Сегодня (а дело было в 2009 году) все обыватели спорят - менять ли латы на евро или не менять, а если менять, то брать ли часть долларами: так, на всякий случай. Или вот еще фунты со стерлингами - курс на них, конечно, упал, но ненамного, а так, говорят, валюта надежная, как погода над Туманным Альбионом. А любители все диверсифицировать советуют кое-что хранить и ру6лями: мол, Россия велика, кризис на ее просторах увязнет, как Наполеон с Гитлером, так что рубль может не упасть в цене, а даже немножко подняться.
Сегодня все экономисты дискутируют - девальвировать лат или, наоборот, вкладывать в его реанимацию еще тонны бумажек, пытаясь удержать на ногах то, что без конца норовит рухнуть. Или вот рецепт: похерить национальную валюту да перейти на евро досрочно, не спрашивая Европу, - инициатива снизу, пятилетка в три года...
А я вам так скажу: и обыватели, и экономисты базарят не по делу. Систему надо менять! Да так радикально, чтобы все бумажки, любые, оказались не у дел. А для этого следует срочно перенять опыт жителей благословенного тихоокеанского острова Яп. Что, вы про него никогда не слышали? Немудрено: большие деньги не любят публичности. А мужчины острова Яп ворочают не просто большими, а огромными деньгами. Скажу больше - самыми большими на Земле. Причем в буквальном смысле этого слова.
Дело в том, что тамошние деньги, именуемые феи (Раи), изготавливаются из арагонита - камня известняковой породы, и представляют собой гигантские диски в форме полной луны с дыркой посередине. Диаметр некоторых монеток достигает пяти метров, а вес - более пяти тонн. С 1931 года эти каменные деньги «не выпускаются», но и не отменяются. Они по сей день третьего тысячелетия находятся в обращении и считаются законной валютой.
Какие от такой валюты плюсы? Огромные.
Во-первых, такая валюта защищена от бесконтрольной эмиссии. Судите сами: монетный двор острова Яп находится на соседнем острове Палау (а это ни много ни мало 400 км морем на каноэ), где имеются залежи этого самого арагонита. Поэтому для япанца выражение «делать деньги» означает следующее: нужно доплыть, высадиться, отломать приглянувшуюся глыбу, вытесать диск, просверлить в нем отверстие, загрузить деньги на плот, который потом тащить весь обратный путь за каноэ на буксире, и уже на Япе благополучно выгрузить и установить. Поэтому поговорки «из грязи в князи» на острове не существует: на сколачивание капитала из дюжины монет уходят годы труда.
Во-вторых, при такой валюте все просто вынуждены быть честными налогоплательщиками. Все феи выставляются перед жилищем их владельца (в доме они просто не помещаются). Поэтому налоговая инспекция может не разводить бюрократию с заполнением декларации - вся наличность и так как на ладони. Если япанец продает что-либо другому жителю острова, то просто идет и знакомится с качеством и видом его феи, но оставляет стоять, где стоит. Просто имя владельца, выбитое в камне, заполировывается и сверху набивается новое. В результате некоторые туземцы обладают состоянием из феи, разбросанных по всему острову.
В-третьих, феи гарантируют полную прозрачность любых финансовых операций. Такие деньги у всех на виду. Их нельзя украсть - разве только с помощью подъемного крана, но это будет такой шум, что лучше и не начинать. Их нельзя через офшоры перевести на счета в швейцарском банке и сделать вид, что так и было. Всякий сразу заметит, если из бюджета страны пропала хоть одна-единственная монетка: ведь ее отсутствие на месте изменит привычный пейзаж.
В-четвертых, стоимость феи повышается вместе с увеличением диаметра и уменьшением толщины. То есть как только на пороге забрезжила инфляция, сотрудники министерства финансов вооружаются долотом, молотком и повышают стоимость национальной валюты. Работа эта нелегкая, одним чиновникам не справиться - вот вам и новые рабочие места! И не надо идти с протянутой рукой к МВФ. Внешний долг образовался? Все сели в каноэ и отправились спасать страну.
И, наконец, в-пятых: такие деньги в любой момент могут быть обращены в ценный строительный материал. Что, кстати, и произошло с половиной финансовых запасов острова Яп во времена Второй мировой войны. Феи тогда прозаичным образом пошли на строительство аэродромов и укрепление деревень. Причем если в других странах столь выгодные военно-строительные заказы сразу обросли бы коррупционными скандалами, то на Япе все честно. Ведь коррупционную цепочку с подобными деньгами не выстроить: есть феи - ставь в котлован. Для нас, последних в Европе по уровню жизни и первых по коррупции, сей момент особенно актуален! Хотите «Замок света»? Тащите свои феи, господа, и чтобы каменная наличность Демаковой с именем ее, высеченным вглубь по локоть, была заложена первой.
Нет, как ни крути, а с каменных денег нам одна польза. И лучше перенять этот опыт поскорей - пока у нас есть еще силы вытесать себе новую валюту своими руками. В противном случае, если мы помедлим с полгода, придется уже копировать финансовую систему не у япанцев из Микронезии, а у пангве из Африки. Для пангве деньгами служит канк, обычное пюре - тутой сверток толченой маниоки. Хочешь - покупай за него что-нибудь, хочешь - съешь. У нас маниоки нет, но мы легко можем заменить его на пюре из серого гороха. Проблема в том, что эту валюту (в отличие от япанской) уже никак нельзя будет назвать твердой.
А без твердой валюты - ну какие мы члены ЕС?
*
Перейти на форум:
Авторизация
Вы не зарегистрированы? Нажмите здесь для регистрации.