Мастерские найти можно, но вот по поводу процесса участия при ремонте... это вопрос сложный, был когда-то один знакомый мастер, еще советской закалки, как раз занимался усилителями эпохи советского союза - фанат своего дела, не просто сделал и отдал, а выводил все АЧХ на уровень выше заводских стандартов, так он жутко не любил когда к нему вообще кто нибудь подходил во время ремонта
вот вот... то-то и оно, скажем штук 20 конденсаторов еще нормальные и рабочие, но не мешало бы заменить. в мастерской то как - лишь бы заработало, а те 20 штук менять никто не будет. а тут, если я скажем сидел бы сбоку и мешал - то вполне бы мог запомнить где и что рекомендовалось заменить, а после уже выявления и починки основной неисправности - а там походу куча неисправностей - после, уже дома, потихоньку сам бы перепаивал эти конденсаторы. сто лет назад возил монитор по гарантии - починили, хотел с мастером проконсультироваться, так его не позвали. менеджер всучил и досвидания. а мне бы узнать примерную причину, и может как-то этого можно было-бы избежать, там фильтр какой помощнее или упску... или еще чего... неприятно, а так бы знал главную причину и предпринял бы какие меры для профилактики данного случая "заболевания".
SeregaZ написал:
вот вот... то-то и оно, скажем штук 20 конденсаторов еще нормальные и рабочие, но не мешало бы заменить. в мастерской то как - лишь бы заработало, а те 20 штук менять никто не будет. а тут, если я скажем сидел бы сбоку и мешал - то вполне бы мог запомнить где и что рекомендовалось заменить, а после уже выявления и починки основной неисправности - а там походу куча неисправностей - после, уже дома, потихоньку сам бы перепаивал эти конденсаторы. сто лет назад возил монитор по гарантии - починили, хотел с мастером проконсультироваться, так его не позвали. менеджер всучил и досвидания. а мне бы узнать примерную причину, и может как-то этого можно было-бы избежать, там фильтр какой помощнее или упску... или еще чего... неприятно, а так бы знал главную причину и предпринял бы какие меры для профилактики данного случая "заболевания".
Вы хотите ихние хлеба отнять?
А насчет конденсаторов, в советской аппаратуре - так их лучше ВСЕ менять, имеются в виду электролитические конденсаторы. У них у всех такая проблема есть - подсыхают, уменьшается емкость. Так же для большинства конденсаторов плохая штука - ток утечки. Для керамических меньше, для пленочных больше, всяких там метало-бумажных еще больше...
А вообще, смысл ремонта советской аппаратуры - это ее реставрация, как раритета. Для работы - чтоб пользоваться по прямому назначению - проще собрать новый и засунуть в имеющийся корпус... Иначе заменив электролиты, вы начнете менять пленочные и керамические кондеры, потом начнете менять транзисторы на современные малошумящие, переменные и подстроечные резисторы, ну и так далее, в общем - переберете полностью электронику, но если где инженеры-разработчики накосячили, то оно так и останется...
А собрать усилитель с хорошими характеристиками сейчас не проблема - даже первоклашка справится. а если взять в Дельта чипе уже подготовленный материал - типа мастер-КИТ, вообще одно удовольствие.
чего это ихние хлеба отнять? предполагается то что главную неисправность же он найдет и починит - а значит хлеб все-таки будет. просто для починки найти поврежденные детали это одно, а для профилактики заменить детали - это другое и обычно мастера этим не заморачиваются, ибо другой работы валом. вот тут я бы запомнил где и какие, а после уже дома поменял бы... а там глядишь где бы что напортачил и опять хлеб мастеру - исправлять мои исправления ))
еще вопрос - помница была школа на Гагарина специфическая. радиотехнику там преподавали - может быть туда свозить? там то наверняка смогут починить? или там уже перешли на изучение и преподавание современной элементной базы?
По сути - найти повреждение, если это не банально вздувшийся конденсатор, может быть геморройным занятием.
