Работают без простоев
Из серии "История Казахстана"
Совхоз «Ленинский» Северо-Казахстанской области — хозяйство экономически крепкое. Знают его по добрым делам полеводов, животноводов и строителей. Коллектив настойчиво берет на вооружение интенсивные методы хозяйствования, стремится каждую отрасль сделать рентабельной, и это ему удается. Ежегодная прибыль неизменно составляет свыше миллиона рублей. Хозяйство производит 225 т совокупного продукта на каждые 100 га пашни — это один из самых высоких показателей в целинном регионе Казахстана.
Совхоз награжден орденом Трудового Красного Знамени, неоднократно удостаивался переходящего Красного знамени ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, шестнадцать раз был участником Выставки Достижений Народного Хозяйства, почти ежегодно выходит победителем в республиканском социалистическом соревновании. И в основе всех успехов — не только рациональное и хозяйское отношение к земле, но и к технике, насыщенность которой очень высока. Как и высоки ее эксплуатационные показатели: долгий срок службы, значительная экономия средств на запасные части, ремонт, на топливосмазочные материалы. «Ленинский» — хозяйство, где достигнут самый высокий в области уровень механизации и автоматизации производства.
...Так уж повелось: из года в год в совхозе контрольные обмолоты при уборке урожая никогда не превышают фактический сбор зерна с каждого гектара. А это значит — каждый уборочный агрегат работает слаженно, четко. Потери сведены до минимума, простои исключаются.
— Чем это можно объяснить? — переспросил директор совхоза Анатолий Дмитриевич Захаров. — Думаю, что прежде всего высокой квалификацией наших механизаторов. Отсюда и умелое использование техники. Индустриальный цех хозяйства, в котором насчитывается 176 тракторов, 117 автомашин самых различных марок, 98 комбайнов и сотни другие механизмов и агрегатов, — это очень гибкое производство. Маневр, скорость, экономия, расчет — вот наши главные рычаги.
Такой подход дает большой выигрыш, в чем легко убедиться на примере уборочной страды. Например, в первой бригаде нужно было срочно скосить 560 га овса, он мог вот-вот осыпаться. Бросили на это поле 31 жатку и за день убрали. Затем технику перебросили в соседнюю бригаду — подбирали скошенный до дождей ячмень.
Стремление вырвать у ненастья каждый погожий час диктует жесткие темпы страды, увеличивает, естественно, нагрузки на каждого механизатора, на каждую машину. Но выгода все же очевидна: сохраненные тонны хлеба окупают незначительные дополнительные затраты, которые связаны с перегоном техники.
Не секрет, что даже новая машина, если у нее нет постоянного хозяина, часто выходит из строя, работает вполсилы, а потом списывается досрочно. На это обстоятельство обратили внимание в совхозе «Ленинский» уже давно — лет двадцать назад. Сделали вывод: нужны свои постоянные высококвалифицированные кадры. Комплексная программа по обеспечению всех производственных участков кадрами быстро дала отрадные результаты: уже не одну пятилетку совхоз обходится только своими механизаторами, даже в такие напряженные периоды, как сев или уборка урожая.
А объем работы большой. Только в полеводстве ежегодно необходимо обрабатывать, засевать и убирать урожай с 18 800 га. Вот почему так разветвлена сегодня сеть механизаторского всеобуча в совхозе. Воспитывают и растят механизаторов со школьной скамьи. В летнее время старшеклассники работают на одних машинах со своими отцами, братьями. Работают на равных, им доверяют новейшие машины. В совхозе понимают: рядом со старшими школьники быстрее познают вкус и смысл труда земледельца.
Научиться передвигать рычаги машины — дело не такое уж мудреное. Важнее научить ребят бережно, по-хозяйски относиться к технике. И тут незаменимыми воспитателями становятся кадровые механизаторы. Такие, как лауреат Государственной премии СССР Н. Пантеленко, ветеран хлебной нивы Ф. Кромм, И. Безганс, Л. Печенко, В. Лебедев и многие другие. В хозяйстве около 200 механизаторов, более половины из них — специалисты высокого класса.
Но и те, кто уже не первый год трудится в совхозе трактористом, шофером, ремонтником, постоянно учатся. Без этого нельзя, потому что на село приходит все более сложная и современная техника. Вот почему каждую зиму на агрокурсах, кроме основ земледелия, полеводы изучают технические новинки, приемы и методы работы на них, знакомятся с передовым опытом эксплуатации техники.
Кроме того, ежегодно действуют курсы повышения квалификации. Только в минувшую зиму второй класс, например, получили 17 механизаторов. Учебная база совхоза крепкая, на месте желающие получают не только права на вождение комбайном, трактором или автомашиной, но и удостоверения для работы на такой сложной и энергонасыщенной технике, как «Кировцы».
