Летчик из Рузаевки
Жизнь прославленного советского летчика-испытателя Константина Ивановича Пономарева — образец беззаветного служения Родине, яркий пример мужества и героизма.
Родился он в 1910 году в селе Рузаевка Российской империи (город с 1937 года в Мордовской АССР) в семье машиниста паровоза. Домик на улице Кумысной и сейчас еще цел. Здесь жила его сестра Екатерина Ивановна.

Константин рос сильным и смелым парнем. Он был отличным спортсменом-лыжником. Авиационным спортом увлекся страстно. Сам строил модели самолетов, а как только при рабочем клубе организовали кружок планеристов, «сразу же записался в него и занимался с завидной настойчивостью и увлечением. Когда кружковцы построили учебный планер «Рузаевец», Константин первым полетел на нем. Юного авиатора отличали уверенность, воля, настойчивость. И не случайно он был в числе первых рузаевцев, получивших комсомольскую путевку в авиационную школу военных летчиков.
После окончания школы Пономарев много летал, осваивая одну машину за другой. Вскоре, оценив незаурядные способности летчика, командование направило его инструктором в школу воздушной стрельбы, где он быстро завоевал всеобщее уважение мастерством боевого применения самолетов.
Как лучший летчик части, старший лейтенант Пономарев получил назначение на Харьковский авиаремонтный завод на должность летчика-испытателя. Здесь в полной мере раскрылись замечательные летные качества нашего земляка. В ходе испытаний отремонтированной авиатехники он освоил самолеты десяти типов. Все было по плечу этому неуемному человеку. Он летал много и с завидным азартом, присущим настоящему испытателю, не считаясь с риском. А риск был, и немалый.
В одном из испытательных полетов при взлете на самолете отказал мотор. Казалось, катастрофа неизбежна. Но молодой испытатель не растерялся: используя запас скорости, он буквально «перепрыгнул» через препятствие и избежал столкновения с ограждением аэродрома. Был и такой случай: на двухмоторной машине в наборе высоты один из двигателей вдруг остановился. Самолет в ста метрах от земли чуть было не лег на спину, но и здесь Константин вышел победителем: постепенно выправив машину в горизонтальный полет, он плавно развернул ее и произвел посадку на одном моторе.
Началась война с фашистской Германией, и Константин Иванович занял место в боевом строю. Будучи командиром корабля особого подразделения связи, капитан Пономарев выполнял ответственные задания командования. Но воевать пришлось недолго: в начале 1942 года его отозвали снова на авиаремонтный завод. Вскоре он встретился со специалистами из конструкторского бюро И. Братухина и познакомился с вертолетной техникой, её особенностями и перспективами дальнейшего развития. Как испытатель и военный летчик Константин Иванович по достоинству оценил эту технику будущего — аппарат вертикального взлета и посадки, не требующий большого аэродрома.
В том же году он был принят на должность летчика-испытателя геликоптеров (вертолетов) в ОКБ Братухина. Нужно сказать, что испытывать еще не совершенные винтокрылые машины не каждому было под силу. Ведущий инженер Д. Мацицкий так отзывался о Пономареве: «Это был мужественный, разумный и смелый летчик, обладавший огромными способностями организатора в деле освоения новых конструкций авиатехники. Он всегда тщательно готовился к испытательным полетам и выполнял их успешно, не считаясь с трудностями».
За время работы в ОКБ Братухина Пономарев провел целый ряд испытаний опытных вертолетов, выполнил более семисот полетов. Он испытывал «Омегу» и ее модификации — пассажирский вертолет, санитарный, артиллерийский корректировщик, вертолет связи и многие другие. Общий налет в воздухе к этому времени у Константина Ивановича составлял почти 4000 часов.
Но особой заслугой Пономарева следует считать испытание вертолетов в режиме безмоторного полета и посадки. Этот режим в то время не был изучен, и Константин Иванович провел сложную и рискованную работу, после чего вместе с ведущим инженером составил методику испытаний и инструкцию летчику на случай отказа двигательной установки в воздухе. Результаты испытаний вселили уверенность в возможности нормальной посадки в случае отказа двигателя.
За проделанную работу Пономарев был награжден орденом Красной Звезды. Константина Ивановича высоко ценил Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР генерал- майор авиации П. Стефановский. В своей книге «Триста неизвестных» он вспоминает, как Пономарев учил его и полковника А. Долгова летать на вертолете «Омега»: «Полеты на вертолете Братухина мы начали 20 августа 1946 года на Измайловском аэродроме под Москвой. Машина не имела двойного управления. Поэтому сначала посмотрели, как управляет ею, кружит на высотах от нуля до десяти метров заводской летчик К. Пономарев, затем то же самое стали проделывать на вертолете и мы с Долговым. Обучающий нас Пономарев или стоял на месте, дирижируя руками, или же медленно двигался по аэродрому, заставляя нас лететь за ним. Лицо летчика выражало то радость, то удивление. Его жесты руками были понятны только нам двоим, попеременно садящимся за управление вертолетом».
Винтокрылая авиация быстро росла и крепла. Прежде чем попасть в строевую часть, вертолеты проходили через руки испытателей. Все силы и энергию Константин Иванович Пономарев отдавал любимому делу. Но жизнь летчика трагически оборвалась.
Первый летчик Рузаевки не забыт. Память о нем хранят все, с кем ему довелось работать, сражаться с врагом, поднимать в воздух винтокрылые машины.
Полковник в отставке В. Шмелев, 1983
***
Этот замечательный человек работал в городе Алма-Ата, погиб 13 декабря 1948 года во время испытания опытной модели вертолета Б-11 погиб вместе с бортрадистом И.Г. Нилусом - оторвалась одна лопасть вертолета...
*** |