February 06 2025 01:40:13
Навигация
· Генеральная

· Материнские платы
· Контроллеры
· CPU - процессоры
· Память - RAM
· Видеокарты
· HDD, SSD, FDD
· CD - DVD - BD
· Звуковые карты
· Охлаждение ПК
· Корпуса ПК
· Электропитание
· Мониторы и ТВ
· Манипуляторы
· Ноутбуки, десктопы

· Интернет
· Принт и скан
· Фото-видео
· Мультимедиа
· Компьютеры - общая
· Программное
· Игры ПК
· Радиодело
· Производители

· Динамики, микрофоны
· Аппаратура

· Телевидение
· Безопасность
· Электроника / Быт
· Телефония
· Пульты - ПДУ
· Создание сайтов

· О сайте wasp.kz...

· Каталог ссылок
Последние статьи
· Казахская ССР, Мангы...
· Шевченко – город в п...
· Осциллограф С1-1 опи...
· Северо-Казахстанская...
· Логотипы и товарные ...
Счетчики




Яндекс.Метрика

- Темы форума
- Комментарии
Иерархия статей
Статьи » Казахстан » Казахская ССР, Мангышлак, 1977 год
Казахская ССР, Мангышлак, 1977 год

Каменный цветок

— Смотрите, Лизавета Михална, какой красивый камень!
— Не подойдет.
— Почему не подойдет?
— Рисунок не тот и колется неправильно.
— Ничего не понимаю. Для чего он должен колоться?
— Мне не хватает нескольких листочков для веточки карагача...

Елизавета Михайловна Намченко-Луладзе — инженер- строитель. А каменные цветы — это ее увлечение. Не единственное. Она еще прекрасно выжигает по дереву, рисует, сочиняет песни. В ее доме можно присесть на скамеечку-пенек, пить чай за столиком из сруба дерева. Можно потрогать руками каменные чашечки ландыша.

Выходные она обычно проводит в пустыне. Соседи пожимают плечами:

— Ну, что хорошего вы там находите: пыль, жара...
— И раскаленные камни, — улыбаясь добавляет Елизавета Михайловна.

Край легенд

Вот уже десять лет сотрудник Общества охраны памятников культуры М. Бимагамбетов собирает образцы устного народного творчества Мангышлака. За это время он побывал во многих селениях от Форт-Шевченко до Аксу, пересек пешком Мангистауский район. Сейчас в его коллекции более двух тысяч стихотворений, песен, легенд, преданий, исторических фактов.

Под парусами

Несколько лет неотъемлемым атрибутом городского пляжа была перевернутая ярко-желтая лодка, возле которой невзирая на шуточки загорающих компаний хлопотал местный «судостроитель» Анатолий Панченко.

Шли годы. Неуклюжая ярко-желтая «Гренада» все более становилась похожа на стройную яхту, а молодые шевченковцы все реже шутили в все чаще заинтересованно присматривались к постройке и мечтательно переглядывались...

И вот однажды рядом с «Гренадой» появился новый эллинг. Появился, конечно, не сразу, потому что мечтать легче. Мечте материальная база не нужна. Одно дело Панченко: он строит яхту маленькую, семейную, так сказать. Ему с материалами легче. А команда Георгия Гребенкова собралась строить настоящий корабль. Помочь мечте обрести «плоть» взялось предприятие, на котором работал будущий капитан Гребенков.

В ноябре команда приступила к строительству. Одновременно был объявлен конкурс на лучшее имя яхты. Но мысли парней в те дни были так заняты решением прозаических проблем: где достать лес, фанеру, болты, что дальше простенького «Мечта» не пошло. Итак, «Мечта».

Прошло меньше года, а двенадцать человек уже готовы покорить Каспий. Общая работа сдружила и закалила ребят. Каждый к тому же приобрел несколько новых профессий — слесарную, токарную, плотницкую. Прочитали множество книг, научились разбираться в чертежах и изобретать. Ведь «Мечта» не копия известных яхт, а конструктивно новое судно. Кстати, первая «Мечта» привела команду ко второй — создать областной крейсерский яхт-клуб.

