November 21 2024 14:32:59
Навигация
· Генеральная

· Материнские платы
· Контроллеры
· CPU - процессоры
· Память - RAM
· Видеокарты
· HDD, SSD, FDD
· CD - DVD - BD
· Звуковые карты
· Охлаждение ПК
· Корпуса ПК
· Электропитание
· Мониторы и ТВ
· Манипуляторы
· Ноутбуки, десктопы

· Интернет
· Принт и скан
· Фото-видео
· Мультимедиа
· Компьютеры - общая
· Программное
· Игры ПК
· Радиодело
· Производители

· Динамики, микрофоны
· Аппаратура

· Телевидение
· Безопасность
· Электроника / Быт
· Телефония
· Пульты - ПДУ
· Создание сайтов

· О сайте wasp.kz...

· Каталог ссылок
Последние статьи
· Разговор по душам
· QUANDA детская радио...
· Гимнастика - 1980 год
· Малый бизнес в Казах...
· Радиочастотные кабел...
Счетчики




Яндекс.Метрика

- Темы форума
- Комментарии
Иерархия статей
Статьи » Человек и мир » Авиационная разведка в странах НАТО
Авиационная разведка в странах НАТО

Подвесные контейнеры с разведывательным оборудованием

В настоящее время за рубежом для ведения воздушной разведки наряду со специализированными самолетами-разведчиками, на которых разведывательное оборудование устанавливается внутри фюзеляжа (U-2, RF-4C и Е, RF-5A и другие), широко применяются тактические истребители и вертолеты. С этой целью они оснащаются комплексами разведывательной аппаратуры, размещаемыми в подвесных контейнерах, что очень важно в условиях ограниченности парка штатных самолетов-разведчиков. Практически любой самолет с таким контейнером (рекомендуется иметь один на три машины) способен выполнять разведывательные задачи. В некоторых странах (например, Великобритании, Нидерландах) практически вся воздушная разведка базируется на использовании контейнерных комплексов.

За исключением пульта и блоков управления, расположенных в кабине летчика, вся разведывательная аппаратура находится внутри контейнеров, поэтому для их подвески не требуется никаких изменений в конструкции самолета, достаточно лишь произвести минимальное количество соединений с его системами. На подвеску или снятие контейнеров в зависимости от их типов затрачивается от 4 мин до 1 ч. В случае крайней необходимости они могут аварийно сбрасываться в полете.

Контейнеры имеют обтекаемую цилиндрическую форму, оптимальную с точки зрения воздействия па летные и маневренные характеристики самолета-носителя и чаще всего выполняются в виде подвесного топливного бака. Конструкция, как правило, металлическая, силовой набор состоит из фрезерованных шпангоутов и продольных элементов, обшивка изготовлена из алюминиевых сплавов. Для их установки на летательный аппарат применяются подфюзеляжные или подкрыльевые стандартные пилоны наружной подвески (рис. 1). Масса контейнеров при полном снаряжении 100-500 кг, длина 2-3 м, они выдерживают перегрузку 4—7. Электропитание и опорные сигналы поступают к аппаратуре контейнера по кабелю через штепсельный разъем.

Подвесной контейнер фирмы Дойче аэроспейс на самолете Торнадо
Рис. 1. Подвесной контейнер фирмы «Дойче аэроспейс» на самолете «Торнадо»

Благодаря модульному принципу проектирования, оснащению аппаратурой с высокой степенью стандартизации и унификации, контейнерные комплексы обладают тем преимуществом, которое зарубежные специалисты определяют как гибкость использования. Это позволяет легко изменять состав оборудования в зависимости от поставленной задачи (ведение разведки днем или ночью, с малых или больших высот и т.д.) и в то же время обеспечивает удобство при модернизации и снижение стоимости переоснащения летательного аппарата более современными средствами.