Усилитель Кумир У-001-стерео - я с ним дела не имел, сужу по ссылке - достаточно сложный. Далеко не каждый мастер возьмется его делать...
К тому же его производство начато в 1988 году... а это подразумевает многое, не всегда хорошее... времена, когда начался острый дефицит на детали у производителей, зачастую ставили не то, что в схеме, а то, что есть под рукой... грубо говоря.
Искать мастера можно среди тех, кто дает объявления типа "Покупаем старую советскую радиотехнику"...
А у мну был такой усилок - Кумир У-001-стерео, даже два!
В далеком 1991 году, незадолго до Горбачевской измены, купил я его в Киеве - был в командировке и заодно отоварился. Усилок оказался офигенным, а колонки у меня были тогда японские двухполосные, из комиссионки.
Мой друг Вадик услышал его и загорелся тоже себе такой приобрести, и на его счастье как раз завезли, по-моему в магазин радиотоваров на Гоголя угол Кунаева, возле парка 28 панфиловцев (не помню как этот магазин назывался). Я взял за 300 рэ, а он почти за 500 рублей (чуть меньше), но он взял в комплекте с колонками, кажется то были S-70...
Когда он включил свое это добро, тогда я впервые разочаровался в японской технике... Мои SANYO были много дороже, на вид - вообще! Эти советские табуретки и рядом по виду с ними не стояли! Но звук - и здесь японские колонки просто обосрались... Совок их порвал, как тузик грелку!
Потом, через 7-8 месяцев мой Кумир-001 помер, гарантийные дела уже все были порваны с развалом СССР, мне его ремонтировали раза три, потом надоело и я его продал.
Потом у меня был ужасный усилок Вега-120, затем недолго какой-то навороченный Пионер - у него через неделю сдох один канал и я его вернул.
А потом Вадик уезжал в Россию и отдал мне свой усилок Кумир-001, правда с другими колонками S-30... Это было в 1995 году. Аппарат ни разу не ремонтировался и работал как зверь. Я его в начале 2000 годов отдал знакомому, который затеял небольшую кафешку и срочно нуждался в звуке - там он и по сей день работает, хотя хозяева уже несколько раз сменились...
Вот - два одинаковых усилителя, а работали по разному. Мой к тому же еще и грелся сильно. Думал - наверное брак заводской. А оказывается - мой был выпущен в конце квартала, когда надо было любой ценой план выполнить... В том и причина, я думаю.
А вообще, этот усилитель, по-моему мнению, один из лучших, что в Союзе делали.
Всякая была аппаратура в Совке. Сейчас никакой.
Если брать китайскую, то там даже очень дорогие аппараты при ближайшем профессиональном осмотре - барахло!
Если брать прочий Запад - США, Яаонию, Германию и т.д. - так и у низ все делается в Китае.
А реально хорошей аппарату - типа звуковой - уже нет. То, что предлагается имеют два жирных минуса: - взбесившаяся цена и - все тот же Китай, все та же халтура.
Совсем простенький, но вполне качественного звука на микросхеме TDA1558Q - может сделать любой школьник
Чуть сложнее, но снова - по зубам почти каждому, это более продвинутый вариант на TDA2030 или TDA2050
А если хочется больше, усилитель ЛАНЗАР, например, или Холтона - очень высокое качество, но при желании собрать также могут "если не все, то каждый" ))))
ковырял второй усилитель и кажись что-то попортил. низкочастотное гудение в колонках, при минимальной громкости это симптом чего? не обращал ранее внимание и не знаю связан ли этот момент с гудением - радиатор ватаги транзисторов КТ805АМ что-то уж очень горячий. и последнее - при выключении хлопок в колонках был секунду-две после выключения. сейчас сам звук хлопка изменился и происходит моментально. ничего не паял, искал где что не контачит. шевелил платы туда сюда... и что-то видимо дошевелил...
