Страны Центральной Азии в новых реалиях
Прорубаются новые торговые пути из Азии в Европу, товарооборот Азербайджана с Кыргызстаном растет... Из Китая, через Казахстан, по Каспию... в обход России?.. и да и нет - страны СНГ показывают уверенный рост товарооборота, это достигается большими усилиями!
Нынешний кризис начался не вчера, и не в феврале прошлого года, и даже не во времена глобальной пандемии... Он зрел уже много лет назад - может 20, а может и 30 лет назад... Причины этому выясняются в интернет-сражениях, батальоны экспертов сходятся в рукопашном бою с батальонами аналитиков... Ну да ладно, пускай.
Логистические маршруты
Страны Центральной Азии богаты на те или иные полезные ископаемые, здесь есть прекрасные природные места, которые даже не нуждаются в рекламе - это готовые туристические объекты! Этот регион имеет колоссальный научный и производственный потенциал! Так почему же все здесь дремлет? Времена порою словно остановились...
Причин много, но самая главная - транспортные артерии. Именно они, в силу географических особенностей, самая большая проблема развития в Среднеазиатском регионе! Он не в блокаде, но полностью зависим от соседей: на Востоке огромная и мощная страна - Китай, который, естественно, преследует свои интересы и цели. Зачастую он просто диктует свои условия своим "равноправным партнерам"... На Севере огромная Россия, сегодня из-за военного конфликта на Украине, и противостояния с "коллективным Западом" - этот маршрут стал крайне рискованным... Юг, здесь Природа решила зло пошутить - огромные территории заняты горами, что само по себе крайне усложняет создание транспортных артерий... а иногда и вовсе перечеркивает такие возможности. Тысячи и тысячи километров, но и этого мало - на юге Афганистан... и все связанные с этим проблемы. Есть Пакистан... который и сам испытывает эти же проблемы.
Небольшое оконце
Если мы вспомним Историю, то самый наглядный пример - иллюстрация этой ситуации - это Петр I "прорубающий окно в Европу". Больших усилий это стоило, но на кону стояло благосостояние, а то и вообще существование России.
Для стран Средней Азии такое окно - Каспийское море. Конечно, это не выход "на просторы океанов", но уже новые перспективы. Здесь свои проблемы, но это ведь новые возможности их решения.
Каспийское море наполовину контролируется Казахстаном и Россией, южнее Туркмения и потом Иран (который в силу некоторых обстоятельств, сегодня не самый перспективный партнер). И в заключение – Азербайджан, дружеский и братский странам Центральной Азии.
Но стоит взглянуть на карту, и оптимизм несколько спадет. Сам Азербайджан заперт. Резко ухудшающиеся отношения с Ираном и более тридцати лет вражды с Арменией... И только через Грузию есть маленькая "тропа" в Турцию и в Черное море.
Подводя итоги
Мы кратко рассмотрели ситуацию в Средней Азии, с точки зрения торгово-экономических связей. Железнодорожное и автомобильное сообщение, водный транспорт. Конечно, есть ведь еще и авиасообщение... но этот вид транспорта резко сказывается на себестоимости товаров, и потому наименее конкурентоспособен.
Везти свои грузы через десятки стран само по себе сложно, недешево, но развитие взаимовыгодной внешней торговли - это основной способ для процветания и роста благополучия всех стран.
Сложностей здесь много, но все это решается, часто вопреки усилиям недоброжелателей. Не секрет, что есть такие злые интриганы... Вот почему нашим странам необходимо всеми силами крепить внутренний мир, развивать добрые отношения с соседями, поддерживать стабильность региона. Без этого мы станем игрушкой в чужих руках.
Удачи всем нам!
*** |