Советские фигуристы - танцы на льду!
Более 40 тыс. человек занимается в Советском Союзе фигурным катанием на коньках. Около 30 тыс. фигуристов — спортсмены - разрядники, около 150 — мастера спорта СССР и мастера спорта международного класса.
В олимпийских соревнованиях наши фигуристы участвуют с 1960 г. В 1964 г. они Открыли счет завоеванным медалям.
Серебряные призеры Олимпийских игр 1976 г. в танцах на льду ирина Моисеева и Андрей Миненков
На зимних Олимпийских играх 1960-1976 гг. выступили 34 спортсмена и спортсменки, представлявшие Москву и Ленинград. Наши фигуристы в неофициальном командном зачете в 1964 и 1968 гг. выходили на 2-е место, а в 1972 и 1976 гг. были первыми. Ими получены 5 золотых и 5 серебряных медалей.
Советские фигуристы — олимпийские чемпионы
1964 — Л. Белоусова и О. Протопопов (парное катание) 1968 — Л. Белоусова и О. Протопопов (парное катание) 1972 — И. Роднина и А. Уланов (парное катание) 1976 — И. Роднина и А. Зайцев (парное катание) Л. Пахомова и А. Горшков (танцы)
Так пришла победа
Маленьких фигуристов приводят на каток бабушки, дедушки, папы, мамы. Они обычно уговаривают детей встать на коньки, сделать первый пируэт на льду. Не была исключением в этом смысле и московская школьница Наталья Линичук. Но в отличие от большинства детей Наташа очень медленно привыкала к своим подругам, часто кочевала из одной группы новичков в другую. За 5 — 6 лет она побывала у нескольких разных тренеров. Все говорили, что у нее хорошие данные для фигурного катания, но никто не мог подобрать ключ к характеру девочки.
— Мне кажется, что мое спортивное счастье объясняется тем, что я в конце концов пришла к тренеру Елене Анатольевне Чайковской в школу «Динамо»,— с улыбкой говорит Наталья Линичук. — Именно она определила мое амплуа.
Весной 1972 г. Чайковская занималась формированием нового танцевального дуэта, поскольку Геннадий Карпоносов остался без партнерши. Вот тогда-то и познакомились Карпоносов и Линичук, опытный мастер, участник многих международных турниров и 16-летняя девушка, впервые постигающая азы спортивного танца.
— У меня была полная убежденность, — рассказывает Елена Анатольевна Чайковская, — что у Линичук есть все возможности стать прекрасной танцовщицей на льду. Она мне сразу понравилась своей невозмутимостью, решительностью. Наташа ничего не боялась. С точки зрения психологии она была уже закаленным спортсменом, и не случайно ее первый же старт на международном турнире в Москве прошел с большим успехом. В Наташе было сочетание удивительной целеустремленности и почти детской хрупкости, нежности...
В феврале 1974 г. Линичук и Карпоносов выступили на чемпионате Европы и сразу стали обладателями бронзовых медалей. В спортивные танцы пришел дуэт с очень чистым, ясным стилем. Но путь этого дуэта на мировой арене оказался далеко не таким гладким и легким, как это казалось поначалу. В чемпионате мира 1975 г. у танцоров 4-е место, в следующем сезоне — 5-е. Создалось впечатление, что им уже не догнать своих соперников из Англии, Венгрии. Но иначе считала их тренер Елена Чайковская.
Весной 1977 г. она поставила перед своими питомцами новую задачу — полностью пересмотреть прежнюю произвольную программу, добиться высокой скорости, полной легкости в исполнении труднейших комбинаций, серий шагов, а главное — донести до зрителя свое чувство радости, свое ощущение ритма.
Восторженно был встречен новый танец Линичук и Карпоносова на отборочном турнире 1978 г. в Одессе. А всеми красками он заиграл спустя полтора месяца на чемпионате мира в Канаде.
Так пришла победа. Чемпионские медали заслуженно вручили Линичук и Карпоносову.
А. Шелухин
Чемпионы мира 1978 и 1979 гг. в танцах на льду Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов
Система сложная, но справедливая
После окончания соревнований по фигурному катанию на табло, а затем и в итоговых протоколах против фамилии каждого участника (или пары) можно увидеть два показателя — сумму баллов и сумму мест. Однако ни тот, ни другой показатель не является решающим при определении итогов соревнований.
Фигурист занимает в соревнованиях то место, на которое его поставило наибольшее число судей. Если, например, пятеро из девяти арбитров оценили выступление участника самой большой своей оценкой и вывели его таким образом на первое место, то он и займет его в итоге. И пусть судьи, оставшиеся в меньшинстве, поставят его на третье, пятое или девятое место, на исход состязаний это не повлияет.
Верность эталону красоты
Вспоминается весна 1976 г. Мы с Александром Горшковым приехали в Волгоград на показательные выступления. На тренировке к нам подошли свердловские танцоры Наталья Карамышева и Ростислав Синицын. Они предложили поменяться партнерами, и на льду сразу возникли два новых дуэта — Пахомова и Синицын, Карамышева и Горшков. Молодым фигуристам было очень важно узнать, как возникает чувство взаимопонимания, слаженность действий танцоров.
А спустя полгода я вновь встретилась с друзьями из Свердловска, но на этот раз уже в роли тренера-консультанта. Постоянный тренер уральцев Татьяна Рожина попросила меня принять участие в создании произвольной программы и оригинального танца, помочь молодым танцорам быстрее выявить свой индивидуальный почерк. Так возникло наше творческое содружество.
Меня очень увлекала эта работа, потому что я видела у Натальи и Ростислава горячее желание совершенствовать мастерство, искать новые пути в фигурном катании. Скромность, большое чувство такта, увлеченность музыкой, пластикой — вот что характерно для уральских танцоров. И еще — одержимость, готовность использовать любую возможность потренироваться. Уральский дуэт начал быстро прогрессировать во всех разделах танцев.
Финал зимней Спартакиады народов СССР весной 1978 г. проводился в Свердловске, и к этому экзамену Карамышева и Синицын подготовили яркие композиции, сложные по замыслу и технике, динамичные, эмоциональные. Легко представить себе, с каким энтузиазмом встречали их танцы земляки — уральцы. Карамышева и Синицын стали чемпионами Спартакиады, опередив целый ряд сильных московских дуэтов. Впервые за 20-летнюю историю наших спортивных танцев фигуристы Урала были удостоены золотых медалей и вошли в сборную страны.
Высокая культура тренировок, близость к лучшим хореографическим традициям, поиск творческого лица теперь присущи не только москвичам, ленинградцам, но и спортсменам многих других городов страны. Выросло и новое поколение тренеров-энтузиастов. К их числу я отношу и Татьяну Рожину.
Свердловский каток «Снежинка» превратился в настоящую лабораторию, где постоянно ведется поиск новых талантов. Уральские тренеры готовят сразу более 20 танцевальных и спортивных дуэтов, и большинство из них задает тон на всесоюзных соревнованиях. Марина Гурьева и Владимир Радченко, например, уже выступали на чемпионате мира среди юниоров во Франции.
Л. Пахомова, олимпийская чемпионка, шестикратная чемпионка мира и Европы
Сеешь пшеницу, Варишь ли сталь — Стань олимпийцем, Стань! Нужно стремиться На свой пьедестал — Стань олимпийцем, Стань!
Сергей Шмитько
Календарь • Спорт • 1980 |