SVC V-500F - конец недолгого существования
Источник бесперебойного питания SVC V-500F просуществовал недолго - один год и восемь месяцев... Как и обещал в первой части статьи, написанной в феврале 2013 года, я рассказываю о том, как данный ИБП выдержал проверку временем...
Как было уже сказано, ИБП SVC V-500F работал отлично, оперативно реагировал на всякие фривольности нашей электрической сети, стабильно держал нагрузку при работе от аккумулятора пять и более минут. В последние три месяца он начал сдавать - не всегда успевал переключится на аккумуляторы, когда пропадал "свет"... У меня были некоторые опасения, что этот ИБП не уживется с новым блоком питания на компьютере - HIPRO HPA-550W, но они прекрасно работали в паре... А затем, в одно прекрасное утро, бесперебойник просто не включился... При нажатии на кнопку включения, SVC V-500F издавал коротенький приглушенный писк и загорался красный индикатор на передней мордашке. И ничего не работало... Что бы этот сигнал и этот постоянно горящий красный индикатор значили, в Руководстве не сказано. Делать нечего - надо лезть внутрь устройства.
Выкручиваем винты на днище и на задней стороне и снимаем верхнюю крышку. Видим внутри стандартную компоновку, какая присуща большинству ИБП, и это: передняя панель с платой управления и индикации, задняя панель с разъемами и автоматическим предохранителем, посередине большой трансформатор, аккумуляторная батарея и над ними основная плата электроники.
Снимаем плату электроники - отсоединяем насколько можно все провода от нее. Детально осматриваем ее с двух сторон, с помощью увеличительного стекла - все нормально, нет и намека на повреждения. Берем мультиметр и прозваниваем все проводные соединения, проверяем автоматический предохранитель, проверяем трансформатор на предмет погорелости или межвиткового короткого замыкания - все отлично. Проверяем аккумулятор - он в идеальном состоянии!
Чтобы не утомлять читателя нелепыми потугами дилетанта от электроники найти причину поломки, сразу скажу - я ее не нашел. У меня как раз под рукой оказался точно такой же, но рабочий ИПБ SVC V-500F, я снял с него плату электроники и поставил на свой (пришлось выпаивать и впаивать один провод), бесперебойник сразу заработал. Причина, следовательно, в плате электроники. Дилемма - ремонтировать этот или купить новый, однозначно была решена в пользу покупки нового. Почему? Потому что моих знаний недостаточно, для быстрого и успешного решения проблемы. Отдавать на ремонт в мастерскую невыгодно по стоимости - цена нового составляет примерно 5000 тенге, а ремонт обойдется... явно не за пару копеек. Отдавать на ремонт знакомым электронщикам - злоупотреблять и красть чужое время. И при всем этом, не факт, что отремонтированный ИБП проработает хотя бы еще год и восемь месяцев. ИМХО, ремонт таких устройств целесообразен, когда ИБП относится к дорогим и достаточно продвинутым решениям.
+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!
|
+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!
|
+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!
|
+ Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!
|
Просто выкинуть - рука не поднимается, дело-то нехитрое, любому дураку под силу. А вот раскурочить и выложить материал на сайте - это уже совсем другое дело.
Начнем с самого сложного - основная плата. Односторонний стеклотекстолит. Маркировка на плате: 110505AM и еще под одним из радиаторов NO:110505TVFS500. На плате три алюминиевых радиатора, к ним через термопасту притянуты: IC2 - HCA 317, стабилизатор тока, он же LM317 или KA317. Транзисторы P2 и P3 - SW3205, производства SAMWIN и это N-channel MOSFET. Микросхемы на плате следующие:
U1 - SG3524N - как мне сказал один знакомый "мастер-ломастер", именно эта микросхема сгорела, а помимо нее - бог знает что еще...
U2 и U3 - LM339N - даташит...
U4 - CD4013BE
Все они с логотипом Texas Instruments.
Микросхема IC1 - TL431
Транзисторы, помимо уже названных:
N1, N2, N4, N5, N8, N10, N12, N14 - N5551
N7, N9, N11 - S8550
N13 - S8050
На плате два одинаковых реле YL303H-S-12VDC-1Z. Выпаяв и прозвонив их, выяснилось - они работают. Но разобрав, в одном обнаружились сравнительно сильно подплавленные контактные площадки... на реле обозначенном на плате как RY2.
