Обмания преследования
Жизнь не стоит на месте, и процесс торговли все время совершенствуется. Но иногда кажется, что продавцы явно пытаются остаться в прошлом веке. Все способы обмана, которые были изобретены давным-давно, они продолжают применять на практике. Плюс несколько новых. Этот материал о том, как именно нас сегодня обманывают в магазинах и как избежать огорчений.
Обвес
Древнейший способ обмана никуда не делся. По мнению председателя Союза потребителей России Петра Шелища, он неизменно занимает одно из «почетных» первых мест.
Разумеется, проще всего недовесить при упаковке нефасованного товара. По-прежнему подкручивают весы, в том числе и электронные, используют разные утяжелители и магниты. Нехватки 50-70 г в каждой упаковке покупатель не заметит, а продавцу - в радость. У колбасы не отрезают «хвостики» упаковки, у масла и маргарина не снимают верхний слой (так называемый штафф). При упаковке на подложку под качественный товар кладут обрезки. Заворачивают у кур жир и шкуру… Куски льда… Можно встретить и товары в заводской упаковке, у которых указанный вес не соответствует реальному.
Что делать?
Увы, часто такой развесной товар уже лежит на полках или в морозилках магазинов. Но если все происходит при вас, то следует следить за руками продавца, перепроверять вес товаров с помощью контрольных весов, которые должны быть в каждом магазине.
Перевес
«Два килограмма мандаринов взвесьте, пожалуйста», - вежливо просите вы у торговца на рынке. «Два двести, давайте еще парочку мандаринов добавим - для ровного счета», - улыбается в ответ продавец. Так вы становитесь обладателем еще 300 г оранжевого фрукта, заплатив на 40 руб. больше, чем планировали. Вроде бы мелочь, но если вы покупаете не только мандарины, а еще несколько позиций, то в копилку продавца упадет еще несколько десятков рублей.
Эту уловку используют все, кто торгует на развес. Обманом такую «медвежью услугу» не назовешь, а удобной, точнее выгодной для продавца хитростью - вполне.
Что делать
Вам дают больше, чем вы просили. И «ровный счет» происходит за ваши деньги. И цифры умножать и складывать будут на калькуляторе, а не в уме. Так что, если вам эти сто грамм или полкило не нужны, - вежливо просите убрать лишнее.
Предпродажная подготовка
Дефекты просроченных или некондиционных продуктов можно замаскировать. Плесень на колбасе счищают с помощью растительного масла, слизь с мясопродуктов и рыбы смывают чистящими средствами, запах гнили убирают с помощью марганцовки и уксуса. Усохшие от времени сухофрукты замачивают в сахарном сиропе. Фасуют продукты с истекшим сроком годности вместе со свежими.
Одно из самых массовых нарушений - продать побольше льда вместе с замороженной рыбой. А ведь по правилам вес так называемой глазури не должен составлять более 5 %.
Что делать
Опять же все щупать, нюхать, во всем сомневаться. Например, колбаса должна быть чистой, сухой, с целой оболочкой, которая не должна легко отходить от самого продукта, без жировых наплывов. При любых сомнениях требуйте документы, подтверждающие качество продукта.
Переклейка этикеток
Как только срок годности продукта подходит к концу, продавцы тут же принимаются его фасовать, меняя при этом этикетки, да не один раз. Вот была сырная голова, которую уже пора выбрасывать, а вот появился заново упакованный кусочек с новым сроком годности. При этом фасовщики иногда ленятся даже срывать старые ярлыки - заклеивают их новыми.
Что делать
Просто поддеть ногтем новую этикетку и посмотреть, что под ней.
Пересортица
В сортах продуктов покупатели уж точно не разбираются. Поди пойми: это яблоки первого или второго сорта? А чем отличается рис марки экстра от просто риса? Так низкосортные продукты становятся дорогим элитным товаром.
Что делать
Здесь спасут только знания о том, каким должен быть качественный продукт, и подтверждающие документы на товар. По Закону о защите прав потребителей магазин обязан их предоставить.
«Лишний» товар
Довольно часто кассиры в супермаркетах самовольно увеличивают количество купленного вами товара. Скажем, пробивают шесть йогуртов вместо пяти. Вовремя это заметили? Они легко оправдаются: ошибочка вышла. Но таких «ошибочек» может набежать много.
Что делать
Внимательно проверять чек, считать сдачу не отходя от кассы. Потом доказать что-либо будет куда труднее. Сейчас есть кассы самообслуживания – пользуйтесь ими.
Левый ценник
Бывает и так: вы посмотрели на ценник, положили в корзину товар, а на кассе он оказался вдруг значительно дороже. Мол, ценники просто перепутались или вы были невнимательны. Но ст. 500 ГК РФ гласит, что «продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность правильного выбора». Своевременно - значит в момент выбора, а не на кассе, когда выбор уже сделан.
Что делать
Требовать продажи товара по заявленной изначально цене либо возврата разницы, если его уже пробили на кассе. Звать старшего менеджера либо директора. А чтобы переговоры шли успешнее, хорошо бы предварительно сфотографировать товар на полке вместе с ценником, пока тот не поменяли.
Что работает в случае любых претензий к магазину:
• требование книги отзывов; • вызов директора или менеджера; • звонок региональному менеджеру (номер телефона должен быть в магазине); • обращение в местное общество потребителей; • жалоба в Роспотребнадзор.
Елена Салина, специальный корреспондент
Громко и шумно выражать свое недовольство и призывать других покупателей перепроверить, что они купили. Снимать все это камеры телефонов. Это крайне не любят господа нечистоплотные торгаши.
Ну и другое. Сейчас магазины обзаводятся своей «кулинарией», где они реализуют собственную продукцию – пирожки, пельмени, жаренные окорочка, прочий фастфуд. Надо понимать – им это выгодно вдвойне и втройне. Они получают высокую прибыль – это раз, они так реализуют просрочку – это два, избавляются от проблем с утилизацией просрочки. А в итоге – огромные левые деньги.
*** |