Состав аппаратуры шведского контейнера Грин Бэрон аэрофотосъемка НАТО
Рис. 2. Состав аппаратуры шведского контейнера «Грин Бэрон»:
1 - АФА (фокусное расстояние 75 мм) для съемки вперед; 2 - АФА (75 мм) для перспективной съемки вправо - влево; 3 - вентилятор; 4 - приемопередатчик радиовысотомера; 5 - блок управления ИК станции; 6 - блок управления АФА; 7 - АФА (280 мм) для съемки назад; 8 - зеркало; 9 - АФА (38 мм) для плановой съемки; 10 - датчик гировертикали: 11 - блок стабилизации по крену; 12 - ИК станция RD-702; 13 - антенна радиовысотомера; 14 - обогреватель

Большинство контейнеров рассчитано на несколько вариантов снаряжения разведывательной аппаратурой. В каждый, как правило, входят два-три аэрофотоаппарата (АФА) и ИК станция с линейным сканированием (рис. 2). На вооружении ВВС некоторых стран состоят и более крупные контейнеры (масса 500-1000 кг, длина 3-7 м), которые могут вмещать до пяти АФА, ИК станцию и РЛС бокового обзора (РЛС БО). Существуют также легкие контейнеры (масса 35-100 кг, длина до 1 м), предназначенные для использования па дозвуковых скоростях и малых высотах. Они иногда имеют даже обшивку из пластика и вмещают один-два миниатюрных АФА или И К станцию.

Внутри многих контейнеров установлены блоки преобразования данных от инерциальной навигационной системы самолета (курс, долгота, широта). Информация с них наносится на изображение снимаемой местности.

Вместе с тем конструкции контейнеров присущ и ряд недостатков. Это прежде всего увеличение лобового сопротивления летательного аппарата и возрастание его эффективной поверхности рассеяния (и как результат - радиолокационной заметности) , вследствие чего контейнеры не рекомендуется устанавливать на самолетах, создаваемых по технологии «стелт». Кроме того, из-за повышенного уровня вибрации ухудшается разрешающая способность полученных изображений разведываемой местности. Чтобы этого избежать, улучшают соединения с пилоном, а для стыковочных узлов применяются аэродинамические обтекатели специальной конструкции, виброизоляторы и демпферы. Широко также используется гиростабилизация разведоборудования, разрабатываются способы электронной стабилизации изображений. Характеристики некоторых образцов контейнеров приведены в таблице.

Аэрофотосъемка превосходит все другие виды воздушной разведки по достоверности, объему и качеству получаемой информации, поэтому в состав аппаратуры практически всех контейнеров входят АФА. Значительное повышение в последние годы разрешающей способности и светочувствительности фотопленок позволяет уменьшать формат кадра аэрофотоаппаратов, способствует их миниатюризации. Скорость химической обработки отснятого маршрута при этом возрастает.

Чаще всего используются автоматические малоформатные аэрофотоаппараты (ширина пленки 70 мм), но в больших контейнерах могут устанавливаться и среднеформатные (127 мм). В современных АФА много специальных механизмов и вспомогательных устройств, обеспечивающих автоматическое регулирование экспозиции, оптическую и механическую компенсацию сдвига изображения, автоматическую фокусировку объектива. Благодаря этому достигается разрешающая способность 60-120 лин/мм.

Высокое качество аэрофотоснимков во многом зависит от компенсации дефокусировок. Считается, что увеличение или уменьшение фокусного расстояния на 0,3 мм ведет к ухудшению разрешающей способности АФА в 3 раза. Колебание же температуры в пределах 0-40°С влечет изменение фокусного расстояния от —0,25 до +0,2 мм, а уменьшение давления, соответствующее возрастанию высоты полета с 300 до 9000 м, на 0,5 мм. Чтобы снизить влияние вышеуказанных факторов, применяются термостабилизация и герметизация контейнеров. Часто весь их внутренний объем кондиционирован, благодаря чему работа оборудования не зависит от окружающих атмосферных условий. Как правило, в контейнерах поддерживается температура 35-40°С.

