Итак, внезапно начались хрипы акустической системы в автомобиле. Это система Pioneer: сзади два больших НЧ, в дверях среднечастотные и впереди на панели ВЧ. Усилитель и кроссоверы - разделительные фильтры.
Непонятно - захрипели сразу оба задних НЧ динамика.
Хрипы - это типичный симптом деградации или повреждения отдельных узлов громкоговорителя или звукоусиливающей аппаратуры. Причины и перспективы ремонта зависят от источника проблемы.
Перегрузка и повреждение динамика - самая частая причина. Сюда входят: надрыв или разрыв диффузора, повреждение подвеса (резинового/пенополиуретанового), перекос или частичное замыкание звуковой катушки, отслоение катушки от каркаса.
Часто хрип появляется на определённых частотах или усиливается при повышении громкости, слышен даже при чистом сигнале.
Ремонт - замена подвеса, это реально и недорого. Перемотка катушки редко оправдано. Замена динамика целиком (часто самый разумный вариант).
Особенно характерно для колонок старше 5–10 лет, тут подвес рассыхается, трескается; диффузор начинает «гулять» и цеплять магнитную систему. Мы слышим хрип на басах, визуально видны трещины или крошение.
Ремонт: замена подвеса — стандартная процедура, ремонтопригодно.
Иногда колонки ни при чём, бывает клиппинг усилителя или искажения от дешёвой звуковой карты, телефона, Bluetooth-модуля, перегруз по входу.
Признаки: хрипят обе колонки одинаково, при смене источника звук становится чистым.
Тут сами колонки исправны. Но требуется замена/ремонт усилителя или корректная настройка уровня сигнала. Часто ремонт усилителя - замена подсохших электролитических конденсаторов на выходе.
Плохие контакты и проводка - окисление клемм или надломы проводов. Кроме того, есть такое понятие как холодная пайка внутри корпуса. Такой хрип появляется / исчезает при шевелении провода, периодические трески.
Ремонт заключается в чистка контактов и пропайке / перепайке — быстро и дешево.
Такая проблема актуальна для двух- и трёхполосных систем. Здесь также высохшие электролитические конденсаторы бывают источником проблемы. Хоть и редко, но повреждённые индукционные катушки.
Частый признак - хрип только в определённом диапазоне (ВЧ или СЧ). Ну или один динамик играет нормально, другой — нет. Решается заменой компонентов кроссовера.
- Колонки среднего и высокого класса
- Повреждён один динамик
- Стоимость ремонта составляет от 40–50% от цены аналогичной новой АС
- Бюджетные компьютерные колонки
- Повреждены несколько динамиков
- Дефект магнитной системы
Далеко не всегда хрип акустической системы означает, что «колонки умерли». В 70–80% случаев проблема ремонтопригодна. Чаще всего виноват подвес или катушка динамика.
А вот целесообразность ремонта - это уже другой вопрос. Она зависит от нескольких факторов, один из которых - кто будет осуществлять ремонт? Ремонтная мастерская возьмет плату за работу. Если вы решите самостоятельно провести эту работу, тут важную роль играют ваши навыки, усидчивость, аккуратность, внимательность.
![]()
Crazy-bot для WASP.kz
***