Распаяно три разъема: CN3 - через него идет соединение с платой передней панели, CN4 - трехпиновый разъем, идет на выходные розетки задней панели, CN5 - разъем на шесть контактов - идет с трансформатора, один контакт не задействован. Кроме того, от трансформатора на плату идут три провода - один впаян, два других притянуты винтами к двум радиаторам. Из платы идут два впаянных провода на аккумулятор.
На основной плате много разведенных, но не распаянных мест.
С обратной стороны платы только дорожки, элементов нет. Схематично пропечатано расположение радиодеталей с обратной стороны платы. Имеется бумажная наклейка, на которой написано: TVFS500-D (Blue) 12091300645.
Теперь рассмотрим вторую плату - с передней панели SVC V-500F. Также односторонняя плата из стеклотекстолита. Маркировка на плате заумная: BLUE500-LED-FENLI, затем NO:20100904-BLUE500-LED-FENLI 20100904AM. На плате распаяно пять резисторов, одна микрокнопка (включение и выключение), три большого размера светодиода синего, зеленого и красного цвета. На плате размечен разъем, но провода, идущие на основную плату, просто впаяны. На обратной стороне платы только дорожки, покрытые зеленым лаком.
Трансформатор Ш-образный, железо размерами 45х65х75 мм. Сверху на железо краской нанесена маркировка: OL7645V-205UL. Пластины набито весьма плотно, да еще и стянуты четырьмя болтиками с гайками. Жалко разбирать - очень уж он хорош, но не солить же мне эти трансформаторы! К тому же надо убедится, что проверка на короткое замыкание верная, да и медь дорого стоит - можно сдать (да, дорогие читатели, да... вы полагаете, что владелец wasp.kz миллионер и пренебрегает подобного рода заработком? - верно, не богат и не пренебрегает). Но, увы... в намотке использован только алюминиевый провод (а стоимость алюминия... копейка! Вам любой бомж об этом скажет).
Аккумуляторная батарея - ее я оставил, она может пригодится. Обычный аккумулятор, в общем-то, подойдет и любой другой. Сверху две контактные пластины, полярность отмечена черным и красным цветом. На боку аккумулятора напечатаны данные: логотип SVC и Smart Voltage Control. Модель AV4.5-12. Не обслуживаемая свинцово-кислотная аккумуляторная батарея.
Технические характеристики:
Номинальное напряжение 12В
Номинальная емкость (25ºС) 4,5 Ah
Методы заряда:
Циклический режим 14,4~15,0И при 25°С
Буферный режим 13,5~13,8М при 25ºС
Габариты, вес:
Длина 91 мм
Ширина 71 мм
Высота 95 мм
Высота с клеммами 101 мм
Вес 1,55 кг
Внимание!
- Не замыкать клеммы батареи
- Не разбирать
- Не бросать в огонь.
Знаки сертификаций и страна изготовитель - Сделано в КНР
Этикетка аккумулятора AV4.5-12
Задняя панель SVC V-500F, на ней расположены три разъема для подключения устройств, один автоматический предохранитель KUOYUH 88 Series. Электрический шнур проходит через отверстие в корпусе, со специальной пластмассовой втулкой.
Автомат KUOYUH 88 Series
На этом я заканчиваю описание источника бесперебойного питания SVC V-500F. Вначале он казался весьма неплохим, но 1 год и 8 месяцев эксплуатации - это чрезвычайно мало. Заодно скажем, что плата электроники, трансформатор и аккумуляторная батарея, которые мы сегодня рассмотрели, применяются и в других моделях ИБП этого производителя. Судя по плате электроники, для более мощных моделей в ней предусмотрены дополнительные радиоэлементы, которые отсутствуют здесь - в "младшей" модели...
Примечание. Если вам нужны представленные здесь фотографии большего размера и с большим разрешением - напишите.
Михаил Дмитриенко, Алма-Ата, октябрь 2014 г. |
September 28 2013 07:56:51