1 - часть первая
2 - часть вторая
ВНАЧАЛЕ. Конечно, сейчас такое серьезное положение, у нас в Алма-Ате... Как бы время не для таких статьей, нужно иное - актуальное. Но, во-первых, такие статьи меня лично отвлекают и несколько успокаивают, во-вторых, я не знаю вообще - успею ли даже вторую часть этой статьи разместить, хотя она уже и написана, но фотографии еще не до конца обработаны. Поэтому, если где-то не так написано - не судите строго.
Начало 90-х годов ХХ века окончательно развеяло миф о недосягаемом великолепии японской бытовой аудио аппаратуры. Уже в конце 80-х годов Япония ушла в резкое пике деградации, в то время как в Советском союзе наоборот - осваивались десятки и сотни новых современных моделей аппаратуры. Конечно, во многом японская промышленность еще продолжала держать высокую планку - отдельные образцы высшего класса, особенно набирающие обороты лазерные технологии, CD-диски... Но основная масса - "для большинства" упрощалась, примитивизировалась, удешевлялась, чтобы хоть как-то противостоять в конкурентной гонке с китайским дешевым валом.
Сегодня мы рассмотри типичного представителя той эпохи, японскую магнитолу SONY CFS-W475S. От былого величия в ней почти ничего не осталось - как внешне, так и внутренне. Мы рассмотрим ее снаружи и проведем полную разборку, а потом сделаем вывод - насколько японская легенда упала. Да, необходимо сказать - этот аппарат сделан где-то в 94-95 годах, утверждается, что она изготавливалась в самой Японии. Какая нагрузка на него была, я не знаю, но судя по всему стандартная. И еще - у меня только сам аппарат, а вот акустических систем нет... увы. В конце статьи я приведу фотографии из интернета.
+ Щелкайте по фото, чтобы увеличить!
Итак, сама магнитола - основной блок, без акустической системы - это вот такой "кубик", который вы можете видеть на фото. Сверху есть ручка для переноски - я сразу не сказал, но надеюсь понятно всем, что это не стационарный аппарат, его можно и переносить... Корпус - черная пластмасса среднего качества. Надписи нанесены краской, в общем-то, стойкой к стиранию.
Передняя панель: сверху радиоприемник, ниже эквалайзер и органы управления, внизу двухкассетная магнитофонная дека. Подробнее. Вверху пластмассовый накладной логотип SONY, вправо от него два светодиода, чего-то там должны сигнализировать. Ниже логотипа Сони - шкала радиоприемника, стрелка белая с черной полосой посередине. Прием FM, SW1, SW2 и MW... Справа под шкалою ручка настройки на радиостанцию - неудобная. Вправо от шкалы ручка регулятора уровня громкости и под ней небольшая - точная настройка на радиостанцию...
Опять слева направо: девять отверстий - под ними встроенный микрофон. Ниже 3,5 мм разъем типа мини-Джек для подключения наушников. Затем идет графический эквалайзер, по низам там - MEGA BASS, ну вот дешевка уже. В одном ряду идет и регулятор баланса. Затем идет переключатель функций, типа коммутатор. Потом кнопка - выбор типа магнитофонной ленты (? - или ошибаюсь). Затем переключатель выбора радиоволн приемника.
Блок магнитофона, слева направо: левый подкассетник. В нем две прорези и в них переключатели. Один режим воспроизведения - обычный или кольцевой. Второй переключатель Direction и стрелка вниз - не знаю чего ему надо... Левый подкассетник - только воспроизведение, имеется автореверс, надпись - High Quality & high Speed Dubbing System - это означает, что есть функция ускоренной записи (качество конечно резко падает). Вторая дека - B, воспроизводящая и пишущая, на ней - Radio Cassette-corder CFS-W475S и Full Auto Shut Off One Touch Recording. Под крышками подкассетников есть отверстия для регулировки головок - на деку А два, на В - одно. А в самом низу клавиши управления магнитофонным блоком - стандартного типа, механические... на правой - с учетом функции записи.
Сразу откроем подкассетники и заглянем вовнутрь. Здесь так: левая дека, обеспечивает функцию автореверса с помощью двух тонвалов и прижимных роликов, и одной поворотной на 180 градусов магнитной головкой. Правая дека стандартная - один тонвал, одна универсальная головка, стирающая головка... Будем разбирать - ознакомимся внимательней.
Аппарат сбоку - сюда пристегиваются колонки - акустическая система... Тут же вентиляционные отверстия.
