Какова ваша репутация? Как её изменить?
Хорошая репутация важна всем и всегда - отдельным лицам и компаниям, творческим коллективам и политическим деятелям, школам, больницам, театрам, крупным и мелким организациям, вплоть до овощной лавки... но это не простое дело!

Сегодня мы поговорим на эту тему в ракурсе интернета - ведь сегодня виртуальное пространство способно творить чудеса. Вам достаточно иметь свой бренд, свою страничку в соцсети, а лучше собственный веб-сайт... И масса инструментов, которые быстро и эффективно сделают вас знаменитым, успешным, авторитетным и т.д. Но обо всех инструментах продвижения или раскрутки в рамках одной статьи рассказать не получится. Сегодня у нас тема об репутации в поисковых системах и возможности управления ею.
Search Engine Reputation Management
Или сокращенно SERM — это комплекс мер, направленных на формирование, поддержание и защиту положительной репутации компании, бренда или персоны в поисковых системах. Проще говоря, это управление тем, что пользователи видят, когда ищут информацию о вас в Google, Яндекс и других поисковиках.
Степень важности этого момента
На самом деле, многие недооценивают этот параметр, но SERM имеет огромное значение для бренда, бизнеса в целом, любого веб-проекта. Как корабль назовешь - так он и поплывет! Здесь примерно то же самое.
- Для многих пользователей поисковые системы — это первый и основной источник информации. То, что они увидят на первой странице результатов поиска, формирует их первое впечатление. Если там негатив (есть плохие отзывы, критические статьи, ругают на форумах), это подрывает доверие и отталкивает потенциальных клиентов. - Исследования показывают, что подавляющее большинство потребителей читают отзывы и информацию в интернете перед совершением покупки. Негативная репутация в поисковой выдаче может напрямую повлиять на продажи и прибыль. - Позитивная репутация привлекает не только клиентов, но и потенциальных партнеров, инвесторов и сотрудников. - SERM позволяет оперативно реагировать на негатив и минимизировать его последствия. В случае кризиса репутации (например, из-за скандала, утечки данных или негативного отзыва), быстрое и эффективное управление поисковой выдачей критически важно. - В условиях высокой конкуренции, чистая и позитивная репутация в поисковой выдаче может стать значимым конкурентным преимуществом.
Что можно сделать в рамках SERM?
Важно понимать, что это не просто разовая акция, как например рекламная компания, это постоянный процесс, который включает в себя ряд действий. Интернет-сообщество не спит, конкуренты тоже.
Мониторинг поисковой выдачи заключается в регулярном мониторинге Поисковиков - что они выдают по вашим ключевым запросам? Сюда входит название вашей компании, связанные торговые марки, имена руководителей, фирменные продукты или услуги.
Для этого существуют специальные сервисы, но ими надо уметь правильно пользоваться и главное - грамотно анализировать получаемые результаты.
Например, обнаружен всплеск негативных отзывов - важно понять причины этого. Это может быть вполне реальная реакция ваших покупателей или клиентов, а могут быть происки недоброжелателей. Определив причины надо действовать - незамедлительно.
Конечно, если негатив имеет под собой почву, необходимо устранить первопричину. Но этого мало - необходимо донести эту информацию до масс - вытеснение негатива позитивным контентом. Все должно быть правильным образом донесено заинтересованным лицам через собственный сайт, блоги или страницы в социальных сетях, на сайтах-отзовиках, в маркетплейсах. Особое внимание надо уделить публикации PR-статей на авторитетных ресурсах. Новостные и медиа порталы - важная составляющая. Если применимо, то обоснованная правка контента в Википедии.
Важно! Отвечайте на все отзывы (как положительные, так и отрицательные) оперативно и профессионально. Корректно, доброжелательно. Одновременно стимулируйте клиентов оставлять положительные отзывы на популярных платформах (Яндекс.Карты, Google Мой бизнес, Отзовик и т.д.).
В некоторых случаях можно попробовать связаться с владельцами сайтов, где размещен негативный контент, и попросить его удалить или изменить, если он нарушает правила или является ложным. Но надо учитывать, что даже негативный контент может приносить вам пользу, если вы правильно и аргументировано опровергаете претензии. Вообще, в таких случаях (когда в обсуждение вовлечено много людей) предпочтительно построение сильного онлайн-присутствия, по принципу: если невозможно бороться - возглавь.
Построение долгосрочных отношений с журналистами и инфлюенсерами может быть полезно для распространения позитивной информации. Именно они могут создавать те материалы, которые через ценное естественное ранжирование могут быстро и эффективно поднять вашу репутацию в поисковых системах.
Подведем итоги
Как вы, наверное, поняли, SERM — это комплексная и долгосрочная стратегия, требующая постоянных усилий. Она тесно связана с SEO, PR, контент-маркетингом и клиентским сервисом, и ее успех напрямую влияет на общий успех бизнеса. Она требует в первую очередь усилий специалистов в этой достаточно сложной среде. Ну и кроме того, важно понимание, что траты на эту работу - важная и серьезная инвестиция в бизнес.
Удачи вам!
*** |