Некоторые актеры полностью трансформируются для роли: набирают или сбрасывают десятки килограммов, клеят носы и совершенно преображаются, стоит только включиться камере. Но лишь один обитатель Голливудских холмов не выходит из образа все время от начала и до конца съемок - метод Дэниела Дэй-Льюиса способен вывести из равновесия не только его близких, но и коллег по цеху.
Лучше меньше, да лучше - это про Дэниела Дэй-Льюиса. В его фильмографии всего около двадцати полноценных картин (и это за последние сорок лет!). Зато качеству этих ролей может позавидовать каждый: ведь у актера два «Оскара», три награды BAFTA и один «Золотой глобус». Сын прославленного английского поэта, Дэй-Льюис по праву считается одним из выдающихся актеров не только в Великобритании, но и во всем мире.
Дэниел Дэй-Льюис родился 29 апреля 1957 года в Лондоне в семье известного английского поэта Сесила Дэй-Льюиса. Оксфордский профессор и ирландец по происхождению, он писал не только стихи, но и детективы (Дэй-Льюис-старший издал двадцать романов, правда, под другой фамилией), придерживался коммунистических взглядов и считал себя революционером в литературе.
«Баллада о Джеке и Роуз»: Тесное общение на съемочной площадке Дэниела Дэй-Льюиса и Пола Дэно привело к тому, что актеры продолжили сотрудничество спустя два года в картине «Нефть»
Мать Дэниела, актриса Джилл Бейкон, была второй женой Дэй-Льюиса. Польская еврейка по происхождению, она была дочерью главы киностудии, которая до сих пор функционирует на западе Лондона (как несложно догадаться, в фильмах этой студии Джилл частенько играла). Детство актера прошло на юго-востоке города, в Гринвиче, где Дэниел рос вместе со своей старшей сестрой Тамазин (она посвятила свою жизнь телевидению и документальному кино). Контингент в том районе был своеобразный, так что бывшему наполовину евреем мальчику частенько доставалось от местной шпаны. В какой-то момент юноша влился в ее ряды, стал подворовывать из магазинов и практически вышел из-под родительского контроля всего в одиннадцать лет. Чтобы как-то исправить положение, отец решился на кардинальные меры - отправить сына в пансион.
Это была не просто школа, а основанное еще в пятнадцатом веке учебное заведение. Шестьсот лет назад пансион предназначался для городской ребятни и был для своего времени новаторским: там начисто отсутствовало религиозное воспитание (в этом смысле ничего не изменилось и до сих пор). Школу Дэй-Льюис терпеть не мог, но именно там будущей знаменитости привили страсть к трем главным увлечениям всей его жизни - плотничеству, рыбалке и актерству. Несмотря на это, отвращения к пансиону у мальчика только прибавлялось, так что через два года его перевели в школу «Бедейлс» в Гэмпшире, где уже занималась старшая сестра юноши. Нравы там были более либеральные - заведение известно как место, где учится будущая богема. В четырнадцать лет Дэниел уже вполне подходил под это определение: подросток засветился в эпизоде фильма «Воскресенье, проклятое воскресенье» (1971). Годами позже актер признался, что роль была просто райская: ему заплатили зато, чтобы уродовать дорогие машины, припаркованные за церковью.
Несмотря на опыты в национальном молодежном театре, после выпускного юноша питал больше страсти к дереву, чем к сцене, и решил стать столяром-краснодеревщиком. Даже пытался поступить в училище, но провалился из-за отсутствия опыта. Зато Бристольской театральной школе он был нужен: без лишних проволочек Дэй-Льюиса приняли.
Школа была при театре, в котором актер и стал оттачивать мастерство. Сначала это были маленькие роли, но уже через пару лет - главные (Дэниел играл, например, Дракулу в одноименной пьесе). Телевизионный дебют Дэй-Льюиса состоялся в научно-фантастической драме «Артемис 81» (1981), потом актер сыграл мелкого бандита в эпосе Ричарда Аттенборо «Ганди» (1982). В театре Дэниелу не нравилось - примерно в то время Дэй-Льюис начал работать по Станиславскому и классика мало интересовала актера, ему хотелось чего-то злободневного.