Теперь рассмотрим магнитолу SONY CFS-W475S сзади. Сверху телескопическая антенна - здесь она уже сломана... Предупреждения о высоком напряжении. Затем два RCA разъема (они же под тюльпаны) - это линейный вход. Затем переключатель режима FM радио, моно или стерео. Далее два пальчиковых разъема типа мини-Джек для подключения левой и правой колонки. Ниже разъем электрической сети и переключатель типа этой сети: на 120 или 220-240 вольт переменного тока...
Большой отсек для батареек. Здесь требуется шесть больших цилиндрических батареек R20, они же LR20 D, Mono, UM 1, в СССР они назывались - Элемент 373 (раньше 1-КС-У3).
Нижняя часть или днище магнитолы. Ничего особенного. Ножки пластмассовые - на резине уже экономили...
Посередине этикетка или шильдик устройства. Логотип SONY. Название модели CFS-W475S. Тип устройства - Radio Cassette-Corder, по-нашему - магнитола. Требования по питанию 110-120 или 220-240 вольт переменного тока, или 9 вольт постоянного тока от шести батареек. Еще код на этикетке 3-919-722-01. И видим, нигде нет даже намека на "Сделано в Японии"...
Тип устройства - переносная стереофоническая магнитола
Радиоприемник, частотный диапазон:
FM 87,6-108 МГц
MW 520-1,605 кГц
SW1 2,3-7 МГц
SW2 7-22 МГц
Прием FM/SW на телескопическую антенну
Прием NW на внутреннюю магнитную антенну
Магнитофонная панель:
Система - 4 дорожки, 2 стереоканала
Частотный диапазон 80 - 8 000 Гц
Акустическая система:
Тип - двухполосная
НЧ головка 100 мм диаметр
ВЧ головка 20 мм диаметр
Линейный вход - входное сопротивление 47 кОм, чувствительность 0,44 В
Выходы:
наушники, сопротивление 8-300 Ом
колонки 6 Ом
Работа от батареек - около часа, зависит от режима и громкости
Максимальная выходная мощность 10 Вт (5 Вт + 5 Вт)
Габариты 680 х 216 х 188 мм
Вес - 5,8 кг (без батареек)
Еще пару фото из интернета - магнитола с колонками...
Итак, с внешним видом и всякими элементами снаружи мы вкратце разобрались. Конечно, внешне это уже не тот легендарный винтаж конца 70-х или начала 80-х годов ХХ века. Проще говоря - перед нами типичный образец вырождения. Что-то безликое, убогое... качество бросовое, как по функционалу, так и по звуковым характеристикам, так же и по качеству материалов и исполнения. Уж нет той высокой планки, безукоризненности, которые так любили фанаты японской аппаратуры... Впрочем, с расстояния дней нынешних, положа руку на сердце - и в славные годы винтажа, не все так и не везде было идеально. Как в Союзе, так и в Японии (и везде в мире), аппаратура четко делилась по классам, по нишам, по ценам. Магнитола SONY CFS-W475S относилась - условно говоря, к 3 группе, если использовать отечественные стандарты. Здесь она легко конкурировала с советскими аппаратами, легко их обставляя, кроме двух параметров - цены и прочности... Ну а китайские бандуры те и подавно, плелись где-то в хвосте, на километры отставая не то что от таких магнитол, но и от "совдепии"...
P.S. У меня в те времена был советский магнитоэлектрофон "Романтика-222-стерео" 1989 года, конечно, это аппараты разного класса, но "совок" по всем пунктам порвал бы этого "японца" (и не только этого), как тузик грелку.
Начнем разборку магнитолы SONY CFS-W475S. В интернете есть подробный сервис мануал на этот аппарат, где процесс разборки описан - если у вас возникнут сложности, напишите в комментарии к статье, и я его выложу. Я разбирал магнитолу по своему, т.е. еще до того, как нашел и скачал сервис мануал. В общем, думаю, ремонт этого аппарата, если что - не сложный, но вот целесообразный ли?
Выкручиваем на задней стороне четыре винта - три в глубоких "шахтах", один возле линейного входа, у разъемов RCA. Еще два винта удобно выкручивать с нижней части. Все, заднюю сторону корпуса можно отделить. Но осторожно! Она соединена с передней частью проводом антенны - одним концом этот провод соединен с платой электроники, этот конец не припаян и его можно выдернуть - главное не забыть место... Так же можно открутить винт сзади и снять антенну вообще.
И еще один сдвоенный провод - питание...
Это задняя часть корпуса. Здесь блок питания, с элементами контактов для батарей...
Все остальное смонтировано на передней части корпуса - как можете видеть... Это лентопротяжный механизм, плата электроники, верньерный механизм... и прочее по мелочи. Все это мы окончательно разберем и посмотрим крупным планом во Второй части статьи.
Михаил Дмитриенко, 2020 г.
