Сейчас в тренде "забывать" советский период истории Казахстана. А если вспоминают, то исключительно в негативном свете: репрессии, голод, дефицит и прочее. Но все это лукавство! Всякое бывает в истории... но перевирать её нельзя!
*
Летом 1970 г. в студенческих строительных отрядах работало около 310 тыс. человек.
КАЗАХСТАНСКОЕ ЛЕТО
Поезд шел на восток, навстречу радуге. А на рукавах тех, кто теснился у окон, выделялись нашивки с надписью: «Целина-70» и рисунком Московского университета. В двенадцатый раз студенческий строительный отряд МГУ ехал в казахстанские степи. За окнами нашего вагона трепетал на ветру, мок под дождем, высыхал на солнце кусок красной материи с надписью: «Целина, встречай журналистов!» Будущие экономисты, философы, юристы, математики, журналисты собрались в этом поезде, чтобы через два дня пути разъехаться по своим стройкам.
У многих ребят нашивки 10-го года соседствуют с полосками прошлых лет. Другим не только Целиноградская область, но и вообще бетон, кирка, саман в новинку...
Вот мы и приехали. «Мама! Мой адрес: Казахстан... Село Приишимка...»
Утро первого целинного рабочего дня. Теперь мы не просто строительный отряд студентов-журналистов, теперь мы три бригады: бетонно-бутовая, плотницкая, ремонтная. Плотники, пока не построены наши дома, перестилают крышу школы, ремонтники занялись коровником, а бетонщики... сделали разметку первого будущего двухквартирного дома и взяли в руки лопаты: до работы «по квалификации» надо вырыть фундамент. И пошло: с крыши доносился стук молотков по шиферу, росли горки земли вокруг стройплощадки, подъезжали машины с розоватыми глыбами бута. Пыльные, разгоряченные беспощадным солнцем, встретились за обедом и удивленно разглядывали друг друга...
Шли дни, менялся приишимский пейзаж. Вырастала кирпичная кладка одного дома, трое ребят с помощью крана вели монтаж другого. К фундаменту третьего, закиданному бутом, подъезжал от бетономешалки самосвал с раствором...
Вечерами встречались с хозяевами села: провели концерт, рассказывали о своем университете, читали лекции о событиях за рубежом, танцевали. Часто у спортплощадки собирались местные болельщики: «Сегодня наши с журналистами в футбол играют!»
Так буднично, порой томительно, порой незаметно шло время. Было и необычное. Был закат, краски которого и сейчас пылают в моей памяти. Небо юга, «воспетое поэтами», дарило нас лучами сияющих созвездий. Но когда порой к двенадцати ночи приходили на стройку машины, мы вскакивали с постелей, только-только заснув, выбегали из клуба, не дотанцевав, и разгружали заполненные кузова при свете фар, красном от кирпичной пороши.
...До отъезда оставалось не так уж много. Начали считать дни: 15, 14, 13... Надо было спешить, готовиться к сдаче объектов.
Вот и последний целинный день. Когда под комментарии и смех друзей бригадир плотников Виктор Меркулов забил Последний Гвоздь, окончилась «Целина-70». Четыре построенных дома, отремонтированные коровники, силосная яма и свинарник, каркас «арочника» (так коротко мы называли коровник, строительство которого начали с нуля) — вот что осталось после нас в Приишимке. На прощальном ужине нам было вручено знамя, почетные грамоты — совхоз благодарил за помощь.
Так прошли еще два месяца нашего студенческого пятилетия…
Наиболее эффективными способами очистки сточных вод являются те, в которых участвуют микроорганизмы. В середине ХХ века, когда основными загрязнителями среды были бытовые и хозяйственные отходы, стоки пропускали через специальные поля фильтрации и орошения, где почвенные микроорганизмы разрушали органические вещества, загрязняющие среду. Потом появились окислительные пруды, аэротенки, биофильтры, где очищение стоков ведут сообщества микроорганизмов, образующие так называемый активный ил.
Теперь, по мере развития химической промышленности и родственных ей отраслей, особенно синтетической химии, в промышленные стоки стали попадать такие вещества, которые губят микроорганизмы активного ила (главным образом при залповых сбросах), тем самым прерывают процесс биологической очистки и беспрепятственно выходят в окружающую среду.
Решение проблемы ученые искали на путях экологических, то есть в данном случае посредством сохранения очищающих стоки микробов. Поскольку сообщества микроорганизмов в активном иле не справляются с разрушением синтетических органических соединений, то, очевидно, надо разлагать эти соединения предварительно, прежде чем они попадут в основные очистные сооружения.
Однако сделать это оказалось не так просто. Нужно было установить степень концентрации токсических веществ, которую не выдерживает активный ил. Затем найти микроорганизмы, способные разрушать именно те токсические вещества, которые губят активный ил. Наконец, сделать установку для такой предварительной очистки.
Ученые Института микробиологии и вирусологии АН Казахской ССР исследовали все эти вопросы в условиях производства ацетилена, альдегидов и синтетического каучука. Выяснилось, что наибольшей токсичностью обладают ионы ртути, альфа-метистирол и кротоновый альдегид, что через 6—12 часов контакта с ними из 55 видов бактерий, дрожжей, грибов, составляющих активный ил, в нем остается 10 видов бактерий и 2 вида грибов. Ученые с помощью генной инженерии получили пять видов микроорганизмов, активно разрушающих токсические соединения, создали специальные установки для их работы, то есть для предварительной очистки промышленных стоков из определенных участков и цехов производства.
Предложения ученых проверены в производственных условиях, в частности на Карагандинском производственном объединении «Карбид», и экологический подход полностью себя оправдывает: предварительная ступень очистки содействует нормальной работе основных очистных сооружений.
Р. Алиева, А. Илялетдинов
Реализация экологического принципа в микробиологической очистке промышленных сточных вод.
«Известия АН СССР. Серия биологическая»,
№ 4, 1986
Перейти на форум:
Авторизация
Вы не зарегистрированы? Нажмите здесь для регистрации.