Аппаратура аэро фото и видео съемки на самолетах НАТО

В 80-е годы в США, Великобритании и Франции были разработаны длиннофокусные АФА типа «Лороп» , позволяющие вести перспективную дневную аэрофотосъемку при полетах вдоль государственных границ на глубину 100-110 км без захода самолета в воздушное пространство сопредельной страны. Причем они могут осуществлять обычную (с перекрытием кадров на 10-12 проц.) и стереосъемку (55-56 проц.). У таких аппаратов большие масса и размеры, поэтому они применяются в основном в контейнерном исполнении (КА-102А, КА-112А, СА-880 и другие).

Разрешающая способность в полете кадровых АФА (фокусное расстояние 1676 мм) составляет 60 лин/мм, а у панорамных (1829 мм) - 70-120 лин/мм.

Одним из основных требований к воздушной разведке является передача (получение потребителем) разведданных в реальном масштабе времени. В связи с этим в создаваемых в настоящее время комплексах разведоборудования АФА с фотопленками заменяются оптико-электронными камерами (ОЭК) с твердотельными датчиками изображения. В США в рамках программы FOTARS (Follow - on Tactical Air Reconnaissance System) фирма «Мартин Мариэтта» разрабатывает систему оптикоэлектронной воздушной разведки (в том числе в контейнерном варианте), в состав которой входят три такие камеры и ИК станция с линейным сканированием. Ранее, с середины 80-х годов, аналогичные работы велись той же фирмой по программе ATARS.

В фокальной плоскости ОЭК размещается матричный фотоприемник, состоящий из 12 000 чувствительных элементов, что эквивалентно разрешающей способности около 45 лин/мм для фотопленки шириной 114 мм и приводит к незначительному ухудшению качества изображения по сравнению с фотоматериалами (в последних разработках число таких элементов доведено до 20 000, а размер - до 10x10 мкм). Видимое изображение непосредственно преобразуется в электронный сигнал, регистрируется бортовым видеомагнитофоном и может передаваться на наземные пункты в цифровом виде по радиоканалу (как непосредственно в ходе съемки, так и с задержкой, например при возвращении с маршрута).

Внешний вид аппаратуры, разрабатываемой по программе FOTARS
Рис. 3. Внешний вид аппаратуры, разрабатываемой по программе FOTARS:
1 - ОЭК F-979L; 2 - ОЭК F-979H; 3-ОЭК F-979М

Предполагается, что контейнерный разведывательный комплекс, создаваемый по программе FOTARS, будет включать следующие элементы: широкоугольную камеру F-979L для плановой или перспективной съемки с малых высот (фокусное расстояние 70 мм, угол поля зрения 140°, масса 13 кг, длина 280 мм); среднефокусную F- 979М для перспективной съемки со средних высот (305 мм, 22°, 27 кг и 500 мм соответственно) и ИК станцию D-500 (Рис. 3). Кроме того, в контейнере может быть установлена длиннофокусная ОЭК F-979Н (фокусное расстояние 1670 мм, длина 910 мм). Фиксацию видеоинформации предполагается производить в цифровом виде со скоростью 120 Мбит/с двумя устройствами DCTR-A120 для записи на магнитную ленту. Передача данных па наземные пункты будет осуществляться по широкополосной линии ABITS (Airborne Imagery Transmission System), работающей в 2- или 3-см диапазоне волн. В качестве наземного элемента, предназначенного для приема, обработки, отображения и автоматического дешифрирования развединформации, планируется использовать мобильные пункты JSIPS (Joint Services Imagery Processing System).

Схема размещения длиннофокусного АФА ES-183C для самолета F-16
Рис. 4. Схема размещения длиннофокусного АФА ES-183C:
1 - в подвесном контейнере; 2 - в конформном контейнере для самолета F-16

Американская фирма «Айтек» на базе длиннофокусных АФА разработала контейнерные оптико-электронные системы разведки, в которых по выбору можно использовать фотопленку или матрицу чувствительных элементов. Такие матрицы с общим числом элементов 10 240 созданы для АФА КА-102А (КА-Ю2А/ЕО «Кондор» ), а с 12 240 элементами - для ES-183С (PC/ES-183C «Игл Ай», рис. 4). Заслуживает внимания тот факт, что диапазон работы фотоприемника системы «Игл Ай» составляет 3,5-5,2 мкм. Это позволяет вести разведку на больших дальностях в ночное время. Изображение в цифровом виде передастся на наземные пункты по радиолинии в 3-см диапазоне волн с применением остронаправленных антенн. Дальность передачи достигает 350 км при наличии прямой видимости и 900 км через воздушный ретранслятор.

