СССР и хоккейное золото
Часть 1 – Часть 2
290 шайб забросили советские хоккеисты в матчах олимпийских турниров. Самый урожайный турнир был в 1964 г. в Инсбруке. Заброшено 73 шайбы. Меньше всего голов — 33 — забито в Саппоро в 1972 г., где сборная СССР провела всего 5 матчей. По 40 шайб заброшено в 1956 и 1960 гг. Но в первом случае наши спортсмены стали чемпионами, во втором — удостоены бронзовых наград.
Самый результативный игрок — А. Фирсов (20 шайб). 17 шайб на счету В. Александрова, 14 — В. Старшинова. По 12 шайб забросили К. Локтев и В. Харламов, по 11 — А. Мальцев, В. Шадрин и В. Якушев, 10 голов забил Б. Майоров, 9 — В. Бобров, 8 — А. Гурышев, по 7 раз отличились А. Альметов, В. Винулов, С. Петухов, В. Шалимов, по 6 — Л. Волков, Э. Иванов, С. Капустин, Е. Мишанов, В. Петров, В. Полупанов, В. Шувалов.
В. Бобров в 1956 г. забросил 9 шайб. До турнира в Гренобле (1968 г.) это был рекордный результат для игроков сборной СССР. А. Фирсов сумел забросить 12 шайб. Результат В. Боброва в 1976 г. превзошел В. Шадрин — 10 шайб.
1956 год... Матч СССР — Швейцария. Советские хоккеисты выигрывают — 10:3. Четыре шайбы забрасывает В. Бобров. Лишь спустя 20 лет, в 1976 г., В. Шадрин сумел повторить достижение В. Боброва — 4 раза поразил он ворота сборной Австрии.
Любопытно, что в течение 20 лет, отделявших результаты В. Боброва и В, Шадрина, К. Локтев в Скво-Вэлли, В. Александров, В. Старшинов, С. Петухов и Б. Майоров в Инсбруке (1964 г.), А. Фирсов дважды в Гренобле и В. Харламов в Саппоро по ходу одного матча забрасывали по три шайбы. Такое же достижение у С. Капустина в Инсбруке (1976 г.), причем в той же игре, в которой В. Шадрин повторил рекорд В. Боброва. Чуть позже В. Шадрин, а спустя еще несколько дней В. Шалимов в Инсбруке забивают сразу по три гола.
В. Пахомов
В воротах Владислав Третьяк
Почему так?
Лет 70 назад процедура вбрасывания шайбы была предельно простой. Судья клал ее на лед, а сам держал руками клюшки соперников. По свистку он отпускал клюшки и... нередко вынужден был сразу же обращаться к врачу: азартные хоккеисты, торопясь завладеть шайбой, о сохранности рук арбитра не слишком заботились.
История не сохранила имени арбитра, решившего, что непосредственный контакт с клюшками игроков обходится слишком дорого, и впервые вбросившего шайбу так, как это делается теперь. Такой способ вбрасывания был единодушно поддержан всеми судьями: лучше сложнее, решили арбитры, зато безопасно.
Трибуна мастера - Проигранных матчей нет
Для меня нет проигранных матчей. Как бы ни складывалась борьба, каким бы ни был счет, поединок, почти любой поединок выиграть можно, лишь бы оставалось достаточно времени. И потому я борюсь, я работаю на льду до конца, до финальной сирены. И ни у одного тренера, с которым свела меня судьба, никогда не было ко мне никаких претензий по части трудолюбия.
Борьба до конца — не слепой фанатизм, а понимание природы спорта, современного спорта, в котором исход борьбы решает не только техническая, тактическая или физическая подготовка, но и волевая тоже. Много неожиданного может случиться в одном только хоккейном матче, по-разному может складываться и счет, но опускать руки при неудаче нельзя.
В 1972-м советские хоккеисты впервые играли с канадскими профессионалами. И вот первый матч. На их льду. По их правилам. Психологическая обработка была бесхитростна: единодушный хор утверждений об обреченности русских. Предлагались пари — сможем ли мы отнять у профессионалов хотя бы очко.
