Шахматные Баталии
Жанр - Шахматы
Издатель и разработчик - Empire Interactive
Издатель в России - ДОКА Медиа
Требуется - Pentium 90, 8 Мб ОЗУ
Multiplayer - Hot Seat, TCP/IP, IPX, modem, null-modem
“Анимация шаха. При включении этой опции фигуры поворачиваются к Королю и что- нибудь делают”.
Из мануала
Дебют
В свое время игрушка Battle Chess положила начало новому направлению в компьютерных шахматах, в котором особое внимание уделялось внешнему оформлению партии. При взятии фигур разворачивались красочные схватки, сопровождавшиеся отличной (по тем временам) 3D анимацией и жутким треском РС-скрипера. Народу игра понравилась, что и повлекло вполне естественную волну подражаний. На гребне которой в конце 1997 года засветилась Combat Chess от Empire Interactive.
У нас появилась возможность прицениться к Combat Chess повторно - ее локализованную версию “Шахматные Баталии” выпустила компания “ДОКА Медиа”.
Сами мы не местные
О локализации. Мда... плохо, и это еще мягко сказано. Встречались нам неудачные фирменные локализации, но настолько топорная попалась впервые. Качество перевода просто удручает. И это касается не только мануала, но и игрового интерфейса. Из элементарной фразы «Don’t show this again» возникло «Не говори мне это опять». А ведь можно было и по-русски. Переведенный мануал (он же Help) получился просто “никаким”. Вот, к примеру, описание кнопки «2D доска»: «Эта кнопка выносит на экран двухмерную 2D доску». Складывается впечатление, что перевод сделан битым Stylus’oм трехлетней давности. Да так и оставлен.
Есть и множество других веселых моментов, в плане чисто очипяточном, но, поелику сами грешны...
В общем, из чисто дружеских побуждений хотелось бы посоветовать перенимать опыт конкурентов: у того же “Амбера”, например, мануал “ЖАРа” получился просто бесподобным.
Кому адресовать очередное огорчение, непонятно, но оно имеет место быть: запустить игру удалось лишь напрямую с CD-ROM’a. Все попытки заставить работать проинсталлированную программу с винчестера разбивались о нераскрытое файла на компакте. Проверяли на трех машинах, результат - одинаковый. Впрочем, если играть с сидюка, то никаких проблем, за исключением естественной тормознутости всего процесса, не возникает.
Не видать за соснами леса
Статичная графика в «Шахматных Баталиях» хороша: 3D, да в True Color, да в высоком разрешении. Но как только на экране начинается движение, все, что мы видим, сливается с CD - со всеми вытекающими... И положение не спасают ни тени, ни полупрозрачные текстуры, ни прочие приятные мелочи. Неудачно и само изобразительное решение: за достаточно крупными фигурами просто не видно доски, как ты ее не верти с помощью доступных опций. Да и кто из нас во время партии хоть раз в жизни крутил доску? Очень скоро приходишь к выводу, что единственный приемлемый вариант - классический плоский. У которого, впрочем, имеется свой “пролет” - компьютер двигает фигуры с такой скоростью, что глаз не успевает заметить их перемещение. Вы ждете хода оппонента, а он, оказывается, уже сделан.
Вы можете что-нибудь разобрать в этом нагромождении фигур? Играть так совершенно невозможно
Анимация по меркам сегодняшнего дня смотрится как день вчерашний. А еще по замыслу разработчиков фигуры на доске должны как бы “жить” собственной жизнью, что выражается в определенном наборе движений... которые через пару минут опять заставляют лезть в настройки в поисках отключающей опции. Ибо все это опять-таки “жрет” время и отвлекает от того, ради чего мы, собственно, и играем - от самой игры.
Завершить разговор о графике можно еще одним намеком. В свое время Snowball Interactive взяла и переделала в процессе локализации морально устаревшую графику Legal Crime. И получила вполне конкурентоспособного “Дона Капоне”.
Звук в шахматах всегда был на N-ом плане, посему ограничимся кратким обобщением: хороший звук, да и музыка неплоха, практически не надоедает.
Прочее
Ну, и наконец о том, ради чего, собственно, садятся за шахматы. На простейшем уровне сложности компьютер ведет себя подобно человеку, впервые посчитавшему количество полей на шахматной доске, т.е. достижение победы особых проблем не представляет. А вот если выставить силу искусственного интеллекта по максимуму, то приготовьтесь ко встрече с мастером. Которого, при желании, можно заставить ошибаться с заданной частотой – есть и такая странноватая “фича”.
Кстати, издатели утверждают, что Chess Engine игры написан чемпионом мира 1997 года по шахматному программированию.
Поиграть в сетевой вариант нам тоже не довелось. По указанному в описании адресу для поиска противников - ххх - расположен весьма запутанный сайт целой компании Empire Interactive, где мы так и не смогли “... через игровой сервер соединиться с любым партнером”. Нет, если порыться, то там можно раскопать три ссылки на весьма представительные шахматные сайты, но каким образом они относятся именно к Combat Chess - непонятно.
Эндшпиль
Утешительным его не назовешь. Некачественное описание и устаревший дизайн делают покупку «Шахматных Баталий» малопривлекательной. В этом плане мы полностью согласны с мнением по поводу Combat Chess обозревателя сайта Games Domain: лучше поиграйте в ChessMaster 6000.
Александр Лашин, Игорь Бойко
Январь 1999