Для ночной аэрофоторазведки с высот 150-500 м в 70-е годы за рубежом были созданы контейнерные аэрофотосистемы, оснащенные импульсными осветительными установками с подсветкой местности в ближней ИК области спектра (английский контейнер «Викон-75», американский KS-128). Электропитание этих установок обеспечивается автономными трехфазными генераторами с приводом от воздушной турбины. Однако в последние годы интенсивность таких разработок заметно снизилась, что связано с успешным развитием инфракрасной аппаратуры разведки.

ИК станции с линейным сканированием, входящие в состав разведоборудования контейнеров, дают возможность вести разведку как в светлое (даже при наличии задымления, слабого тумана и дождя), так и в темное время суток без подсветки местности. Большинство из них работает в диапазоне 8-14 мкм, сканирование осуществляется в пределах 120-140° в направлении, перпендикулярном направлению полета самолета. Результаты съемки фиксируются на фотопленке (70 или 120 мм) в виде тепловой карты местности (рис. 5).

Изображение Бостона и аэропорта, полученное с помощью ИК станции AN/AAD-5
Рис. 5. Изображение г. Бостон и аэропорта, полученное с помощью ИК станции AN/AAD-5

С помощью ИК снимков можно обнаруживать объекты, скрытые листвой деревьев или средствами маскировки, оценивать их состояние по степени нагрева и даже по оставляемому на земле тепловому следу. Обработка фотопленок производится на авиабазе, а в некоторых системах последних лет - на борту летательного аппарата (или осуществляется видеомагнитофонная регистрация данных) с передачей развединформации на наземные пункты по радиоканалу. Масса ИК станций 30-130 кг, угловая разрешающая способность 0,5-2 мрад, температурная разрешающая способность 0,1—0,3° С. Высота применения в пределах от 60 до 3000 м при М = 0,6-0,95.

Некоторые подвесные контейнеры оснащаются РЛС бокового обзора. Они позволяют просматривать полосы местности на дальности 20-80 км по обе стороны от линии пути самолета (их разрешающая способность 10- 30 м, высота применения 3000-12 000 м). Наличие режима селекции движущихся целей обеспечивает выделение объектов, скорость перемещения которых свыше 5 км/ч. Разведываемая местность и цели отображаются на фотопленке в условном виде с передачей их по радиоканалу на наземные станции. С помощью РЛС бокового обзора можно вести наблюдение за противником круглосуточно и в любых погодных условиях.

В настоящее время многие зарубежные фирмы разрабатывают новые образцы технических средств воздушной разведки. Одновременно с созданием подвесных контейнеров, совершенствованием их аппаратуры, оптимизацией ее состава большое значение придается развитию средств передачи, обработки и доведения получаемой информации до заинтересованных инстанций. Особое внимание уделяется созданию разведывательных систем, работающих в реальном или близком к реальному масштабе времени.

Полковник С. АЛЕКСЕЕВ, кандидат военных наук
"Зарубежное военное обозрение" №11 1994 г.

Комментарии
#1 Frolov
October 13 2024 14:11:12
Ну сейчас-то экономика рванет вперед! Референдум по строительству АЭС в Казахстане успешно прошел. Как нам говорят... верить им или нет - сами решайте. У меня никаких данных нет, только личное мнение.

Атомная электростанция в Казахстане нужна - никто не спорит. Но воры и коррупционеры в Казахстане не нужны! Вот о ком надо проводить референдум - и заодно о возвращении смертной казни за тяжкие преступления. В т.ч. и экономические.

А у нас получается - воруют сотнями миллиардов тенге! И не несут никакой ответственности... на свободе! Это плохо и это отвратительно! Это не закон и это не порядок! Это не справедливый Казахстан!
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама Google




Время загрузки: 0.17 секунд - 15 Запросов 87,458,322 уникальных посетителей