Не стреляйте быстроногих джейранов

Чтобы стать настоящим таксодермистом, нужно быть не только художником и любителем природы, но и мастером на все руки: слесарем, плотником, портным, стеклодувом... Мало уметь подсмотреть в природе гармонию и красоту всего живого, нужно суметь повторить ее без малейших искажений.

Все это бульдозерист Петр Васильевич Карин постигал долгие годы. Его комната в конце концов превратилась в настоящий зоомузей: вот шилохвост на взлете, вот скромная кряква чистит перышки. Но экспонаты, как правило, не задерживаются у Карина: голова сохатого, чучела волка, лисы и зайца украшают охотничий магазин в городе Балаково Саратовской области. В шевченковской школе юных натуралистов находится голова джейрана, неповторимо красивого и очень редкого на Мангышлаке. Кстати, за всю свою жизнь Петр Васильевич не убил ни одного зверя, а всегда пользовался трофеями охотников.

Цель Карина — помочь взрослым и детям как можно больше узнать о животном мире Мангышлака. Для этого он собирается сделать специальный стенд редких зверей, которых ни в коем случае нельзя убивать. Пусть охотники-любители видят и запоминают. И еще. Скоро в Шевченко откроется краеведческий музей, экспонаты для которого должен изготовить Петр Васильевич Карин.

Персиковое дерево

Пушистые ветви достают почти до окон второго этажа. Словно хотят заглянуть в квартиру охотоведа Владислава Евгеньевича Козлова, агронома добровольного общества садоводов.

Днем Козлов работает на одной из областных медико-биологических станций. А утром и вечером — в огородике, который начал возделывать еще отец вопреки твердому убеждению жителей, что на песчаной засоленной почве могут расти только аборигены пустыни. Первый же обильный урожай лука, редиса и огурцов поколебал это убеждение, и сейчас огородики у домов прочно вписались в ландшафт района.

Энтузиазм отца пробудил интерес сына, который для начала собрал богатую библиотеку по агрономии, садоводству, системе орошения. Опыт приобретался годами, расширялся ассортимент «приручаемых» овощей и даже фруктов. Когда экспериментальный ботанический сад после многочисленных опытов пришел к окончательному выводу, что персики на Мангышлаке вызревать не могут, Владислав Евгеньевич решил «опротестовать» приговор. Через несколько лет он снял с персикового дерева 135 килограммов сочных сахарных плодов.

Сейчас в его и соседских садах плодоносят яблони и груши, вишни и черешни, смородина и крыжовник. А на грядках вызревают экзотические помидоры.

В будущем члены добровольного общества садоводов задумали создать на окраине Шевченко плодово-ягодное хозяйство, способное полностью обеспечивать город витаминами.

Якый гарний сермак

Дина Михайловна Дацюк выросла в украинском селе под Одессой, где каждый дом богат мастерицами. Чего только не расшивала: скатерти и салфетки, рушники и кофточки, сарафаны и передники. Когда с мужем и сыном переехала в Шевченко, в ее украинские орнаменты начали вплетаться местные мотивы. Сначала попытки выполнить работу в национальном казахском стиле оказались неудачными. Ведь рисунки на коврах и ковриках (по-казахски — сермаках) обязательно должны иметь определенный смысл: быть настоящими маленькими рассказами.

Пришлось учиться у казашек сложению «говорящих» орнаментов.

Спустя некоторое время на встрече любителей-прикладников в Джамбуле сермак Дины Михайловны был признан одним из лучших. Его отправили на выставку в Алма-Ату. Там Дацюк получила диплом и стала лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся.

Казахская ССР,
Мангышлак
1977 год

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Реклама Google




Время загрузки: 0.10 секунд - 16 Запросов 88,301,337 уникальных посетителей