Старые фильмы из Казахской ССР были хороши - студия Казахфильм снимала качественное и добротное кино своего времени, в копилке этой студии есть такие замечательные ленты, как Девушка-джигит, Конец атамана, Транссибирский экспресс, Там, где цветут эдельвейсы, Наш милый доктор, Лютый, Игла... Во время войны именно здесь снимались такие фильмы, как Парень из нашего города, Воздушный извозчик, Жди меня, Она защищает Родину, Иван Грозный...
Список фильмов весьма внушительный. Кроме того студия снимала много и мультфильмов. После 1991 года объемы, естественно, резко сократились. Многие пытались не столько искусством заниматься, сколько присвоить имущество киностудии...
Но творческая работа все равно продолжалась и продолжается... Студия Казахфильм находится в государственной собственности и именно поэтому она еще существует...
Но вот с качеством продукции - большие проблемы. Старая тематика отброшена, а новой нет. Есть несколько разных мнений и взглядов и подходов в реализации современного казахстанского кино.
***
Кто-то настаивает, что это должно быть исключительно национальное кино. И под это выбиваются весьма значительные суммы, снимаются красочные исторические фильмы, не имеющие ничего общего с реальностью и историей...
Другие хотят быть в тренде мировых киновеяний... Они стараются снимать то, что снимают во всем мире. И надо сказать, часто это свой собственный оригинальный взгляд. а не слепое копирование или подражательство!
Значительная часть деятелей кино сегодня нацелены на авторское кино - с целю участия в конкурсах или фестивалях. По сути, иной раз это и есть самоцель: кино не для зрителя - кино для жюри. Получение тех или иных премий, званий и прочее...
Очень немногие рискуют связываться с классикой, к сожалению - это заведомо провальные проекты...
***
Ну и конечно у нас и здесь процветает коррупция и хищения. Вот, например, сегодня читаю в ленте новостей, что в неизвестном направлении исчез почти миллиард тенге... их потратили на фильмы "Выбор" и "Тырналар". И фильмы вроде бы сняли... но в прокат они так и не вышли... как только создатели получили свои гонорары, они мигом потеряли интерес - пропала мотивировка...
Ведь съемки и прокат - это разные процессы. А частные прокатчики не проявляют никакого энтузиазма... они не видят выгоды от проката отечественного кино.
Там потому что деньги за талант платят. А у нас деньги выделяют своим - способ украсть из казны. И потому выходят ужасно дорогие ужасные псевдофильмы. КВАЗИ - как Токаев любит выражаться. Квазифильмы.
Фильмы Казахстана (в том числе совместные), которые я смотрел и как-то запомнил.
Борщ из французских лягушек - 1999 год, Казахстан/Россия, детектив - так себе, Молитва Лейлы - 2001 год, типа вечное нытье про семипалатинский полигон (Москва нас целенаправлено подвергала геноциду) Маленькие люди - начало 2000-х годов, про тяготы молодых людей, которые не хотят работать, а хотят мани-мани... Десант - 2003 год, типа про армию и про пограничников, отвратительные Алекс Серебряков... чушь, унылая. Дорога - начало 2000-х, очередная "авторская" кино-шаурма, не для зрителей, а для фестивалей. Чушь и скука. Три брата - 2000 год, в общем-то неплохой фильм. Но ждешь и ждешь чего-то и в итоге ничего не дождешься. Глянуть стоит. Шанхай - 1996 год, мне лично очень понравился, ничего особенного, но как-то тепло от этого фильма стало. Шиза - 2004 год, с претензиейц на большее, но по сути - полная хрень и наиграно все, глупость на глупость навьючена! Кочевник / Nomad - распиаренный и дорогостоящий, 2005 год - по мне фэнтази, много выдумки, никакого отношения к реальности. Кто вы, господин Ка? - 2009 год, неудачная попытка снять окончание советской трилогии "Конец атамана", "Транссибирский экспресс", "Маньчжурский вариант" Шу-Чу - еще одна кинофигня... комедия от которой скучно. Силуэты Алматы - бред, зря время потерял, поделка под кино... Прыжок афалины - несмотря на название и как бы на интригующий сюжет, полный швах. Такое ощущение, что все кто снимал этот фильм, не своим делом заняты.