Машиностроительный завод имени Сергея Мироновича Кирова в городе Алма-Ата - предлагаю всем кто работал на этом легендарном предприятии отметиться и поделиться своими воспоминаниями об славной странице нашего прошлого...
Завод имени С.М. Кирова основан в 1942 году, в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Из города Токмака в Запорожской области Украинской ССР осенью 1941 года в Махачкалу был эвакуирован Дизелестроительный завод им. С.М. Кирова, выпускавший торпеды. Последние эшелоны с людьми и оборудованием в середине сентября 1941 года уходили под налетами вражеской авиации... В Махачкале он вошел в состав родственного, торпедостроительного завода № 182 (сейчас это Дагдизель), и размещался в поселке Двигательстрой (сейчас это Каспийск). Через год немецко-фашистские захватчики, пытавшиеся полностью овладеть Кавказом, подступили и к Махачкале... И пришлось эвакуировать уже два завода токмакский Кирова и №182... Эвакуировали в Алма-Ату и частично в Петропавловск Казахской ССР.
В Алма-Ате завод разместился фактически на пустом месте, из построек было только трамвайное депо, частично табачная фабрика, кинотеатр... стены будущих цехов только возводили, одновременно монтировали станки... первая продукция пошла под открытым небом... работали по 14 часов в сутки, множество алма-атинских подростков начали свой жизненный путь на этом предприятии в эти трудные годы, не дотягиваясь до станков, подставляли деревянные ящики и работали наравне со взрослыми - Всё для Победы!
В 1943 году шло производство самой массовой советской парогазовой торпеды 53-38 (53-38У) и 53-39, кроме того завод выпускал автоматы ППШ, минометы, снаряды...
После войны часть специалистов вернулась в Махачкалу и Токмак. И если дагестанский завод Дагдизель в настоящее время по прежнему работает и выпускает торпеды, то токмакский завод Кирова полностью уничтожен - уничтожен без войны...
Не лучшая судьба сложилась и нашего, алма-атинского завода Кирова... В послевоенные годы и до момента крушения Советского Союза завод им. С.М. Кирова постоянно совершенствовался, осваивались сложные технологии, уникальные образцы точного машиностроения, новые торпеды, гидравлика и автоматика для ВМФ СССР. Практически не было ни одного советского судна, где не было б узлов и механизмов сделанных на алма-атинском заводе Кирова. Помимо этого завод производил большое количество гражданской продукции. Одним словом: не было такого, чего не мог бы сделать завод Кирова!
Но вот грянула Перестройка и начались проблемы, а 1991 год стал началом катастрофы... ныне от гигантского уникального предприятия остались, как говорят в народе "ножки да рожки"...
Из 36 цехов на площади в 34 гектара сейчас работают лишь 6 цехов и то с минимальной нагрузкой... из 2,5 тысячи единиц оборудования работают буквально единицы... из 10-17 тысяч работников, сейчас около 600... да и то - сомневаюсь я в этих "бодрых" нынешних цифрах...
Наглядный пример, вот фотогалерея современного состояния завода Кирова - ссылка уже недоступна - словно заготовки для какой-нибудь постапокалиптической игры типа Fallout или S.T.A.L.K.E.R... но и этот фоторепортаж не отражает истинных размеров падения, достаточно доехать до перекрестка Пастера (сейчас Макатаева) и Сейфуллина и пройти по ней вниз, посмотреть налево, через забор, и вы увидите РУИНЫ - это и есть завод им. С.М. Кирова...
Я работал на заводе им. Кирова с 1983 по 1989 год. В отделе Главного Метролога - Анатолия Николаевича Бакарджиева, в ЦИЛ - центральная измерительная лаборатория.
Наши лаборатории были в 16 цехе, что рядом со столовой Заводоуправления был, потом в цехах сидели наши девчонки - контролеры (но не путать их с ОТК).
Была мастерская точной механики (прямо и выше главного входа в 5 цех), а в 5 цехе у меня была еще одна маленькая мастерская - по ремонту измерительного инструмента, типа штангенциркули, микрометры, рейсмусы, глубиномеры и так далее.
Так как в их ремонте использовались алмазные пасты... их контакт был бы гибельным для точного измерительного оптико-механического оборудования и для угловых и концевых мер длины, которые я доводил в ЦИЛе.
wasp, это у вас там работал Николай Николаевич - фамилии не помню, но мужик весьма грамотный. И еще у вас там бабка была, никого за порог не пускала - у вас там же как бы прихожая была...
Gena написал:
Я в 1988 г. работал на заводе Кирова в столярном цехе.
У меня сосед был, мужик пожилой, дядь Толя мы все его звали, тоже в этом "деревянном цеху" работал. Помню как он рассказывал, об том как они всю ночь гробы делали - под Алма-Атой в горах тогда разбился Ту-154...
Mazda-IM написал: wasp, это у вас там работал Николай Николаевич - фамилии не помню, но мужик весьма грамотный. И еще у вас там бабка была, никого за порог не пускала - у вас там же как бы прихожая была...
Да - Николай Николаевич Тишкевич. На нем практически все 100% линейно-угловых измерений на заводе держалось... на завод пришел в 1942 году, ему тогда лет 13-14 было...
"Бабка" - это вы зря. Это Мария Борисовна Крецмер, так же подростком пришла во время войны на завод - она из той волны эвакуированных с Украины вместе с заводом...
Главным Метрологом был Анатолий Николаевич Бакарджиев. Интересно, что занимая такой, весьма высокий пост на заводе, был беспартийным...
Mazda-IM написал: wasp, это у вас там работал Николай Николаевич - фамилии не помню, но мужик весьма грамотный. И еще у вас там бабка была, никого за порог не пускала - у вас там же как бы прихожая была...
Да - Николай Николаевич Тишкевич. На нем практически все 100% линейно-угловых измерений на заводе держалось... на завод пришел в 1942 году, ему тогда лет 13-14 было...
"Бабка" - это вы зря. Это Мария Борисовна Крецмер, так же подростком пришла во время войны на завод - она из той волны эвакуированных с Украины вместе с заводом...
Главным Метрологом был Анатолий Николаевич Бакарджиев. Интересно, что занимая такой, весьма высокий пост на заводе, был беспартийным...
Yama написал:
Сосед вчера набрался, начал рассказывать как они там на заводе ракеты делали!
Прям послушать, без них страну б давно завевали, наверное мерикосы.
Ох уж эти подростки!.. Yama - вам сколько лет-то? Работали хоть немного на производстве, токарный станок от пилорамы отличить сумеете?
У меня мама и папа работали на этом заводе, а как распался СССР мы все переехали в Москву - мне тогда совсем немного лет было. Но родители и по сей день вспоминают этот завод и это наверное одни из самых хороших страниц в их жизни.
Даааа, были времена... Мне кажется, работоспособность завода зависит и от "человечности". Если бы люди думали не только о себе, но и о работниках, о модернизации предприятия. Вон, сейчас столько разного оборудования продается на - что можно любой завод открыть! Было бы желание вкладывать в свою страну, в своих людей.
Изменил(а) wasp, 11-10-2016 09:05