Посадка аэробуса А-320 в залив Гудзон
В конце января жители города Денвилл, Калифорния, устроили торжественную встречу своему земляку, пилоту Чесли Салленбергеру. В четверг, 15 января, он умудрился совершить уникальную посадку аэробуса А-320, выполнявшего рейс номер 1549, на воду реки Гудзон, напротив центрального района Нью-Йорка.
В церемонии приняли участие более трех тысяч жителей города. Пилоту Салленбергеру по прозвищу Салли присвоили звание почетного жителя Денвилла и вручили символический ключ от города. Любопытно, что ранее ключ от своего города пообещал летчику мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг.
Спустя неделю после инцидента Салленбергеру исполнилось 58 лет. Площадку, где проходила церемония, окружали американские флаги, огромные баннеры гласили: «Денвилл приветствует своего героя». Один из пришедших соорудил рукописный плакат «Мужество Салли спасло души». Школьный оркестр играл God Bless America, а местный сэндвич-бар предлагал «Салли Спэшел» — мясные шарики панини с томатно-базиликовым супом. Речь пилота на церемонии отличалась лаконичностью, уместившись в 25 секунд. Салленберг отказался от других публичных комментариев, поскольку расследование в отношении аварии аэробуса А-320, летевшего в Шарлотт, Северная Каролина, в тот момент все еще продолжалось. «Я говорю от имени всего экипажа: мы просто выполняли работу, которой нас учили», — скромно отметил летчик. По случаю торжества вместо летной формы он был одет в темный костюм.
Аварийное спасение
Аэробус компании US Airways совершил посадку на Гудзоне спустя несколько минут после вылета из нью-йоркского аэропорта Ла-Гуардиа. Столкновение со стаей птиц спровоцировало одновременный отказ обоих двигателей лайнера на высоте порядка 975 метров над уровнем моря. Пилот запросил экстренную посадку в нескольких аэропортах, но получил отказ из-за интенсивного движения в воздухе и неблагоприятной погоды. Вернуться в аэропорт с поврежденными двигателями было невозможно. Оставалось единственное решение — посадить огромный лайнер на реку.
Риск был огромный. Аэробус мог врезаться в один из небоскребов. Существовала и другая опасность. От удара о воду самолет мог расколоться, и люди оказались бы в ледяной воде. Или же А-320 вовсе мог уйти на дно вместе с пассажирами. И все это за несколько дней до инаугурации нового президента США. Очевидно, Салленбергер, бывший военный летчик, прекрасно понимал, какая ответственность лежала на нем в тот момент. И все-таки сумел посадить лайнер на водную поверхность Гудзона так мягко, что никто не получил сколько-нибудь серьезную травму.
В живых остались все 150 пассажиров и 5 членов экипажа. Они были извлечены из воды прибывшими на место происшествия спасателями и экипажами пассажирских паромов, которые курсируют по Гудзону. Когда все закончилось, медицинская помощь понадобилась 78 спасенным, но у этих людей были небольшие ссадины, ушибы, или же они просто продрогли в намокшей одежде. Все-таки в Нью-Йорке в тот день было минус восемь градусов по Цельсию, а температура воды, в которой некоторые пассажиры провели достаточно времени, была немногим выше ноля. Пострадавших доставили в больницы Манхеттена и Нью-Джерси, однако большинству из них продолжительное лечение не понадобилось. Уже через два дня после аварийной посадки, воспользовавшись услугами все той же компании US Airways, многие пассажиры смогли вернуться к своим семьям в полном здравии.
В поисках левого двигателя
Затонувший самолет отбуксировали вниз по Гудзону и пришвартовали в нижней части Манхэттена, у Бэттери-парка. Аэробус был поднят из воды при помощи огромного крана и размещен на гигантской барже. Впоследствии лайнер доставили на экспертизу в соседний с Нью-Йорком штат Нью-Джерси. Впрочем, даже после первого взгляда на А-320 было очевидно, насколько серьезно он пострадал при нештатной посадке на воду. Значительные по площади фрагменты его обшивки отсутствовали, а левый двигатель вообще отвалился. Его поиски продолжались в районе приводнения лайнера несколько суток. В холодной воде Гудзона водолазам удалось идентифицировали деталь уже через 10 минут после погружения.
Трагедия, которой не случилось
Чесли Салленбергер полностью подходит на роль нового героя нации. Он выпускник Академии ВВС США и еще двух университетов, семь лет служил в американских военно-воздушных силах и летал на истребителях F-4. После этого работал в службе, которая занималась изучением обстоятельств авиакатастроф, и участвовал в нескольких расследованиях, проведенных Национальным советом по безопасности транспорта. На службу в авиакомпанию US Airways он перешел в 1980 году, а общий летный стаж Салленбергера составляет более 40 лет. Ранее Салли преподавал курс правил поведения в экстремальных ситуациях сотням своих коллег и помогал ученым из NASA работать над докладом об условиях возникновения ЧП в авиации.
Как рассказали пассажиры рейса 1549, в момент столкновения со стаей аэробус затрясся, а они услышали громкий хлопок и почувствовали запах дыма. Некоторым через стекла иллюминаторов был виден огонь. Спустя несколько секунд пилот по громкой связи объявил: «Приготовьтесь к удару! Мы садимся на воду».
Люди, находившиеся в высотных домах неподалеку от Гудзона, могли наблюдать удивительную картину: самолет, успевший подняться на высоту около километра, стал снижаться прямо над мостом Джорджа Вашингтона и опустился на поверхность реки. Один из свидетелей рассказал, что когда аэробус приводнился, раздался такой громкий всплеск, в стороны полетело так много воды, что он вначале не понял, что произошло, и подумал, что аварию потерпело судно. Другой свидетель, узрев из окон офиса снижающийся самолет, решил, что повторяются события 11 сентября 2001 года.
Многие очевидцы происшествия думали, что самолет мгновенно потонет в ледяных водах Гудзона. Однако, напротив, он удержался на плаву и, вращаясь против часовой стрелки, стал дрейфовать на юг, повинуясь мощному течению. После открытия аварийных выходов на борт судна стала просачиваться вода. Одни пассажиры забрались с ногами на сиденья, другие, надев спасательные жилеты, оказались по пояс в воде.
Когда люди, находившиеся в самолете, осознали, что приводнение прошло успешно, они стали выбираться на крылья и крышу авиалайнера, который, заполняясь водой, стал постепенно тонуть. К ним на помощь немедленно направились лодки спасателей и полицейских, а также береговая охрана и частные паромы, которые курсируют по Гудзону. На вертолетах к месту происшествия были доставлены водолазы в специальных холодостойких костюмах. В течение следующего часа Америка, затаив дыхание, следила за телевизионными репортажами о спасательной операции. Ее надо было закончить быстро — с наступлением сумерек начинало заметно холодать. Специальные службы сработали безукоризненно. В скором времени все пассажиры были эвакуированы.
Командир экипажа покинул борт тонущего самолета последним — перед этим он дважды обошел салон, чтобы убедиться, что в нем никого не осталось. Впоследствии члены экипажа вспоминали, что Чесли Салленбергер оставался абсолютно спокойным, когда сажал самолет на воду. А у свидетелей происшествия вообще сложилось впечатление, что самолет был полностью под контролем пилота, словно поверхность Гудзона была ровной посадочной площадкой. На то он и герой.
2009 г. |