СДАСК - часть 4
Симфония для акустики с компьютером - часть 4
Часть 4. Crescendo. In modo scherzo
На этом, почти все, чем я хотел поделиться в плане расстановки акустических систем, - если коротко, если только о главном. Остается, разве что, добавить пару слов об акустике помещений.
Поскольку время реверберации прямо пропорционально объему озвучиваемого пространства и обратно пропорционально уровню поглощения звука, то понятно, почему один и тот же аудиокомплект в разных комнатах звучит по-разному. Чем дольше время реверберации – тем длиннее эхо. Правда, в наших стандартных «апартаментах» время реверберации никогда не превысит 0,3 с. И, тем не менее, в пустой комнате мы явно ощущаем эффект «Hall».
В заполненном же мебелью, коврами, паласами помещении главным образом воспринимают звуки, воспроизводимые непосредственно громкоговорителями. Звуки, отраженные от стен, в данном случае имеют слишком малую задержку, чтобы наше ухо успевало на них реагировать. Уровень поглощения звука, за счет чего пропадает эффект эха, зависит от многих факторов, в том числе и от количества находящихся в комнате людей и предметов. Поглощение звука зависит и от воспроизводимой частоты. Так на частоте 100 Гц оно втрое меньше, чем на частоте 4000 Гц.
То, что звуковая картина частенько умудряется через чур «выпячивать» какой-нибудь частотный диапазон или, наоборот, скрадывать, - виноваты не столько звуковая карта или аудиосистема, сколько архитектурные особенности и наполнение помещения. Происходит, так называемое, перераспределение мощности определенных частотных составляющих. Этот эффект называется эффектом стоячих волн на резонансных частотах, когда фронт волны не перемещается в пространстве и практически не затухает. Появление основных резонансных частот зависит от расстояния между противоположными стенами, полом и потолком. Кроме них обязательно присутствуют и дополнительные резонансы, возникающие в диапазоне высоких частот. В среднеразмерной гостиной комнате можно без труда обнаружить до сорока резонансов. Вот почему в маленькой комнатенке с низким потолком иногда даже включенный на средней громкости сабвуфер производит эффект «низкочастотного биения». А в помещении с высоким потолком не редко и небольшие полочные колонки выдают сочные басы.
Короче, для создания хорошего объемного звука необходимо качественное звукопоглощение. Конечно, создать в квартире абсолютные условия вряд ли удастся. Ведь для получения максимально не отражаемого звука толщина поглощающего слоя должна быть сравнима с длиной волны, а на низких частотах это от нескольких метров до полутора десятков. Да и ни к чему это. Звуковое отражение тоже в определенной степени необходимо. Иначе любая фонограмма покажется вам искусственной и нереальной, поскольку именно за счет картины отражения наш мозг, не задействуя зрительного органа, четко определяет наше местоположение: в комнате, в зале, на улице, в лесу. Так что толстого ковролана или паласа на полу, плотных штор на окнах и ковра на стене вполне достаточно. Если нет – добавьте пенопластовую плитку на потолок или какую-нибудь стену, повесьте еще один ковер, купите еще один диван и т.д., и т.п.
И еще такой небольшой моментик – кабели. В мультимедийных наборах, как правило, длинных проводов, достаточных для протягивания их по всей комнате, не сыщешь. Это не результат экономии со стороны производителя. Просто системы заточены в первую очередь на расположение излучателей вокруг компьютера. Во многих статьях специалисты, затрагивающие эту тему, не рекомендуют удлинять кабели (не в смысле, наращивать, конечно) более чем на половину штатной длины. Однако, на мой взгляд, к данному классу акустики надо относиться проще. По крайней мере, удлинив провода в 2,5 раза, я не ощутил каких-либо потерь. Также оговаривается, что сечение нового кабеля должно быть такое же, как у штатного. Однако будьте внимательны. Бывает, что производитель укомплектовывает систему тонкими проводами, весьма далекими от нужных по сопротивлению. Вот это уже результат экономии.
В общем, чтобы добиться красивой, в первую очередь на ваш взгляд, звуковой картины нужно экспериментировать. Глядишь, и получишь звук, вызывающий восхищение и зависть у тех, кто, имея более «крутую» технику, совершенно бездарно ее употребил.
Часть 1. Allegro Maestoso
Часть 2. Andante Moderato
Часть 3. Crescendo Capriccioso
Часть 4 ---------------------
Аскар Алиев, 2005 |