Хаос, пудра и менуэт... Эссе Среднего человекаВступление
Повинуясь жанру - эссе - автор позволяет себе абстракции в самых, как кажется, конкретных местах. Автор также допускает вольность в выборе формулировок и аргументации, а также и, в конце концов, речь ведь идёт об абсурде, допускается фантазия, в пределах реальности.
В разговоре об абсурде два пути: или говорить о предмете с какой-то иной, относительной и бесстрастной («объективной») точки зрения, языком логики; или же говорить о предмете «на его родном языке» - на языке абсурда. То и это имеет и свои плюсы, и свои минусы - это две крайности. Смешивать, или «балансировать на грани» (что то же самое), конечно же, легче, но возможность тупика даёт лазейку уйти в глубь одной из крайностей и, обойдя, таким образом, недоразумение - тупик, препятствие, парадокс - всплыть вновь «по ту сторону проблемы». Но тупик остаётся неразрешённым. Подобное лавирование не может устраивать и оно, как заведомая ложь, должно быть исключено из размышлений. Однако, путь середины - лучший путь. И этот путь только тогда лучший, когда он прямой, как стрела.
Прямые дороги
Когда говорят о конкретной Вере, о какой-нибудь, неважно какой, философии, или об ином образе жизни, в общем о том, что отличается от общепринятого, то часто приходится слышать: «Это один из путей». Путей куда?
Подразумевается одна общая для всех Цель (физиологические начало и конец здесь не рассматриваются). Эта цель, при всём многообразии определяющих терминов, сводится к одному - к жизни с положительным знаком. Это, когда преобладающим является хорошее, но не нейтральное и не пассивное, тем более не угнетающее. Даже покой, при определённых условиях и на какое-то время может быть этой целью.
Цель - жить хорошо. Враг - плохая жизнь. Жизнь - это всё что мы имеем. Всё, что служит одному, то является противником другого. И, что не с нами, то против нас. Дуализм.
Кратко о том, что для человека является хорошим и плохим. Хорошее - это всё естественное, что поддерживает жизнь и её развитие. Плохое - это всё то, что угнетает и обессиливает - это есть неестественное. Третьего и среднего не дано.
Теперь о путях к этой всеобщей Цели. Множество дорог - это спекуляция. Спекуляций много. Все спекуляции грешат тем, что предлагают Хорошее через Плохое; чтобы радоваться, надо поплакать; чтобы получить блаженство, надо пройти через муки; добровольная нужда, вознаграждается изобилием. И это всё - ложь. Мучение не мера блаженству, радость и без слез – радость. Добровольное нищенствование ни при каких условиях не должно принимать изобилие как награду. Это не путь к Хорошему - это путь к капитуляции пред признанной за закон несправедливостью. Количество горя и радости на этом пути не равнозначны. По словам: «В море страданий есть капелька счастья».
Иной путь - «путь радости без горя» - это очередная спекуляция и обман. Таким обманом (самообманом) пользуется наркоман, религиозный ортодокс и отшельник.
Самообман наркомана вскрывается почти мгновенно - скоротечность иллюзии, скоротечность процессов разрушения организма. Всё это происходит настолько быстро, что наркоман говорит чаще об ошибке, чем об самообмане «одного из путей». Этот путь является обратным: через радость к горю. Несправедливая, неравная мера здесь особенно чётко видна. Путь наркомана - это путь, некогда обещавший Всё, но не давший и, вообще, лишивший любого пути.
Путь отшельника и религиозного ортодокса – фанатика, почти один и тот же путь, здесь не место и не время разбирать их принципиальные отличия, нюансы. Достаточно того, что они оба «отказались от себя». Уж этим можно было бы перечеркнуть их путь - ведь их нет и нет их пути - они духи, пророки и воплощения идей. Но они всё равно люди, значит ими движет человеческое - подсознательное, бессознательное или безумное, или ещё что. Нас не интересует их служение их идеям, нас интересует их путь. Где-то в глубине души, они, как и все, стремятся к той же общей цели, но, может быть, в иных красках и с иной музыкой.
