смотрю фильмы, прижавшись носом к кинескопу, а сижу на почтительном от этого прекрасного источника излучений расстоянии, их высота над полом, начиная с 1 метра, практически не имеет значения. Главное, чтобы обе колонки были на одном уровне.
А вот тылы можно и не стремиться затаскивать на антресоли или приворачивать к потолку, дабы звук из них не падал вам на голову исключительно сверху, как глас божий.
Особый вопрос – это где расположить сабвуфер. Поскольку я отказался от сложных вычислений, - оставались только практические советы, которые все как один рекомендовали следующий метод: поставить этот ящик на место моего любимого кресла, включить музыку с глубокими, сочными басами и, опустившись на карачки, начать передвигаться по комнате. В то место, где звук «низов» покажется самым приличным, и надо ставить сабвуфер. Картина, скажу я вам, не для слабонервных. Соседа мне пришлось выгнать взашей, поскольку он не просто смеялся, он ржал, наблюдая за мной, ползающим в этой самой позе, причем под музыку. Однако я боюсь даже представить его рожу, если бы он увидел, где я обнаружил те самые точки наилучшего звучания басов. Как я в тот момент завидовал людям, у которых в квартире вся меблировка ограничивается компьютерным столом, креслом и телевизором (интересно, есть ли такие?). Первое место было обнаружено прямо на полу в дверном проеме при входе в комнату из коридора, а второе – под диваном, но поскольку сабвуфер туда не влезал, диван пришлось бы ставить «на попа».
Вот вам – откровение третье. Для сабвуфера нужно присмотреть два-три укромных места, куда всегда будет легко дотянуться для его включения, или куда уверенно «стреляет» пульт дистанционного управления. Почему два-три места? Да потому, что, включив систему, надо убедиться, что в данном месте басы не резонируют, не гудят и не затыкаются, короче, не искажают целостности звуковой картины. А почему место должно быть укромное? А это потому, что ворох проводов тянущихся к этой коробке из разных мест никак не улучшит дизайн вашего жилища.
И, наконец, о центральной колонке. В акустических системах вышеуказанного ценового диапазона центральная колонка обычно представляет собой точно такой же сателлит, что и четыре других (не смотря на то, что дизайн корпуса может и отличаться). Запустив фильм с DVD-Rom-а, я обнаружил что это, мягко говоря, не совсем то.
Четвертый вывод, который я сделал для себя. Для нормального центрального звучания необходимо или прикупить какую-нибудь колонку или изготовить ее самому. Главное, чтобы динамик в полтора-два раза превышал по мощности штатный и подходил по сопротивлению. Причем надо учесть, что центральный канал при просмотре фильма отвечает в первую очередь за разговоры и шумы на переднем и среднем плане. Поэтому динамик в колонке должен быть ближе к среднечастотному. Если в колонке присутствует еще и высокочастотный динамик (так называемая «пищалка»), то он должен быть отключен. Иначе сателлит будет неприятно подсвистывать, поскрипывать, цыкать и шикать. Оно мне надо?! Правда, такое творение нельзя установить непосредственно на телевизор, поскольку оно наверняка не экранировано, так как изначально рассчитывалось не для этого, а потому принепременно будет намагничивать кинескоп. Я нашел место чуть выше телевизора сзади на стене (а еще можно было в тумбочке под ним, а еще… в общем варианты были).
На этом, пожалуй, и все. Упомяну, разве, что провода я заменил на другие, нужной мне длины, и проложил их аккуратно по плинтусам и дверным косякам, подклеивая их через определенные промежутки китайским клеем (но не кабелегоны же монтировать!). Теперь смотрю кино, слушаю музыку и чувствую себя почти всем довольным. Почти, потому что меня подмывает еще кое-что в этом деле «усовершенствовать». Может, я заболел?
Аскар Алиев, 2005, Алма-Ата |