WASP.kz
1 - часть первая
2 - часть вторая
3 - часть третья
Продолжаем, в первой части статьи мы рассмотрели магнитолу со всех сторон снаружи, озвучили основные ее характеристики, и приступили к разборке. Теперь рассмотри все платы, узлы и блоки ближе и подробнее.
Магнитола состоит из: блока питания, лентопротяжного механизма, основной платы электроники, верньерного механизма... все это извлечено из корпуса и тщательно очищено.
+ Щелкайте по фото, чтобы увеличить! У меня сохраняются оригинальные фотографии - большого размера с хорошим разрешением, если они вам нужны - напишите в комментариях и я их выложу.
Пожалуй, начнем с основной, или системной платы. Она увязана с верньерным механизмом, именно он притянут к корпусу магнитолы, и держит плату. Выкручиваем несколько шурупов и плата извлечена. Вот так этот блок выглядит целиком.
Еще откручиваем винты и отделяем верньерный механизм от платы. На плате остается большое зубчатое колесо, закрепленное на оси КПЕ - конденсатора переменной емкости. Все как обычно. Этот пластмассовый кронштейн служит не только "подложкой" для шкалы и для подвижной стрелки, но и ручек эквалайзера, баланса, а также на нем размещена небольшая плата - регулятор уровня громкости (ее опишем чуть позже).
А это провод, идущий на внешнюю телескопическую антенну...
Итак, основная плата магнитолы SONY CFS-W475S. Это односторонний текстолит с маркировкой: 6870SA20HAA 6870S-20HAA. 1-651-591-11 1-708-415-11. На фото: пластмассовое колесо с КПЕ снято. Детали немного выравнены - изначально они были как попало... На плате видим относительно большой алюминиевый радиатор - это пластина, согнутая буквой Г. Разъемы на плате: CN912 - двухконтактный разъем, сюда подключается провода от блока питания. Рядом впаян одиночный провод, точка W101 - это масса, провод идет на металлическое основание ЛПМ. Далее, разъемы CN201, CN202, CN203 - идут на лентопротяжный механизм, причем к первым двум подключены головки чтения/записи, и провода экранированные. Разъем CN1 - двухконтактный, к нему подключается провод от телескопической антенны (к любому, так как контакты объединены). CN204 - пятиконтактный, к нему подключается маленькая плата с двумя индикаторами передней панели и микрофон. CN205 - для подключения еще одной маленькой платы, с регулятором уровня громкости, который уже упоминали. Внешние разъемы, мы их уже описывали...
Особняком на плате распаян радиоприемник. Здесь мы видим блок КПЕ, с маркировкой LzZ- 22BPT. Тут же маленький ферритовый стержень магнитной антенны... Микросхема SONY CXA1238S - это широко распространенный, один из некогда самых популярных AM/FM радиотюнеров, единственный недостаток - большие размеры корпуса МС...
Подробно все описывать не стану - как уже говорил в интернете есть сервис мануал, я только об основных, важных узлах. Далее еще одна микросхема - BA3423S - это коммутатор и предусилитель записи / воспроизведения. Далее микросхема BA3822LS - это пятиполосный стерео эквалайзер. Потому рядом мы видим впаянные вертикально ползунковые переменные резисторы...
Алюминиевый радиатор, к нему двумя винтами притянута микросхема LA4620 - это сравнительно мощный и качественный выходной звуковой усилитель, УМЗЧ. Эта МС была распространена широко, да и сейчас еще используется.
Обратная сторона платы - элементов здесь нет, маркировка такая же, как и на "лицевой" стороне... Разметка радиодеталей... все как обычно.
Маленькая плата одностороннего текстолита с маркировкой: 6870SD20HAA 6870S-20HAA, 1-651-594-11 1-708-415-11. Здесь распаян всего один переменный резистор 4NV-651B-50KAX2 и это есть регулятор уровня громкости, плата располагается на пластмассовом кронштейне... и потому на плату ведут два жгута экранированных проводов... На обратной стороне платы та же маркировка, элементов нет.
Еще одна маленькая плата... на ней микрофон и два красных светодиода индикации - на фото мы видим эту плату со всех сторон. Маркировка: 6870SC20HAA 6870S-20HAA, 1-651-593-11 1-708-415-11. Микрофон обычный, снаружи закрытый поролоновым колпачком... светодиоды в пластмассовом кронштейне... Ну и обратная сторона платы... схемы не надо, и так все понятно.
А теперь блок питания - он смонтирован на задней стороне корпуса и состоит из платы электроники и трансформатора.