и вот еще вопрос - почитал про импортные аналоги КТ805АМ - 2SC2562, 2SC3422 - греются ли они меньше и меньше ли "шумят"? хоть вроде и полные аналоги - не потребует ли замена подрегулировки чего-либо?
оказалось сам дурак. повытаскивал по одной платы модуля усилителя мощности - без одной гудения нет. повертел повертел в руках... взял паяльником прошелся по пайкам, где до этого все конденсаторы менял и нормально стало, без гудения.
и тем не менее та мысль про замену КТ805АМ теперь засела в бестолковой башке моей помимо этого почитал еще рекомендации по замене всех подстроечных советских на буржуйские типа 3296W. советские по сути открытые - пыль садиться, а буржуйские в закрытом корпусе. единственная проблема это про некую настройку тока покоя... то есть выключить, выпаять, замерить сколько там было, выставить на новом, впаять новый. и предупреждение что если что напутать - будет большой пых... это несколько смущает. как этот ток покоя промониторить? осцилографа нет. впрочем и пока мультиметра... надо будет ехать мультиметр брать новый. только бы заранее решить меняю я эти КТ805АМ или не меняю - приоритет чтоб меньше грелось за сутки работы. второе, менее важное для меня, значение - шумность транзистора. хотя если по обоим показательм буржуйский будет лучше и при этом никакие токи настраивать ненадо - тупо заменить и все, то я буду безмерно счастлив.
Изменил(а) SeregaZ, 28-09-2014 23:14
SeregaZ, паяльником на старых платах... это не очень. Внешне пайка может выглядеть совершенно хорошо, но на деле не очень... паяльная станция, фен паяльный - залог успеха. Но это, как понятно, потребует расходов... Однако эти расходы оправданы, если вы этим оборудованием будете часто пользоваться. Для единичного ремонта, конечно, паяльник, хороший припой, сильная лупа - будет достаточно.
О транзисторе КТ805АМ - это хороший транзистор, я бы сказал очень даже хороший. Замена на импортный аналог ничего не даст. А если принять во внимание, что более половины импортных деталей - это попросту контрафакт, т.е. какие-нибудь китайцы штампуют копии, без покупки лицензии, то законный вопрос к ним - насколько у них там соблюдается технология и каков контроль качества? А ведь есть еще и просто подделки...
По шумности КТ805АМ идентичен аналогам - никакой разницы не будет.
Греются - ну так они на то и к радиатору притянуты... посмотрите, может надо поменять термопасту на них? Посмотрите документацию на КТ805АМ - потом проконтролируйте до какой температуры греются у вас. А для этого берите мультиметр с термопарой - чтоб можно было температуру измерять.
Замена подстроечных резисторов - также совершенно не нужна. Пыль и всякое такое прочее роли не играют. А вот проверить насколько они точно выставлены - это очень даже было бы хорошо. Но - здесь уже нужен осциллограф... При замене на импортные - тем более.
А вообще, исходя из ремонта/модернизации старых усилителей, ничего оригинального творить не стоит. Самое эффективное - замена электролитов. Конечно менять надо на хорошие и новые, не выпаянные из какого-нибудь китайского патефона В некоторых местах можно ставить конденсаторы с большей емкостью.
Если есть инженерные просчеты при разработке конкретной модели усилителя, то об них скорее всего уже написано в интернете - исправлять их и насколько это целесообразно решать конечно вам.
И еще - коренная замена радиоэлементов в общем-то ВСЕГДА даст немногое (исключая все те же электролиты), скорее всего улучшений не будет заметно ни на слух, ни приборами... А вот испортить можно запросто. Здесь встает все тот же "вечный вопрос" - мучатся со старым или взять новое? Конечно, взять новое - это фигурально. Можно собрать самому усилитель, на тех же TDA2030 или TDA2050 - минимум деталей, никаких настроек, очень высокое качество звучания. Можно купить мастер-КИТ усилителя - готовая плата и детали, осталось лишь спаять все... Стоимость всего этого - копеечная, буквально: при самостоятельной сборке - не более 2 тыс. тенге, радиоконструктор 5-6 тыс. тенге...
