Если комп вдруг загудел - смазываем вентиляторы...
Нет, загудел не в смысле ударился в загул, а из системника слышно непонятное тревожащее душу тарахтенье или гул. Очень часто это проходит через несколько минут после включения ПК.
Диагноз - пора чистить (менять) какой-то вентилятор…
Игнорировать эти шумы, значит подвергать свой компьютер (или конкретные узлы) серьезной угрозе!
Процесс этот довольно прост и достаточно описан в компьютерной периодике. Можно было бы не повторятся, если б не то и дело встречающиеся жалобы пользователей на подобные проблемы. Ну не ехать же ради одного вентилятора в другой конец города! В конце концов – сам учись лапками работать!
Первым делом, когда из компа только-только начинают раздаваться подобные звуки, снимаем боковую крышку системника и определяем какой именно вентилятор портит нам настроение.
В современном (и не очень) ПК обычно имеется от двух до множества вентиляторов – это обязательно присутствующие вентиляторы на процессорном кулере и вентилятор в блоке питания (есть БП и без вентиляторов, но это редкая экзотика). Кроме того, вентиляторы имеются на видеокарте, на чипсетах (в зависимости от матплаты), есть вентиляторы для охлаждения жесткого диска и просто в кейсе, дополнительные, работающие на вдув, но чаще на вытяжку. В общем, их может быть через чур много.
В современном компьютере бывает много различных систем охлаждения...
Если возникают трудности с определением какой из них загудел, легонько приложите палец по центру вращающейся крыльчатки – но только не тормозите, особенно тот, что на процессоре – может и по пальцу дать и вообще пакостей наделать. Тот, что гудит, от прикосновения затихает. Все, вырубаем комп, снимаем нужный вентилятор (а то и все, профилактики ради) снимаем все.
Первым делом очищаем кисточкой вентилятор от накопившейся пыли (у кого на это дело аллергия – применяйте смоченный в спирте иль в водке ватный тампончик). Между прочим, не забываем очистить заодно и радиатор (если он есть), это лучше всего делать пылесосом – только не засосите чего нужного!
Вот она наклеечка и вот та самая дырочка...
Далее отдираем (можно аккуратно) бумажную наклейку на вентиляторе. Под нею обнаруживаем дырдочку, в которой сидит ось крыльчатки (иногда она закрыта пластмассовой или резиновой пробкой, извлекаем ее). На оси могут быть резиновые или пластиковые шайбы, одна из которых с разрезом – эта шайба и удерживает пропеллер от полетов… Смотрите – эти шайбы любят теряться, а вот находятся далеко не всегда.
Их снимаем с помощью пинцета, тоненькой отвертки, шила или чего подобного. Далее проталкиваем ось вовнутрь, или снимаем крыльчатку вытягивая ее за лопасти.
Пропеллер изнутри - видим ось (с внутренней шайбой) и кольцевой магнит.
Инструмент чистки - ватная палочка, более известен в народе как "ухочистка" - на фото получился плохо
На крыльчатке внутри кольцевой магнит, он часто покрыт толстым слоем пыли и эта пыль весьма вредна – ее удаляем ватным тампоном смоченным в спирте.
Теперь удаляем остатки старой смазки и аккуратно наносим тонкий слой свежей - соблюдая меру! Следует избегать жидкого машинного масла - оно быстро вытекает, густеет и сохнет. Лучше всего подходит силиконовая смазка или любая другая густая, например литол, ну или схожая автомобильная. В крайнем случае можно использовать технический вазелин, смазку типа ЦИАТИМ, однако эти две смазки более пригодны для консервации, но не для снижения трения. Не используйте графитную смазку!
Двигатель без пропеллера, красной линией обозначено место, где надо также почистить и смазать
(осторожно - не повредите обмотки!)
Далее собираем вентилятор в обратном порядке. Закрепляем ось разрезной шайбой. Клеим бумажку на место (или кусочек скотча, изоленты).
По идее все должно работать как новое. Исключение составляют отдельные китайские изделия с плохой центровкой – они быстро разбивают посадочное место оси крыльчатки и тут уже мало чем поможешь – такие вентиляторы или выбрасывать или, уменьшив обороты использовать на вторых ролях – охлаждение винчестера, дополнительная вытяжка… Уменьшаем обороты так: вместо положенных 12 вольт подаем 5, для этого черный провод (общий) вентилятора оставляем на месте, а красный подключаем к красному (+5 V) разъему типа «молех». Обычно вентиляторы своим красным подключены к желтому проводу (+12V) от БП.
Еще имеются вентиляторы с шарикоподшипниками – если подшипник достаточно изношен, он гремит очень сильно и смазка не намного уменьшит этот шум.
Это вентилятор. Поток воздуха, в данной позиции, направляется от вас внутрь монитора :)
Провода: черный - Земля (общий), красный - +12V (непонятный нонсенс, так как повсюду в компьютерной технике 12 вольт всегда обозначаются желтым)
Напоследок несколько отвлеченных рекомендаций
Выбирая кулеры или вентиляторы в магазине стоит склонятся к большим моделям. Например, вытяжной вентилятор в 12 см намного производительней и тише своего 8 см собрата. Большой вентилятор на кулере лучше компактного и высокооборотистого пропеллера (и шумит он естественно много меньше). Так же очень хорошо, если есть возможность уменьшать или увеличивать обороты. Радиаторы на кулерах лучше всего медные или комбинированные – медь и алюминий. Термопаста между кулером и объектом (процессор, память, чипсет) непременное условие охлаждающей системы! Терможвачка (то, на что зачастую клеятся радиаторы) - худшее решение.
Вентиляторы на вдув совершенно бесполезны – поступление свежего воздуха в кейс определяют вытяжные вентиляторы (в блоке питания и дополнительные). Такой вентилятор целесообразен лишь в одном случае – если он обдувает находящийся напротив жесткий диск.
Вот вроде пока и все, удачных вам ремонтов!
Михаил Дмитриенко, Алма-Ата, 2007 |
March 06 2011 19:14:21