Кино - искусство или кино - это бизнес?
Споры об отдельных фильмах и о самом этом направлении творчества - кинематографе не утихают, регулярно в интернете происходят виртуальные и ожесточенные сражения сторонников разных взглядов и подходов.
Об этом сегодня и речь
Определение "лучших" и "худших" фильмов — это сложный и зачастую субъективный процесс, на который влияют множество факторов. Начиная с подхода к самому этому явлению: кино - это творчество, это самовыражение, или все-таки это четко выверенный и взвешенный бизнес? Ведь деньги тут крутятся немалые...
Как определяют лучшие и худшие фильмы?
Оценку фильмов можно разделить на несколько ключевых моментов, надо сказать, есть разные мнения на этот счет... Например, вот вам лучшие фильмы топ, но у вас может быть своя "лучшая десятка" - и это совершенно нормально!
Критика и экспертное мнение
Профессиональные кинокритики и эксперты оценивают фильмы по целому ряду критериев, среди которых присутствует сценарий и драматургия - оригинальность идеи, логичность сюжета, проработка персонажей, диалоги, темп повествования. Режиссура - каково оно видение режиссера, умение управлять актерами, создание атмосферы, ритм фильма, монтажные решения. Операторская работа и изобразительное решение - это важные моменты. Композиция кадра, освещение, цветовая палитра, эстетика визуального ряда.
Конечно, актерская игра... Глубина и убедительность персонажей, эмоциональная подача, харизма актеров. Музыка и звуки - соответствие саундтрека настроению фильма, звуковые эффекты, качество звукорежиссуры. Декорации и костюмы, детализация, соответствие эпохе и атмосфере фильма, вклад в общую эстетику.
Актуальность или значимость затронутой темы - насколько фильм затрагивает важные социальные, культурные или философские вопросы, вызывает ли он дискуссию.
Эмоциональное воздействие - это наиважнейшая составляющая, это способность фильма вызывать у зрителя смех, слезы, страх, размышления. Сопереживаем ли мы тому, что происходит на экране? Чувствуем ли мы их счастье или боль? Порою зрителю совершенно все равно, что произойдет с действующими персонажами... а порою фильм переворачивает у зрителя все внутри...
Зрительские оценки и рейтинги
Это субъективный и скорее конъюнктурный аспект. Зрителями часто легко манипулировать, а рейтинги - это товар... Тем не менее, есть множество онлайн-платформ (Кинопоиск, IMDb, Rotten Tomatoes, Metacritic и др.) - они собирают пользовательские оценки и рецензии. Эти платформы агрегируют мнения миллионов зрителей, формируя средний балл.
Это отражение массовой реакции, но и массовая предвзятость, массовость накруток, подверженность "хайпу" и... вот вам популярность фильма!
Награды и фестивали
Еще одна категория оценок, но также не свободная и далекая от идеала. Признание на престижных кинофестивалях (Канны, Венеция, Берлин) и кинопремиях (Оскар, Золотой глобус, BAFTA) является вроде бы весомым показателем качества. Эти награды присуждаются профессиональными жюри с высоким авторитетом и академиями, состоящими из кинематографистов. Но как бы все знаем, вкусы академиков и вкусы широкой публики не всегда совпадают.
Время - лучший оценщик
Многие фильмы стали мировой признанной классикой спустя годы - они оказали весомое культурное воздействие на всю индустрию, они определили целые направления и эпохи... Часто их называют культовыми. И это неспроста. Большое видится на расстоянии, как сказал великий поэт.
Но время имеет и обратную сторону - многие замечательные фильмы по тем или иным причинам уходят в тень. Они несправедливо забыты. Часто такие творения опережают свое время и не окупаются в прокате. И о них просто забыли...
Иногда отличный фильм имеет неудачную рекламную компанию. Или он вышел в неудачное время - ассоциации с политикой или экономикой поставили на нем крест. Тематика может быть сложной, когда массовый интерес вызывали простенькие водевили...
Поиск и находка таких фильмов, возврат их зрителям - это увлекательное и благородное занятие для истинных киногурманов.
Удачи вам!
*** |