Трансформатор снаружи закрыт стальным экраном - лента, которой он обмотан в два слоя... Это обычный Ш-образный трансформатор, на нем наклеена этикетка: 6170S-012ZS THERMOFUSE FITTED SK 4K3 TK. На вход идут три провода - от переключателя на типы сетей. На выход идут два провода...
Плата выпрямителя - здесь распаян электрический вход и переключатель типа сети. Два предохранителя - вставка плавкая. Диодный мост - четыре диода, электролитический конденсатор... разъем на выход - двухконтактный, постоянный ток 9 вольт. Еще два провода - с маленькой платы на батарейном отсеке... Ну и обратная сторона платы, заодно. Маркировка на плате БП - 6870SB20HAA... и так далее.
Плата в батарейном отсеке - это плоский проволочный контакт и другой пружинный, все.
В общем, это все. Сделано все еще неплохо, хотя уже прежней технической культуры нет - детали на плате местами в духе "я упала с сеновала"... Явной халтуры нигде нет, все нормально.
В третьей заключительной части мы рассмотрим лентопротяжный механизм, и сделаем общие выводы.
Михаил Дмитриенко, 2020 г.
WASP.kz
1 - часть первая
2 - часть вторая
3 - часть третья
Ну и наконец третья часть - здесь мы полностью разберем лентопротяжный механизм этой магнитолы. Он достаточно интересный - это так сказать переходный вариант ЛПМ, когда прежнее "легендарное" японское качество перетекает в тривиальную китайскую халтуру. Частично еще ТО, но уже неумолимо везде проглядывает ЭТО... и никуда от этого не деться.
+ Щелкайте по фото, чтобы увеличить!
Итак, ЛПМ магнитофонной деки в магнитоле SONY CFS-W475S представляет собой, как обычно, отдельный блок. Здесь он состоит из трех узлов: левая и правая деки, а также один электродвигатель для всех. Левый и правый ЛПМ различны, хотя и есть слабая унификация. Пишущая часть намного проще воспроизводящей... все из-за реверса... Но приступим.
Для начала удаляем сами кнопки, это достаточно просто. Ничего в этом механизме сложного или интересного нет.
Затем откручиваем вот такие элементы из пластмассы - они нам мешают. Это рычаг, который жмет на специальный переключатель на основной плате - для записи на кассету.
Далее, выкручиваем четыре винта и снимаем кронштейн с электродвигателем (о нем чуть позже), и этим разделяем ЛПМ на два независимых блока. Кстати, эти ЛПМ по отдельности ставились и в другие магнитолы, магнитофоны, и не только в продукции под логотипом SONY...
Сперва разберем ЛПМ с реверсом - он не пишущий, а только воспроизводящий. Так он выглядит со всех сторон... Маркировок на нем нигде нет.
Теперь поэтапная его разборка и все элементы, из которых этот лентопротяг собран...
Подвижная площадка с поворотной головкой.
Ну а это сама головка... Провода в постоянном вращении, устойчивые к излому.
Теперь лентопротяжный механизм пишущей деки. Как вы можете видеть, он более простой, нежели первый механизм. Здесь краской нанесена такая маркировка: 41215603-102 MADE IN JAPAN.
Две головки: одна универсальная магнитная записи и воспроизведения, с маркировкой MS 15RAA2 D4930 - обычная, ничем не примечательная, материал - пермаллой. Вторая головка стирающая, увы... это просто кусок магнита. Правда магнит заключен в стальной экран, в котором на рабочей поверхности пропилены две полоски - на каждую дорожку. И здесь качество - барахло. Одна дорожка очень плохо пропилена, наверное так и стирает... оттого один канал при перезаписи будет паршивого качества. Эта головка промаркирована как 6PA.
Электродвигатель один на обе деки, он смонтирован на специальном кронштейне, который заодно и скрепляет два ЛПМ в одно целое.
Двигатель Mabuchi EG-530YD-9BH 9VDC 2000-4000 RPM CCW. Обычный, используемый во всевозможной технике, преимущественно в магнитофонах. На оси двигателя насажен пластмассовый сдвоенный шкив...
А это два переключателя, которые расположены в левой части от подкассетников, на лицевой панели...
На этом все. Обзор и разборка магнитолы SONY CFS-W475S закончены. Что можно сказать? Почти ничего, ничего хорошего... От былого "величия", от легендарности японской электроники ничего не осталось. Малейшая конкуренция - в данном случае со стороны китайских производителей - и все полетело в тартарары. Еще сохранились какие-то тени (скажем так) прежнего качества, но они вплотную соседствуют с откровенной дешевкой и даже халтурой - "и так сойдет!"... Насчет ЛПМ - металлические детали сделаны из очень тонкойф и мягкой стали.
Михаил Дмитриенко, 2020 г.
WASP.kz