— Техника принесет максимальную отдачу, если не будет работать на износ. Эту истину хорошо усвоили все механизаторы хозяйства, — рассказывает главный инженер совхоза И. Кромм.
— По собственному опыту знаю: поломку легче и дешевле предупредить, чем устранить.
Поэтому большое внимание уделяем техническому обслуживанию машин. Оно у нас планово-предупредительное. Внедрялось постепенно и сейчас выполняется четко. Благодаря ему у нас удалось значительно поднять производительность машин, продлить срок их службы.
Действительно, при эксплуатации техники в «Ленинском» прежде всего обращают внимание на четкую и стройную систему технического обслуживания, которая здесь централизована и распространяется на все производственные участки. Основа ее — лимитная книжка на дизельное топливо и масло. Книжки выдают каждому механизатору. Без книжки не заправят трактор, комбайн.
Сейчас ежедневно все данные о заправке машин поступают от водителей-заправщиков на центральный деспетчерский пункт, которым заведует И. Домбровский. Здесь на специальных стендах, картограммах видно состояние техники, ее исправность, производительность на последний день. Это позволяет строго следить за проведением ТО-1, ТО-2, ТО-3. Когда приходит срок очередного технического обслуживания, заправщик отрывает талон из книжки и передает звену технического обслуживания.
Звенья мастеров-наладчиков сейчас есть в каждой из шести полеводческих бригад. В составе звена — мастер-наладчик, он же водитель АТУ, и слесарь-электросварщик. Их мобильность, оперативность (у каждого звена так же, как у всех служб, бригадиров, механиков, имеется радиотелефон) позволяют до минимума свести простои техники. Если поломка трактора или комбайна серьезна, на помощь приходит укрупненное оперативное звено ремонтников центральной мастерской. В ее составе — звеньевой О. Побегайло, два его помощника — Г. Каницкий, А. Аберле. За ними закреплена передвижная ремонтная мастерская.
Существующая система дисциплинирует механизаторов, помогает содержать технику в полном порядке. Не случайно за последние годы в совхозе сэкономлено много топлива и средств на ремонт техники.
В хозяйстве мощная ремонтная база. Всю технику ремонтируют и обслуживают в помещениях (ремонтная мастерская и депо по восстановлению комбайнов). Для автомашин имеется большой теплый гараж, в котором зимой содержат всю технику. В совхозе есть разнообразные станки, с помощью которых можно ремонтировать самые современные машины.
Заканчивается страда, а до следующей — одиннадцать месяцев. От того, как содержат в это время комбайны, во многом зависит будущий успех — таково мнение инженерной службы хозяйства. Вот почему всю технику здесь хранят при строжайшем соблюдении ГОСТа. Часть комбайнов прямо с поля направляют в ремонтную мастерскую. Обычно восстановление уборочных агрегатов заканчивают еще зимой. Четко по графику восстанавливают и тракторы. Своевременное техническое обслуживание позволяет экономить средства при текущих и капитальных ремонтах. На каждого механизатора заведена специальная ведомость. Если трактор выработал нужное число гектаров и механизатор сэкономил средства на всех видах ремонта и топлива, то его материально поощряют. Это стимулирует соревнование за рачительное отношение к технике.
Ремонтную мастерскую не зря называют сердцем машинного двора. И от того, как оно бьется, зависит работоспособность всего машинно-тракторного парка. Вот почему в «Ленинском» не производят так называемой наладки техники перед полевыми работами, которая, как правило, в других хозяйствах выливается в новый небольшой ремонт.
Та машина, что вышла из ворот мастерской, депо, должна заработать в любую минуту. Иначе и быть не может: ведь ремонтируют ее высококвалифицированные механизаторы и ремонтники.
Особенно высоко поднялось качество восстановления техники после внедрения хозрасчета, причем не только во всех шести полеводческих бригадах, но и в ремонтных мастерских. Теперь коллектив мастерской не выпустит за ворота трактор или комбайн, если качество ремонта будет низким. Комиссия обязательно вернет машину обратно и повторное восстановление будет уже за счет ремонтников.
С другой стороны, небрежное отношение к технике и связанные с этим необоснованные расходы на ремонт идут из кармана полеводов. Вот так повышается ответственность механизатора и ремонтника.
И еще одну новинку довелось увидеть в диспетчерской совхоза — картотеку склада запасных частей.
