Искусство проявляться
Категоричный, но честный критик современной музыки Henry Pleasants в своей книге "Агония музыки модерн" провозгласил, что единственной музыкой, репрезентирующей культуру США, является джаз. Имея в виду, что его работа появилась много десятилетий тому назад, и зная общую идейную направленность, обратим внимание на критику модернизма.
Искусство модернизма становится таким, если оно является противовесом нового мировоззрения старому, провозглашает новое мышление взамен обузданному преждевременному предубеждению, это песнь воплощения будущих видений в сегодня, в противовес привилегированной сегодняшней ностальгии по прошлому. В некотором смысле обоснование противоборства другими художественными средствами стимулирует жизнеспособность развития модернизма, дает возможность новому искусству воплотиться в новые формы, приобретенные собственными усилиями.
Я думаю, что невозвратимы те времена, когда не только (чересчур) образованные интеллектуалы, но и рыночные женщины (а кто может быть еще дальше от музыки?) с лицами знатоков, полные категорического уважения, твердили: "Классика - это хорошо". По-разному модулируя, это утверждение повторяли разные слои общественности. Повторяли, наверно, из-за магического воздействия мантрической формулы. Этот ритуал был стимулирован мечтою иметь что-либо абсолютное, истиное и вечное. С другой стороны, это свойственно для того времени, когда воздавали дань авторитетам, утверждающим истины для массового поклонения, когда добровольно отказывались от возможности мыслить самому, испытать и только тогда восхвалять или осуждать. Классика стала убежищем от вопросов, всю жизнь волнующих человека. Как это похоже на самовнушение, во время которого пытаешься избавиться от нежелательных последствий, но не от самой причины. Как сегодня можно было бы оценить такую позицию, порождающую и укрепляющую иллюзию?
Чрезмерно не вникая в наследие классики, которое само по себе противоречиво и туманно, отметим исчезающую, но еще слепую и сильную привязанность к уже бывшей и высохшей культуре, которая и сейчас в высших слоях интеллектуалов почитается за убедительную и не вызывающую сомнений победу рафинированности и помпезности над сдержанностью и простотой, интеллекта и разбушевавшихся чувств над интуицией, веры в божественное над гарантом собственного духовного развития. Такое наследие становится архивом. А у бодро охраняющих его сторожей задача состоит в том, чтобы сохранить мифические завоевания классики, их законсервировать и передать архивариусам новых поколений.
Сегодняшние перемены указывают на то, что с гибелью классики мир искусства не ушел в прошлое, и думаю, наоборот, стал еще более тонким проявлением духовной природы человека. Не обесценивая классики, добавим, что она может не только служить объектом для критики, но и быть основой и источником для обучения новых поколений. Самое главное отказаться от желания считать классику примером новому искусству, суметь осознать общее развитие культуры.
Импровизационное начало в новой музыке - одно из основных свойств, отделяющих ее от классики. В общих очертаниях импровизацию можно было бы изобразить как мгновенный духовный импульс, приобретающий рационально неуловимый контур звука. Не надо упрощать и полагать, что с первого прикосновения к музыкальному инструменту можно импровизировать. Многие музыканты, имеющие отличную технику, играют лишь пальцами и выполняют наизусть заученные музыкальные рисунки, в создание которых не вкладывают всю теплоту сердца. Большинство просто играет приятные для слуха аккорды, не пытается или просто не умеет развивать свою внутреннюю способность до полного проявления интуиции, которая становится связующим звеном между спонтанным, каждый раз иным состоянием души и абсолютным бытием. Часто они лишь рационально конструируют звуковые структуры, повинуясь каноническим правилам композиции, забывая, что невозможно навеки втиснуть искусство в прочные контуры систем.
Мастер импровизации, имея, между прочим, и великолепную технику, не препятствует развитию самосущного музыкального видения. Искренняя углубленность и концентрация способствуют моментальному открытию заполненных духовных резервуаров, создают всегда иной музыкальный орнамент, процесс появления которого становится не менее важным чем результат. Такие действия не имеют ничего общего с бутафорией и отражают истинную реальность. И жизнь, потенциальный по своей природе исток творения, перестает быть разбрасыванием энергии впустую...
Матос Бичюлис © Tango Editions |