Их путь самый безнадёжный. Игра на многозначности слова и на относительности человеческих ощущений, только игра. Это слова, которым мера - тоже слова. Чувства измеряются чувствами. И ещё - отношением к чувству. Имея только Плохое, они вскоре начинают это Плохое почитать за Хорошее - самобичевание, укрощение плоти и т.д. Они никогда не бывают счастливы по-настоящему: Боль, даже привычная боль - плохо, она угнетает, она неестественна и радость от боли – неестественна радость, а значит ущербна, значит она неполноценна и, скорее всего, это не радость. За самовнушением и самообманом, как подавляемая искра, прячется Естественная потребность. И её неудовлетворённость ни чем не покрыть - ни мудростью, ни свободой, ни религиозной экзальтацией. Это самый долгий путь и совсем не туда. Это даже не окольный путь - это тупик.
Есть одна цель и множество путей к этой цели? Ложь! Бесстыдная ложь, или невежество. Путь, как и цель, один. И он ровный, как стрела. Доказательством может служить личная жизнь каждого человека. Оглянись на прошедшее и задумайся. Сколько ошибок, сколько неверных ходов! От начала пути, до нынешней точки Раздумья тянется кривая, петляющая, хаотичная дорога - твоя дорога? Прямая короче кривой - это известно. Возьми линейку и карандаш и прочерти линию от точки А до точки Б, от Начала и до Этого момента - таким должен был бы быть твой путь. Принципиальных запретов нет. Но прямая редкость... А кривая, это не только ошибки и самообманы - это Время! Затрачено пят, десять, двадцать пять лет! А прямая выводит за год, два-три... Эта разница - твои мёртвые годы.
«Но, ведь и в это, якобы мёртвое время, были приятные минуты». Да, это так - жизнь всегда берёт своё. Но эти приятные минуты, они и на прямой никуда бы не делись - их, в силу экономии времени, было бы больше и они не выглядели бы так жалко и сиротливо, как нынче - на пути, словно заплутавшего бродяги.
«Вот знать бы, где упадёшь - подстелил бы подушку…»
Да, это так, значит - знай! Есть начало пути и есть Цель. Есть твоя нынешняя точка. Как уговорились - цель едина. Начало, по большому счёту, так же у всех примерно одинаково. Дальше - хаос разбросанных точек. Отчего так? Дело в практике. Дело в средствах достижения цели. На практике, в отличие от идеи, все используют самые разные средства при наличии одной Цели. А какие бывают средства - известно: чистые и грязные. Но и это ложь - средство достижения цели одно - движение к цели. Как? По трупам? Нет - это не средства и, по крайней мере, не к Цели. Грязные и внешне благопристойные средства ведут к лжецели, к миражу. Это те крайности, которые декларируются либо отшельниками, либо религиозными ортодоксами, либо же ортодоксами плоти. Эти цели - лжецели - вполне достижимы, тогда как настоящая цель, в этом случае недостижима. Эта недостижимость и есть лучшая её черта - она даёт вечный импульс движению. Путь к Цели прерывается лишь смертью.
Есть мысль и она прямая, отчего же путь извилист? Мысль – мысль! А есть ли мысль?! Пряма ли сама мысль?
*
Есть сила, значит, есть и слабость. У всякого сильного есть слабое место, любой может дотронуться до этого места, и сильный повержен! Если так, то и у слабого есть что-то сильное. То, чем он может повергнуть любого и сильного в том числе. Сила слабого - ненависть.
Ненависть слабых
Ненависть особое чувство, редкое чувство. По силе оно тягается с любовью, по значительности - оно впереди всех. Как никто, ненависть может объединить и сплотить совершенно разных людей, зачастую несовместимых, в одно целое и одновременно она вселяет в каждого невиданное, осмысленное и чистое в своём самоотречении одиночество.
Ненависть слабых - это не завистливая злоба, не желание стать сильным. Это не борьба за свой Слабый мир. Это не неприятие всего иного, не входящего в этот Слабый мир. Ненависть слабых - беспричинна. Это первое ошибочное суждение.
Ненависть слабых не видна, она неактивна, она спит. В ней только ропот и взгляд из-под бровей. Она не пугает, она со временем (по мере накопления силы) исчезает. Ненависть слабых - ничто. Это второе ошибочное мнение.
Ненависть слабых существует, а всё что существует, так или иначе, участвует в процессе жизни - воздействует на жизнь. Этого довольно.
Может и приятно осознавать себя жалостливым человеком, но это чрезвычайно трудно быть таковым. Скорее всего, таких людей просто на просто не существует.
В конце концов, не так уж это и важно. Сама по себе жалость не нужна - она бесполезна. Она слаба. Но жалость, признак того, что у этого жалостливого человека, вполне вероятно, Доброе сердце, А это немало, особенно когда тебе трудно и ты уже не надеешься на встречу с чем-то хорошим. И пускай жалость открыта и беззащитна, она что-то да значит. Как бы тебя не ломала судьба, как бы ты не закалился волей и духом, жалость, если она есть – останется. А с нею останется Доброе сердце.
