Как поднять свой бизнес после карантина?
Карантин, вызванный пандемией короновируса COVID-19, жестко ударил по малому и среднему бизнесу - все закрыли, но арендная плата и прочие платежи остались, местами арендную плату даже повысили! Можно много возмущаться по этому поводу, можно бесконечно просить помощи от государства - никакого положительного результата вы не добьетесь. Понятно уже, что государство будет помогать крупным игрокам, а мелочи нет... даже скажу больше - это очень выгодная ситуация для "акул бизнеса" - сейчас они "проглотят мелкую рыбёшку", скупят за бесценок труд тысяч людей.
Можно ли после карантина выжить?
Весь вопрос - это неизбежность, или все-таки можно выжить, поправить дела и продолжить свой бизнес? Сразу скажу - без потерь и без дополнительных трат, серьезных усилий не обойтись. По-любому как прежде уже не будет... Помимо накопившихся долгов, бизнес столкнется с более серьезной проблемой - отсутствие клиента. Население в большей степени стало неплатежеспособным. Отдельные богатеи погоды не делают. А остальные под впечатлением будущих мрачных прогнозов переходят на режим экономии. Безработица в своем открытом виде уже поражает, а скрытые ее масштабы вообще гигантские! Это сотни тысяч и миллионы не платежеспособных граждан.
Бизнес, столкнувшись с резким проседанием доходов, начинает сокращать персонал, оставшимся сокращать заработную плату... это в свою очередь замыкает круг, начинается стагнация и последующий коллапс (не только частному бизнесу, но и экономике вообще - примечание редакции wasp.kz).
Уточнение: в данной статье речь идет о выживании бизнеса, в первую очередь малого. Однако выживание отдельных людей вещь безусловная! Но это тема отдельной статьи, которую я обязательно напишу. А пока вы можете ознакомится с материалом как Заработать в интернете здесь. Речь идет не об интернет-бизнесе, а об "работе для всех" - которую может попробовать каждый, и если лежит душа и есть склонность, почему бы нет? Особенно это привлекательно для домохозяек, молодых мам, временно безработных.
Так значит амба, так значит крышка...
Кому-то действительно настанет амба, и я думаю весьма многим. Свой конец нагрянет целым отраслям бизнеса... прочих независимых цыплят скупит более крупный делец, его самого в свою очередь поглотит рыба крупнее... в общем, ничего нового. Кто считает, что в Советском Союзе печатались лживые пропагандистские книжки про "загнивающий капиталистический Запад" - глубоко ошибается! Там написана чистая правда!
Подобные кризисы за границей происходят регулярно. Схема простая: предприимчивые граждане мечтают завести собственное дело - бизнес, и наконец, это у них получается. Ряд причин этому способствует. Они в течении 4-5 лет не спят, едят хлеб и водой запивают, отказывают себе во всем - лишь свой бизнес поставить на ноги, укрепить, развить! И вот, наконец приходит время, бизнес расцвел: какое-нибудь кафе... пекарня... станция техобслуживания... радиостанция или маленькая газетка... Казалось бы - мечта сбылась! Но - бац - кризис! Все рушится, все падает, одни долги, банкротство стучит в дверь. Но в дверях стоит клерк с предложением, от которого нельзя отказаться - "Наша корпорация купит ваше кафе, пекарню или что там еще есть"... и вас даже оставят работать на прежнем месте - но в роли наемного работника, но не владельца... Так вы вернете хоть что-то. Кто откажется, тот потеряет все и еще будет должен и после своей смерти!
Таким методом создается собственность и таким методом она перетекает сильным от слабых. И потому в этих странах всегда был крайне высокое количество самоубийств... увы.
Что делать? Как говорил старина Чернышевский...
Здесь советы, в общем-то, банальны и так всем известные: максимально снижаем траты, вводим жесткую экономию! Стараемся ни в коем случае не брать кредиты, вообще, в долг брать - верная дорожка к краху. Надо работать-работать-работать... и еще раз работать!
Но помимо этих очевидных вещей, есть и более действенные меры. И эти меры могут реально вытянуть бизнес и даже поднять его гораздо выше, чем он был до карантина.
Вот скажите - зачем работать-работать-работать, если клиентов нет... покупатель берет на копейку... Надо находить что-то новое.
Первое, это ни в коем случае не сокращать ассортимент - большой выбор это ваше орудие борьбы за клиента!
Второе, насколько можно не повышать цену, оттягивать этот момент до самого последнего - даже когда это невозможно! Это второе орудие, которое клиент уважает очень сильно.