— Раньше до смешного доходило, — говорит главный инженер И. Кромм. — Снабженцы, да и мы, инженеры, с ног сбивались в поисках необходимой запчасти в горячие страдные дни — искали в соседних хозяйствах, районах, областях. А потом при ревизии выяснялось, что эта же «дефицитная» деталь лежит у нас на складе. А сейчас в любую минуту я могу узнать, что у нас есть, а чего нет: в картотеке есть «паспорта» не только на каждую деталь, но и для облегчения работы они сгруппированы по видам машин, по ассортименту. Заведующий складом ежедневно сообщает в диспетчерскую о приеме и выдаче тех или иных запасных частей, узлов и материалов.
При всей четкости работы снабженцев, районного отдела по техническому снабжению агропрома, все-таки существует недостаток в тех или иных запчастях. В таких случаях выручает восстановление деталей. И здесь большую помощь оказывают рационализаторы хозяйства.
В совхозе 20 членов ВОИР. И среди них самые активные — токарь Э. Байсалов, слесарь Л. Печенко, кузнец Л. Кустов. Вот только некоторые примеры их творчества. В свое время были большие трудности с приводом автомобильных спидометров. Рационализаторы разработали технологию их восстановления и успешно разрешили эту проблему. Шарниры переднего моста автомашины УАЗ-469 быстро изнашивались. Умельцы нашли способ заменять их крестовинами,— проблема была снята.
С первого года нынешней пятилетки труженики совхоза «Ленинский» перевели все бригады как в полеводстве, так и в животноводстве на хозяйственный расчет. Выгоду этого дела можно было оценить уже в дни весенне-полевых работ. Агрономическая и инженерная службы хозяйства как никогда тщательно разработали график полевых работ. Так, 19 мая все бригады начали сев пшеницы — основной продовольственной культуры. В день предполагалось засевать около 850 га с таким расчетом, чтобы 25 мая завершить эту работу. Так оно и вышло — время сева сократилось на четыре дня. Семена были заделаны в почву в самое лучшее время. И что важно: не потребовалось ни одного дополнительного агрегата. Каждая бригада старалась ликвидировать все непроизводительные затраты.
Соревнование за эффективное использование техники отражено в условиях социалистического соревнования, в хозрасчетных заданиях. И если механизатор перевыполнил свои годовые нормы, не допустил нарушений в трудовой и технологической дисциплине, он все равно не получит призового места, если по его вине произошла поломка техники, возникали простои или был допущен перерасход топлива.
Хозрасчет заставил всех по-новому взглянуть на свою работу. Значительно укрепилась дисциплина труда, снизились расходы на содержание и ремонт техники. Сейчас уже не услышишь извечного: «дай». Дай запчасти, дай топливо. Каждый механизатор старается бережно использовать вверенную ему технику, не допускает ненужных перегонов, простоев.
Такое же отношение к машинам не только в полеводческом цехе, но и на всех других производственных участках. А это «второе» хозяйство совхоза также огромно. Стоит только сказать, что все животноводческие фермы полностью механизированы — в совхозе содержится свыше 15 тыс. свиней и более 7 тыс. голов крупного рогатого скота. Здесь работает бригада по механизации трудоемких процессов из 8 человек. На каждой ферме есть слесарь по ремонту и наладке оборудования.
Сегодня у механизаторов много претензий к промышленности. Многие машины, поступающие в хозяйство, далеки от совершенства, не выдерживают свой моторесурс. Особенно много нареканий у сельчан в адрес Производственного объединения «Павлодарский тракторный завод», выпускающего «Казахстанцы». Даже у самых опытных, первоклассных механизаторов этот трактор работает только два-три сезона. Слабы в этой машине ходовая часть, задний мост, муфта сцепления.
Есть претензии к трактору К-701. Мощная, энергонасыщенная машина не выдерживает положенной ей по конструкторским данным нагрузки — слаба коробка передач, непрочен ведущий вал. Много нареканий у трактористов на технику для заготовки кормов. Не оправдали надежд комбайны КСК-100. Эти машины чрезмерно сложны по конструкции и к тому же не выдерживают запрограммированного моторесурса. Много недоделок у комбайна «Нива» — чтобы пустить его в работу (с заводского конвейера), даже опытному механизатору приходится налаживать его около месяца.
— Совсем нет у нас новой техники для уборки силосных культур, — говорит директор совхоза А. Захаров. — Эту работу мы выполняем старыми комбайнами КС-2,6. Примитивный по сегодняшним меркам агрегат. Но мы, честно говоря, мечтаем иметь его снова на наших полях: он высокопроизводителен, надежен, работает качественно. Выпуск комбайна давно прекратили, а аналогичного взамен не дали. И мы ежегодно выводим на плантации латанные-перелатанные КС-2,6. В них уже нет ни одной заводской детали — все нами заменено, реставрировано, а он все ходит.
Механизаторы совхоза ждут от промышленности более совершенной и надежной техники для села.
И. МООР Северо-Казахстанская область «Сельский механизатор» №1 1987 г. |