Шайбу вбросили в игру, матч начинается, и на тридцатой секунде в наши ворота влетает первая шайба, через несколько минут — вторая. Трибуны торжествуют, неистовствуют: их кумиры бьют тех, кто осмелился посягнуть на непререкаемый десятилетиями авторитет Национальной хоккейной лиги. Может быть, кто-то махнул на нас рукой, кто-то посчитал уже дело сделанным. Только не мы. Мы не считали матч проигранным, хотя уступали две шайбы, хотя играли на чужом поле, хотя противостояли нам легендарные мастера. Итоговый результат поединка известен — мы выиграли 7:3.
А два знаменитых матча со столичными спартаковцами в финале Кубка европейских чемпионов! В первом поединке мы уступили 2:3, во втором проигрывали 2:4. Едва ли кто верил в успех хоккеистов ЦСКА, но мы играли и играли, мы боролись, несмотря на всю вроде бы очевидную безнадежность борьбы, мы не уступали без боя ни сантиметра льда. И «Спартак», ошарашенный нашим упорством, нашей взрывающей все представления о логике борьбы несгибаемостью, дрогнул. Мы выиграли второй матч 8:5 и по сумме двух поединков одержали победу в Кубке.
Б. Михайлов, заслуженный мастер спорта
Друг мальчишек — клуб «Гайдар»
Это было неповторимое зрелище. В зал входили и входили мальчишки в хоккейной форме, а вся школа — от первоклассников до солидных выпускников — аплодировала им, не жалея ладоней. Восторг ребят можно было понять — 60 их друзей стали лауреатами городского и областного турниров на приз клуба «Золотая шайба»!
А началось все 15 лет назад. Владимир Васильевич Шокин приехал сюда, в Голованово, погостить. Но, как он сейчас говорит, с первого взгляда влюбился в этот район на самом краешке Перми и решил обосноваться здесь навсегда.
Так он стал учителем физкультуры школы № 123. Закончив первые урони, Владимир Васильевич объявил,что для всех желающих будут проводиться еще и дополнительные занятия по футболу и хоккею.
Но на первые занятия ребятам пришлось принести не клюшки и мячи, а молотки и гвозди — строили хоккейную коробку, очищали от снега лед.
Сразу же Шокин обговорил с ребятами одно условие: с двойками на тренировки никто не допускается.
О футбольно-хоккейном клубе «Гайдар» теперь знают не только в Прикамье. Трижды воспитанники Шохина получали право выступать на всесоюзных финалах «Золотой шайбы». Уже первая такая поездка принесла ребятам награду. Им был вручен приз журнала... «Крокодил» — за остроумно забитую шайбу. Уже почти два десятка «гайдаровцев» выступали в составе юношеских и молодежных команд главного хоккейного клуба Прикамья «Молот».
От одного поколения «гайдаровцев» к другому переходит правило: считать, что каждую шайбу или гол забил не кто-то один, а вся команда. И бывает, что даже в ответственных матчах тренер вдруг дает задание лучшему бомбардиру чаще выводить на решающий удар товарищей. «Пусть сегодня забьем меньше, зато в следующий раз сыграем лучше» — так объясняет Шокин ребятам свои действия.
Нередко старшеклассники ведут сами занятия у малышей, становятся арбитрами различных школьных турниров. А в них, как правило, каждый класс выставляет свою команду. И не случайно многие воспитанники «Гайдара» не теряют связи со спортом после окончания школы.
Школьный спортивный клуб «Гайдар» объединяет почти 200 учащихся. Большую помощь клубу оказывают шефы, работники бумажного комбината — они приобрели для ребят спортивную форму. На стадионе комбината ребята и тренируются.
В школе создан целый музей «Гайдара», где рассказывается об успехах клуба.
В. В. Шокин считает, что у школьных спортивных клубов большие перспективы. Именно в этом случае школа становится подлинным центром всей работы с детьми по месту жительства. Создается возможность объединения средств и усилий школы и ЖЭКа, педагогов и инструкторов физкультуры.
Школа № 123 одна из лучших в районе. И в этом большую роль сыграл отлично организованный отдых ребят.
Это — не о «Гайдаре». И в то же время именно о нем. Потому что отдых после уроков для 200 мальчишек школы №123 — это уроки «Гайдара».
В. Хитрюк Календарь Спорт 1980 |