Третье - нужны свежие идеи, новые мысли! Где их взять, если весь интернет давно перерыт... Но на самом деле, решение гораздо ближе. Расскажу на примере одного моего знакомого.
Он работал в кондитерской компании, весь штат - 5 человек, из которых муж и жена владельцы, и трое наемных человек - два курьера-доставщика, и мой знакомый Александр, профессиональный кондитер.
С начала карантина дела резко рухнули. Здание, где они арендовали помещение было закрыто. А вскоре его еще и обнесли - проще говоря, обворовали. Вероятно, воры были "свои" - все офисы аккуратно вскрыли, не спеша обыскали, вынесли все - даже удлинители!
Что делать? Владелец оказался изобретательным. Ведь кондитерские изделия можно готовить и на дому... Чтобы вдохнуть новые силы в предприятие, он сделал моего знакомого Александра совладельцем предприятия, за 10, а потом и 20% от прибыли. Конечно, это просто так просто не делается - договор был чисто устный (когда закончится карантин все юридически оформим). Но эта щедрость не просто так - нужны были идеи. И Александр, предвкушая свой новый статус и ощутимый рост доходов, что называется "весь извертелся" и придумал некоторые оригинальные и эффектные штучки (так как это их коммерческая тайна, он попросил меня не распространяться в подробности).
Кроме того, и два парня курьера тоже получили хорошие бонусы и работали по доставке очень усердно.
В результате, их бизнес почти не пострадал. Карантин еще не снят, но у них дела идут нормально, и есть еще хороший задел на будущее. Хозяин хочет открыть небольшое кафе при кондитерской... Что будет совершенно нетрудно, потому что рядом и было кафе, но оно явно прогорит. Так что есть возможность скупить все задешево.
Основным двигателем их бизнеса стал их собственный сайт. До этого они и не помышляли об этом. А теперь, за месяц безделья в карантине, постоянно сидя в интернете и прыгая с одно на другой ЧУЖОЙ сайты, пришла в голову идея - а почему бы и нам не завести сайт?
Сайт изначально одностраничный, но с возможностью добавлять неограниченное количество страниц. По сути, так: одна главная целевая страница. На ней вся основная информация, координаты и все прочее. С этой страницы есть ссылки, типа: наш ассортимент - отдельная страница с фотографиями и кратким описанием их кулинарных изделий. Затем появилась другая ссылка - Полезные статьи. Она ведет на другую страницу, где заголовки статей, разбитые по рубрикам. Пишется статья, например "крем-брюле" Она размещается на отдельной странице, с фото и так далее. А на странице "Статьи" на нее ссылка... в общем, такая иерархия статей и навигация по ним. Сайт делал наш знакомый, цена - 155 долларов США... включая доменное имя и хостинг.
Реклама в Гугл Адвордс - Google Ads, или как она сейчас называется "Google Реклама", принесла им клиентов. Но они пока еще далеки от полного и эффективного использования этого инструмента - но учатся...
Александр подтянул и меня - я им написал 5 статей, хороших и качественных статей - не воровство какое-нибудь! По 20$ за статью... Дорого? Нормально. Ссылки на эти статьи можно смело давать в соцсетях и на других сайтах, люди будут читать. Кстати, эта статья - не за деньги - просто тренирую пальцы от скуки ))) - и почему бы не помочь хорошему товарищу, старинному другу? Никаких ссылок, как вы видите, я не даю.
Вот такие простые методы позволили человеку сохранить свой бизнес и даже выйти на новый уровень. Теперь он печатает новые визитки с указанием сайта. Есть идея заказать беленькие легкие летние футболки и на них методом шелкографии нанести свою ненавязчивую рекламу... Футболки можно раздать сотрудникам, их и своим родным и близким, знакомым... Александр со временем намерен провести конкурс среди посетителей сайта, типа викторина с хорошими и вкусными призами. Почему бы нет?
Главное: людей не сократили и не снизили им зарплату - наоборот, доход у работников повысился, да еще вероятно будут нанимать людей... ассортимент не сократился - расширился. Цены остались прежние.
Так что, я хоть и очень злой веб-кочегар - но им удачи!
2020 г.
Яблоко-Папа Сити |
May 30 2020 22:48:52
May 30 2020 23:38:06
May 31 2020 00:53:37
May 31 2020 01:02:07
May 31 2020 11:07:42
May 31 2020 14:46:57
May 31 2020 22:17:24
June 18 2020 06:53:59
November 18 2023 14:55:22