Дэниел вернулся из Бристоля в Лондон и обосновался в квартире на западе города, где собирались богемные тусовки безработных актеров и музыкантов (а по большому счету шла одна бесконечная пьянка). После шести месяцев кутежа актер собрался с силами и прошел пробы на роль в фильме ВВС «Сколько миль до Вавилона?» (1982), где сыграл богатого офицера времен Первой мировой. Критики картины «Баунти» (1984) в том числе прошлись по игре Дэй-Льюиса, но плохая рецензия отскочила от него, как от брони, - актер как раз ненадолго присоединился к Королевской Шекспировской компании, где сыграл Ромео, а после появился в мини-сериале ВВС «Мой брат Джонатан» (1985).
«Банды Нью-Йорка»: Готовясь к роли, актер много времени проводил в лондонской мясной лавке и к концу съемок уже мастерски справлялся с ножами и топорами на зависть местным мясникам
Гей-драма «Моя прекрасная прачечная» (1985) получила отличные отзывы, и как только фильм был закончен, Дэниел приступил к «Комнате с видом» (1985), где сыграл жениха Хелены Бонэм Картер. Уступив Гэри Олдмэну роль бас-гитариста Sex Pistols в «Сиде и Нэнси», Дэй-Льюис ненадолго вернулся в театр. Любопытно, что играл он в пьесе о Петрограде времен двадцатых годов и выступал в роли Маяковского. Тем временем «Моя прекрасная прачечная» и «Комната с видом» одновременно стартовали в нью-йоркских кинотеатрах. Пресса была очарована, и карьера актера вышла на новый виток. Картина «Невыносимая легкость бытия» (1988) с Жюльет Бинош стала для Дэй- Льюиса полем для экспериментов. На съемках он впервые попробовал не выходить из образа, даже когда камера переставала работать (и, кстати, выучил чешский). Большим хитом лента не стала, но благодаря эротическим сценам превратила Дэй-Льюиса в секс-символ.
После черной комедии «Звезды и полосы» (1988) Дэниел приступил к работе, которая принесла ему первый «Оскар». Фильм «Моя левая нога» (1989) Джима Шеридана - реальная история больного церебральным параличом Кристи Брауна, который мог контролировать только одну часть тела - левую ногу. Живущий в большой семье в дублинских трущобах, герой сначала должен убедить всех вокруг, что он не «овощ», а потом найти возможности для самовыражения. Как нетрудно догадаться из названия, делает он это с помощью своей левой ноги - учится ей писать и рисовать. Отказ выходить из образа здесь сыграл с Дэниелом злую шутку. Коллеги, проклиная актера, катали его по площадке в инвалидном кресле, и от сидения в неудобной позе в течение многих недель Дэй-Льюис заработал травму ребер.
«Эпоха невинности»: Скорсезе потратил целый год на финальный монтаж картины, доводя свою работу до совершенства, Увы, киноакадемики самоотдачу режиссера в который уже раз не оценили и оставили его без награды
В 1989-м Дэй-Льюис сыграл Гамлета в Национальном театре (Гертрудой была Джуди Денч). В сценах разговоров с призраком отца Дэниел представлял, что беседует с собственным покойным родителем. Это было непросто до такой степени, что в какой-то момент актер вконец измотал себя эмоционально и отказался от роли. В прессе поднялась огромная шумиха - мало того что таблоиды и так муссировали роман актера с Изабель Аджани, а тут еще история с духом отца. Дэниелу пришлось объяснять, что привидения на самом деле он не видел, это был просто метафорический ход.
На 1990 год Дэй-Льюис взял тайм-аут и отказывался от предложений. Исключение было сделано для фильма Майкла Манна «Последний из могикан» (1992). Для роли Соколиного Глаза актер научился охотиться и снимать с добычи шкуру, построил каноэ и набрал десять килограммов мышечной массы (путем упорных тренировок и особой диеты - не меньше пяти тысяч калорий вдень). Предложение от Мартина Скорсезе тоже не было отвергнуто: костюмная мелодрама «Эпоха невинности» (1993), окруженная слухами о романе Дэй-Льюиса с Вайноной Райдер (вторая его партнерша, Мишель Пфайффер, жаловалась, что от Дэниела несет табаком), сделали актера мегазвездой.
