Среди молодежи гитара очень популярна. Но мало кто знает, что это древний музыкальный инструмент.
О гитаре и знаменитых гитаристах рассказывает лауреат Всесоюзного фестиваля молодежи и студентов гитарист Ю. Ерофеев.
Первые упоминания о гитаре относятся к XIV—XV вв. К тому времени она стала национальным инструментом Испании.
В конце XIX в. на горизонте инструментальной музыки появляется «гитарная звезда», родоначальник современной школы игры на гитаре испанец Франсиско Таррега.
Франсиско Таррега родился в 1852 г. в Вильярреале. Его родители были бедными и не могли отдать сына в школу. Обнаружив незаурядные способности мальчика, композитор Аркас согласился заниматься с ним дома. Однажды игру Франсиско услышал богач Антонио Конева и определил его в Мадридскую консерваторию по классу фортепиано. Но первый концерт Таррега дал в Альгамбре не на рояле, а на гитаре. Франсиско добивается успеха, он открывает много новых технических приемов и обогащает литературу для гитары замечательными сочинениями и транскрипциями произведений композиторов-классиков: Баха, Бетховена, Гайдна, Моцарта, Шуберта и др.
Кумиром Европы во второй половине XIX в. стал русский гитарист Марк Соколовский. Париж, Лондон, Берлин, Дрезден, Вена аплодировали русской гитаре. Русской, потому что Соколовский использовал в концертах все лучшее, что было накоплено в любительском русском гитарном искусстве.
И еще раз удивить мир суждено было советскому гитаристу А. М. Иванову-Крамскому.
Иванов-Крамской — исполнитель скорее камерный, удивительно прозрачно передающий внутренний пульс произведений, которые не требуют больших контрастов и драматизма, таких, в которых преобладают акварельные тона.
Он автор популярных в нашей стране и за рубежом лирических миниатюр. Гитарная школа Иванова-Крамскопо переведена на несколько языков.
Ну вот - Америка тоже делала свой вклад в развитие гитарного искусства и пения под нее. Правда, тут надо сделать оговорку - только за деньги, а не из любви к искусству...
Как известно, мастерство виртуозной игры на гитаре приходит с годами, или в результате упорного и регулярного злоупотребления "беленькой" - когда развивается тремор. Когда пальцы неожиданно застревают в струнах и человек дергает руку туда-сюда пытаясь освободиться... именно таким образом и вышли в великие многие электрогитаристы...
Идея подвести к гитарным струнам электричество возникла сразу же после изобретения электричества... сперва не получалось, но потом мудрые люди придумали делать струны из токопроводных материалов... и дело пошло!
Чак Берри, например, как-то мыл Доместосом свою черную гитару, и вот в районе дали свет - впервые за три месяца... событие так воздействовало на жителей гетто, где проживал Чак, что он еще долго и часто бился в конвульсиях... А ко временам Вудстока он уже прочно подсел на электроманию... и без ежедневного хорошего вольтажа не начинал ни один свой творческий день - 365 из 365 в году...
В принципе, кто дружит с руками, имеет некоторые навыки и минимум инструментов, способен сделать современную электрогитару.
Это публикация из советского журнала "Радио" №1 за 1971 год. На моей памяти подобных публикаций - с чертежами и описанием изготовления различных электрогитар, во времена СССР было штук 5-6... Весьма популярная в Журнале ЮТ - юный техник...
Были материалы по доработке и улучшению фабричных электрогитар, по самостоятельному изготовлению различных "примочек" - эффектов.
Гавайская гитара (не путайте с укулеле). От обычной гитары гавайская отличается конструкцией и способом игры — гитара кладется плашмя на колени исполнителя.
Гавайская гитара представляет собой вогнутый с боков корпус, обечайки которого образуют также бока грифа. Гриф является как бы продолжением корпуса, имеет коробчатую (пустотелую) форму.
Лады на грифе делают имитированными, т. е. либо их наносят краской, либо заподлицо с наклейкой вклеивают узкие жилки из белой пластмассы. Струны удалены от грифа на расстоянии 5-6 мм, их во время игры к ладам не прижимают. Длина мензуры у гавайской гитары как и у обычных гитар.
Принадлежностями для игры на гитаре являются: металлическая пластина, медиатор или специальные наконечники, надеваемые на три пальца правой руки. После щипка струны музыкант пластинкой касается струны на нужном ладу и быстрыми возвратно-поступательными движениями извлекает вибрирующий мелодичный звук и плавный переход от одного тона к другому.
Струны для гавайской гитары должны быть шлифованными, чтобы они не издавали писка при проведении пластинкой по струнам.
Размеры металлической пластины примерно 80-100 х 25-30 х 5-6 мм. Кромки пластины, соприкасающиеся со струнами, должны быть заовалены.
Вибрирующий звук можно получить и на обычной гитаре. Для этого порожек надо заменить более высоким, чтобы поднять струны над ладовыми пластинами.
Вы говорите об металлической слайд-гитаре, в Союзе такую электрогитару делали... А вот сейчас под гавайской гитарой исключительно укулеле подразумевают - просто маленькая стандартная акустическая гитара с 4 струнами, бренькают на ней обычным способом... помните "В джазе только девушки" - там Душечка (Мерлин Монро) на такой играла...
На этой фигне как не бренькай - все равно получится... поэтому её и любят и укулеле пользуется бешеным спросом - учится не надо и таланты не обязательны!
Где-то читал, что у нас в Казахстане один мастер был - он делал штучно и под заказ гитары - начинал с акустики, а потом делал и электро. И это было еще во времена СССР и делал он это официально. К сожалению информации так больше и не нашел.
Еще слышал о нем от одного музыканта об этом - мол к нему очередь даже была, как встречу - расспрошу подробнее.
Перейти на форум:
Авторизация
Вы не зарегистрированы? Нажмите здесь для регистрации.