Схема подогрева ПБЖ
Эксплуатация трактора в условиях низких температур, и особенно при запуске его двигателя, вызывает значительные потери рабочего времени, требует от механизатора больших физических усилий из- за того, что во многих хозяйствах не созданы должные условия для обслуживания и хранения техники. Отсутствует оборудование в местах заправки двигателей горячей водой, подогретым маслом. Не находят должного применения предпусковые жидкостные подогреватели типа ПЖБ.

Схема подогревателя ПЖБ: I — нагретая жидкость, поступающая в двигатель; II — газы, отводящиеся для обогрева поддона двигателя; III — охлажденная жидкость, выходящая из двигателя; 1 — бензиновый бачок; 2 — кран; 3 — бензоотстойник; 4 — электромагнитный клапан; 5 — электрический вентилятор; 6 — котел с горелкой в сборе.
Этот подогреватель представляет собой котел-теплообменник (см. рис. выше), внутренние полости которого выполнены в виде двух концентрических пустотелых цилиндров, образующих внутренний и наружный газоходы с большой поверхностью нагрева. Внутренние полости пустотелых цилиндров заполняются жидкостью и соединяются патрубками с системой охлаждения двигателя.
На входе во внутренний газоход имеются камера сгорания и горелка. Топливо подается в горелку самотеком из автономного бензинового бачка 1, через бензоотстойник 3 и электромагнитный клапан 4 с регулировочной иглой. Для обеспечения полного сгорания в котел с помощью электрического вентилятора 5 нагнетается воздух. Когда включен подогреватель, топливо поступает в горелку и воспламеняется от высокой температуры спирали свечи накаливания. Последняя после возникновения устойчивого горения выключается.
Нагретая в теплообменнике жидкость за счет гравитационного напора поднимается в рубашку блока-картера, отдает теплоту деталям двигателя и, охлаждаясь, возвращается в котел подогревателя. Горящая смесь бензина с воздухом проходит через радиальный завихритель и поступает во внутренний газоход, а затем направляется на поддон картера для обогрева масла.
В случае выхода из строя аккумуляторной батареи запуск предпускового подогревателя невозможен, что является существенным недостатком этой системы.
Поэтому в существующей конструкции предпускового жидкостного подогревателя предусмотрено устройство для подачи топлива в котел при помощи сжатого воздуха от ручного поршневого воздушного насоса, а также от установленной на тракторе пневмосистемы с устройством в котле подогрева окна для розжига рабочей смеси факелом вручную. Такое дублирование увеличивает надежность работы подогревателя.
Применение предпускового подогревателя обеспечивает надежный пуск двигателя в течение 20...30 мин при температуре окружающего воздуха —25°C. Вода или антифриз в системе охлаждения двигателя прогревается за это время до температуры 60...70°C, а масло в поддоне двигателя — до 40...50°C. Его применение позволяет в 2—3 раза уменьшить износ деталей двигателя, чем при пуске его в холодном состоянии, при этом расход топлива за зимний период на один трактор снижается более чем на 200...300 кг.
Инструкцией по эксплуатации тракторов (МТЗ-80, ЮМЗ и др.), разработанной заводами-изготовителями, предусмотрен пуск двигателя с применением предпускового жидкостного подогревателя при температуре +5°C. Однако тракторы, поступающие в народное хозяйство в большинстве случаев не комплектуются подогревателями. Учитывая низкую стоимость самого подогревателя (от 170 до 200 руб. - цены 1988 года), считаем целесообразным, чтобы Министерство сельскохозяйственного и тракторного машиностроения уже в текущем году приступило к 100-процентной комплектации тракторов подогревателями, так как это принесет сельскому хозяйству значительный экономический эффект, а также в значительной степени облегчит труд механизатора.
С. Максимчук, К. Ляндебурский |