«Девять»: Актерский состав картины собрал шесть обладателей «Оскара» и одну номинантку на золотую статуэтку. Еще шесть победителей и два номинанта на престижную кинонаграду работали с другой стороны объектива камеры
Предложения посыпались, как из рога изобилия, но Дэй-Льюис отвергал одно за другим. Он отказался от «Филадельфии», «Английского пациента» и даже «Списка Шиндлера» и вернулся к Джиму Шеридану. В его основанной на реальных событиях драме «Во имя отца» (1993) Дэниел сыграл приговоренного к пожизненному заключению ирландца Джерри Конлона. Роль принесла актеру номинацию на «Оскар» (статуэтку тогда получил Том Хэнкс за «Филадельфию»). К тому же актер оставался звездой таблоидов - их отношения с Изабель Аджани были постоянно в кризисе, они то сходились, то расходились, пока актриса не забеременела (о чем сообщила отцу ребенка по факсу) и они в конце концов не расстались.
«Суровое испытание»: Именно на съемочной площадке этого фильма Дэй-Льюис познакомился со своей нынешней супругой, Ребекка -дочь Артура Миллера, автора сценария картины
После «Сурового испытания» (1996) и «Боксера» (1997) Шеридана актер взял тайм-аут. Дэй-Льюис не снимался вплоть до 2002 года, когда вышли «Банды Нью-Йорка» Мартина Скорсезе. Это был почти дауншифтинг: во время длительного отпуска, часть которого он провел во Флоренции, актер чуть было не переквалифицировался в сапожника. Однажды он заказал себе пару ботинок и так заинтересовался процессом, что сам всерьез занялся изготовлением обуви. От этой судьбы Дэй-Льюиса спас как раз Скорсезе. «Банды Нью-Йорка» претендовали на «Оскар» в 10 номинациях, в том числе за лучший фильм, но не получили ни одной награды. После этого актер снова исчез с экранов на три года и вернулся ради «Баллады о Джеке и Роуз» (2005), которую поставила его жена, Ребекка Миллер. Масштаб для Дэй-Льюиса маловат, но чего не сделаешь ради любимой. Затем последовала очередная пауза и по-настоящему громкий камбэк. Картина «Нефть» (2007) Пола Томаса Андерса принесла Дэниелу его второй «Оскар». Победа была безоговорочной - актер совершенно растворился в роли нефтедобытчика Плэйнвью. Так же неузнаваем он в роли режиссера Гвидо Контини (читай - Феллини) в американо-итальянском мюзикле «Девять» (2009). А теперь Дэй-Льюис перевоплотился в Линкольна.
«Линкольн»: Стивен Спилберг настоял на том, чтобы сценарием занялся Тони Кушнер - настолько режиссеру пришлась по душе их совместная работа над «Мюнхеном»
Первое знакомство с шестнадцатым президентом США у Дэниела состоялось благодаря жевательной резинке - «честный Эйб» был изображен на одном из вкладышей. В 2003 году Стивен Спилберг в первый раз предложил Дэй-Льюису перевоплотиться в Линкольна, но актер ответил отказом, и роль ушла Лиаму Нисону. Потом по каким-то причинам он выбыл из проекта, и Спилберг вернулся к Дэй-Льюису (он, кстати, считает, что Линкольн Нисона получился бы не хуже). Сценарий образца 2009 года Дэниелу понравился, но играть он все равно отказывался, хотя режиссер и сценарист прилетели в Ирландию, чтобы уговорить звезду. Им это почти удалось, но Дэй-Льюис еще долго сомневался. На то, чтобы познакомиться с персонажем, у него ушел год: актер перечитал все книги на эту тему и изучил все фотографии. Уже во время съемок, поскольку Дэниел оставался в образе даже между дублями, другие актеры разговаривали с ним в той же манере, что и на площадке (чтобы не создавать у Дэй-Льюиса диссонанс), и только на определенные темы. Сам актер, впрочем, мог пообсуждать что-нибудь современное, вроде новых эпизодов сериала «Безумцы».
«Боксер»: Съемки картины в старом квартале Дублина проходили буквально под грохот бульдозеров. По окончании работы над фильмом все постройки снесли, на их месте теперь престижный респектабельный район
В интервью Дэй-Льюис жаловался, что из-за съемок перестал забирать детей из школы (у них с женой, Ребеккой Миллер, двое сыновей десяти и четырнадцати лет, а их общему с Изабель Аджани сыну исполнилось семнадцать). Дэй-Льюис с семьей живет в Ирландии, недалеко от горного хребта Уиклоу, и вдали от дома очень скучает. Так что чаще, чем раньше, актер сниматься явно не собирается.
- Фильмы Дэниела Дэй-Льюиса, краткие ревью
***