Доброму сердцу не всегда открывают дверь и не всегда его принимают в объятия, но если такое произойдёт, то счастье почти в руках. А счастье ведь это любовь.
Ненависть слабых в отсутствии жалости. В ней много справедливости и здесь парадокс: жалость, если это настоящая жалость, а не слезливость, всегда справедлива. Ответ прост: жалость просит о справедливости, ненависть слабых требует покарать виновных в несправедливости.
Один человек сказал: «Ненависть слабых - это христианство». И да и нет. С момента, когда христианство начинает учить, с него и начинается ненависть слабых (в христианстве). Но основное, в христианстве есть третье чувство - презрение Жизни.
Ненависть сильных - такого чувства не существует. Существует презрение сильных. Когда сильный начинает ненавидеть, значит, он уже утратил силу. Презрение, как и ненависть, это негативное чувство - чувство разрушения. Презрение - это злая сила. Ненависть - сила страха. Только страх порождает ненависть, когда страх исчезает - появляется презрение. Тогда и появляется сила.
Первое - ненависть слабых. Второе - презрение сильных. Третье - презрение жизни. Я говорю «презрение», только потому, что иного, более точного термина нет.
Презрение жизни включает в себя: силу распоряжаться слабыми и ненависть-страх пред сильными. Христианство одинаково боится Жизни и презирает Жизнь. Отважный трус - пугливый смельчак - гибрид - гермафродит!
«Если уж начал считать, то считай до конца. Где четвёртое? Если есть презрение жизни, то есть и презрение смерти, или ненависть?».
Есть и четвёртое. В принципе, можно долго считать, но эти чувства - уникум. Они встречаются раз в несколько столетий. Есть примеры:
Четвёртое - ненависть или презрение смерти, чувство, не имеющее чётких границ: страх перед смертью и презрение этого страха. Четвёртое встречается настолько редко, что можно спросить - а есть ли оно на самом деле? Или это всего лишь художественная литература? О таких людях мы знаем из легенд, но легенды зачастую являются мифами – сказками, порождёнными тягой к идеальным личностям. Таковым, безусловно, является миф о Заратустре, многие буддийские сказки и вообще - всё испокон века былинное, героическое. Дохристианское. Но уже сами сочинители обладали чертами этого четвёртого чувства - они пытались воплотить свой идеал, пускай, сперва и в сказке. Не сколько их трагедия, как наша, в том, что господствовала и во многом ещё господствует догма христиан - презрения жизни. Христианство своим средним чувством погубило в зародыше иной путь человечества.
Четвёртое - это человек Познавший. Это сильный человек, все остальные сильные, пред ним - слабые. Его презрение не распространяется на слабых - он ищет равного противника. Презирать слабых - недостойно его. Ненавидеть или боятся некого; его ничто не страшит (здесь я не говорю о самоубийцах, которых тоже ничто не страшит). Он ищет равного и не находит. Он одинок. Но если он встретит равного, то не сможет его презирать или ненавидеть - иная высота. Они станут одним целым. Но два сверхчеловека - невероятность фантастическая, не только для нашего времени.
Что ему остаётся - презирать или ненавидеть Жизнь, как христианство? Ну нет, он человек Познавший. Он не боится Жизни, и ненавидеть её ни к чему. Он знает, что жизнь - ценность и поэтому не презирает её.
Ненависть смерти - он ненавидит смерть, но потому что она неизбежна. Её неизбежность не подвластна его силе - разуму. Но его ненависть и страх, породивший её, совсем иного порядка - иная высота. Так же и презрение - нельзя быть сильным пред более сильным соперником. Теперь его соперник – Смерть. Смерть непобедима.
Однако, для человека Познавшего, смерти нет. Когда является смерть, а она есть только когда является, тогда нет уже самого человека Познавшего. А до этого мгновения - только Жизнь.
Для человека Познавшего, смерть это абсурд.
Стоит ли говорить о пятых, шестых, седьмых и т.д. чувствах? Они, несомненно, есть, но кто знает - может их существование только математический вывод.
В качестве эпилога:
«Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим - должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мёртвые не знают позора. Если же побежим - позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь»
«Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим».
Михаил Дмитриенко, Алма-Ата, ©1999 |