Наконец можно купить готовый усилитель. Конечно, такое вот чудо - брать не стоит, но вот этот вот усилитель, что wasp описал - это уже совсем другое дело... и цена смешная...
Все это спокойно так ставится внутрь корпуса усилителя, используется его же радиатор, тембрблок, коммутатор входов, все можно оставить родное... но с питанием надо посмотреть - какой там у вас стоит трансформатор и можно ли его использовать или следует заменить...
по поводу перегрева - видимо был глюк, связанный как раз с этой платой модуля усилителя мощности... вчера, после перепайки еще сколько-то часов играло и ни в одном глазу даже близкого нагрева к тому, что было. там аж жаром несло от радиатора, а тут он даже даже хоть сколько не нагрелся за это время.
а по поводу транзисторов - это хотелось бы еще победить ели ели слышное гудение поэтому и подумал может быть в них дело и замена поможет... однако если замена даст точно такой-же эффект, смысла тогда нет.
еще мелкий момент: прочитал про шунтирование электролитов пленочным 0.1мкф. у меня этих электролитов вроде целая куча... но "больших" три штуки. они на довольно длинных проводах, в стороне от самой платы - можно ли будет повесить пленочные на самой плате? в смысле куда провода от тех конденсаторов заходят, или лучше вешать на контакты самих конденсаторов? (на этой схеме перед диодными мостами висят по 0.1мкф - это как раз шунты тоже? с завода в смысле.)
далее - дальше там по схеме 200мкф (не помню, но кажись я 220 вместо них поставил, притом один с неясной полярностью - затерт был знак плюса - втыкал на страх и риск, но вроде угадал и ничего не бахнуло) - так вот их тоже надо шунтировать? и вообще в этом усилителе нет больше половины устройств - магнитофона и пластинко-приёмника, в связи с чем видимо половина схемы, мягко говоря, не работает и тогда нафиг менять... я бы еще понимал где что и куда идет ну черт с ним. так... резюме:
1. шунтирование 4700мкф (на схеме 5000мкф) на месте входа проводов на плату или на ногах самого конденсатора?
2. подойдет ли К73-17 для этих целей? крупноват конечно... зато 0.1мкф и 250в... и лишние 4 штуки. хотя не новые, но номинал соответствует.
3. надо ли шунтировать 220мкф (на схеме 200мкф)?
в случае того тихого гудения, в случае если это из-за трансформатора - помимо замены самого трансформатора какие меры можно предпринять?
пригляделся внимательнее - вроде С1 и С2 уже зашунтированы - там дальше после предохранителей. кстати вместо самих предохранителей жучки стоят (((Изменил(а) SeregaZ, 29-09-2014 16:18
Надо определится какой гул - из динамиков или от усилителя, с мелкой вибрацией. Гудят трансформаторы иной раз и иногда это передается на звук. Также очень внимательно проследить, чтоб экранированный провод был везде - от источника сигнала (например линейный выход звуковой карты ПК), до усилителя. Часто экранированный провод идет только до коммутации входов или там до тембрблока... дальше голые провода. А это один из источников помех... Блок питания, а именно трансформатор, также желательно закрыть металлическим экраном.
Шунтировать конденсаторы - ну это только в блоке питания, для борьбы с помехами... можно и пленочными, можно и керамикой шунтировать. Если оно вообще нужно... Шунтирующие конденсаторы ставить конечно лучше ближе к выводам другого - вообще, чем короче все эти провода, тем лучше.
На электролитах если попутать полярность никакого бабаха не будет, более того, он будет работать, правда хуже...
и еще момент: те три моих конденсатора по 5000 мкф два были одинаковыми, а один отличался. ну я по наивности думал видимо нехватало на складе, вот и влепили другого вида. однако когда смотрел по схеме там четкое упоминание типа конденсаторов было:
С1 и С2 - К50-12
С3 - К50-16
а я по незнанию сначала поставил чо попало на 4700мкф, а после взял чуть более фирменные чем чо попало - Elzet К50-35 (jamicon был бы лучшим результатом, но там были только 160в две огромные бочки по 20 баксов. ну их нафиг.) вот теперь думаю раз изначально в схеме планировался конкретный тип конденсатора - не скажется ли это сейчас, когда вместо тех специальных двух типов - третий, совсем другой?
Никакой разницы. Конденсаторы алюминиевые оксидно-электролитические К50-12 и К50-16, отличаются только корпусами. Менять их, как и прочие полярные электролиты можно на любые другие, импортные полярные электролиты.
Гонятся за именитыми дорогими не стоит. По номиналам: главное не брать меньше, чем указано в схеме, по емкости можно брать в полтора раза больше, по вольтаже - в два-три раза больше, здесь размеры могут помешать... В фильтрах питания лучше брать большие по емкости, насколько можно больше (как советуют авторитетные аудиофилы))))
wasp написал:
Гонятся за именитыми дорогими не стоит. По номиналам: главное не брать меньше, чем указано в схеме, по емкости можно брать в полтора раза больше, по вольтаже - в два-три раза больше, здесь размеры могут помешать... В фильтрах питания лучше брать большие по емкости, насколько можно больше (как советуют авторитетные аудиофилы))))
При желании можно найти список проверенных фирм конденсаторов и черный список производителей брака, в сети есть.
В фильтры питания не только "авторитетные аудиофилы" брать большие по емкости советуют - это просто улучшает фильтрацию переменки)
Я что-то недопонимаю, а зачем вообще так сильно переделывать усилитель? Ведь он станет как бы уже другим - другие конденсаторы, другие транзисторы, микросхемы... Я понимаю реставраторов, например тех, которые берут автомобиль старинный и восстанавливают его строго из старых запчастей, а если нету таких, в крайнем случае, заказывают точную копию...
А так получается, взяли Газ-21, выкинули двигатель и поставили от БМВ, выкинули родные сиденья и поставили от Тойоты, руль от мэрса и так далее...
Раз такая полная переделка или там замена, действительно лучше в корпус поставить плату усилителя современного изготовления - я на Тастаке видел. И не думаю, что старый советский усилок, даже переделанный, лучше.
Я сторонник оригиналов. Если есть стоящий аппарат, именно стоящий, а не какой-нибудь проходной массово-серенький, то его восстанавливать максимально ближе к оригиналу. По большому счету почти ничего не трогая. Но это для ценителей, для коллекционеров.
Если же человек хочет просто слушать музыку, чисто утилитарно подходя, конечно эта вся возня не стоит результата. Впрочем, может быть, я сужу по себе и мотивы у людей иные...
Так же от себя добавлю пять копеек. Я некогда восстанавливал несколько советских аппаратов. Замена электролитических кондеров - это в большинстве случаев все, что надо. Иногда необходимо заменить переменные резисторы - на ручках громкости, тембр, баланс и т.д. И уже это вызывает проблемы, исключительно "механические" - корпуса разные у старых советских и современных переменных резисторах... Если есть проблемы помимо высохших кондеров и износившихся переменных резисторов, И если эти проблемы визуально не видны (подгоревшие детали), то ремонт может обернуться геморроем... И уже требует определенно хорошие знания и наличие оборудования.
Еще один немаловажный момент - настройка. Часто в советской аппаратуре, в общем-то хорошей, с настройкой были не лады. На заводах это делали шаблонно, не "вылизывая до идеала", главное чтобы норме соответствовало. Особенно с этим было плохо у аппаратов, которые сдавались в конце года - гнали план, и у аппаратов конца 80-х годов, когда общий уровень контроля упал... Любой аппарат, уже после профилактики, необходимо тщательно настраивать. А для этого надо иметь, снова - аппаратуру, знания...