Часть 1 - Часть 2
3Dfx была производителем графических карт для IBM PC и совместимых с ним компьютеров с 1994 по 2002 год. Первоначально они производили только чипы 3D-ускорителей, которые продавали производителям видеокарт. Но к концу 1996 года стоимость оперативной памяти EDO значительно снизилась, что позволило 3Dfx самой выйти на рынок потребительских ПК с полноценным продуктом.
Их основным продуктом была Voodoo Graphics — дополнительная карта, ускоряющая 3D-графику. Аппаратное обеспечение ускоряло только 3D-рендеринг, полагаясь на текущую видеокарту ПК для работы в 2D. Несмотря на это ограничение, продукт Voodoo Graphics и его продолжение Voodoo2 пользовались популярностью. Для 3D-игр стало стандартом предлагать поддержку API компании Glide.
Основными конкурентами 3Dfx были Rendition и PowerVR, которые также производили чипы ускорителей только уже для 3D. Когда рендеринг 3D-графики стал более популярным в компьютерных играх, 3Dfx увидела дальнейшую конкуренцию со стороны Matrox с их Mystique, S3 с ViRGE и 3D Rage от ATI. Все эти карты предлагали худшее 3D-ускорение по сравнению с картой 3Dfx, но их низкая стоимость и тот факт, что они были одновременно 2D- и 3D-картами, часто привлекали сборщиков OEM-систем.
До сих пор они полагались на продажу своих чипсетов другим поставщикам. Однако в 1998 году они приобрели STB Microsystems , что оказало сильное финансовое давление или бремя на компанию, которая и без того уже испытывала трудности на рынке. До этого приобретения/слияния 3Dfx работала с большинством других производителей видеокарт, включая Guillemot и Diamond Multimedia. После слияния они теперь будут создавать свои собственные карты, оставив прежние партнерские отношения в дураках. Что сделали эти компании? Все они отправились к главному конкуренту 3Dfx в то время, nVidia , чтобы сделать карты для них! Вот такая опрометчивость дорого стоила нашему герою...
3Dfx окончательно потеряла долю рынка, поскольку Microsoft сделала DirectX более надежным, и разработчики начали отказываться от OpenGL и собственного GLiDE 3Dfx.
+ Щелкните здесь , чтобы просмотреть список игр, поддерживающих карты 3Dfx.
Дата выпуска: 1996 г.
Шина: PCI
Чипсет: SST-1
Тактовая частота ядра: 50 МГц
Память: 4 МБ или 6 МБ EDO RAM (2 x 64-разрядных)
Скорость памяти: 50 МГц (128-разрядная, пропускная способность 400 МБ/с, 50 Мпикс/с)
DirectX: 5.0
OpenGL
Цена: 299 долларов США (на февраль 1997 г.)
Первая 3D-ускорительная видеокарта 3Dfx, Voodoo Graphics, включала ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь) - ISC GENDAC ICS5342-3, процессор кадрового буфера (FBI) - 3Dfx 500-0003-03 BF3099.1 FBI, текстуру. модуль отображения (TMU) - 3Dfx 500-0004-02 F802471.1 TMU, и 4 МБ ОЗУ EDO (восемь чипов с маркировкой V53C16258HK35). 2 МБ из них использовались в качестве буфера кадров и 2 МБ для хранения текстур (4 МБ на картах по 6 МБ). Карты с 6 МБ по-прежнему запускают игры только с разрешением 640 x 480, но если на них много больших текстур, они будут работать намного плавнее.
Цель дизайна оригинального Voodoo заключалась в том, чтобы обеспечить плавный игровой процесс с разрешением 640 x 480 и текстурами с билинейной фильтрацией. 2 МБ кадрового буфера было достаточно для тройной буферизации 640 x 480 x 16-битной глубины цвета, а с фирменным сжатием (уменьшение размера 3: 1) эти 2 МБ позволяли хранить гораздо больше текстур и уменьшали ограничения пропускной способности. в противном случае это было бы проблемой.
"Набор микросхем 3Dfx Voodoo — это процессор, которого с нетерпением ждет игровое сообщество. Этот набор микросхем можно найти на дополнительных платах, дополняющих существующую 2-D или 2-D/3-D графическую карту, подключенную через внешний VGA, сквозной кабель. Orchid предложит свою плату Righteous 3D на базе Voodoo за 299 долларов с 4 МБ памяти. Diamond Multimedia выпустит плату Monster 3D с 4 МБ ОЗУ EDO также за 299 долларов".
PC Magazine, декабрь 1996 г.
С помощью сквозного кабеля VGA (pass-through VGA cable) 2D-видеокарта была последовательно соединена с Voodoo, а затем Voodoo был подключен к монитору.
Запись цвета и Z-буфер ограничены 16-битным, но чувствительное альфа-смешение выполняется с точностью 24-битного. Минимальное поддерживаемое разрешение Voodoo — 512 x 384.
Первым производителем графических карт, использовавшим набор микросхем Voodoo 1, была компания Diamond, выпустившая карту Monster 3D на 4 МБ. Canopus Pure3D уникален тем, что это карта на 6 МБ, но также имеет ТВ-выход, позволяющий запускать 3D-игры не только с монитора, но и с телевизора!
Конкуренция за карту 3dfx Voodoo 1 началась годом позже, в 1997 году, когда nVidia выпустила Riva 128. Это на 10% лучше в Direct 3D, но немного хуже в OpenGL. В системе с очень мощным процессором и открытым API Riva 128 была примерно на 25% быстрее, чем Voodoo 1.
0,5-микронная технология
PCI
Память EDO 4 МБ или 6 МБ (ширина шины памяти 2 x 64 бита)
Тактовая частота ядра 50 МГц
Частота памяти 50 МГц
A-Trend AA2465 (4 МБ)
A-Trend Helios 3D (4 МБ)
А-Тренд VD102P
Bestdata Arcade FX
BIOSstar Venus 3D (4 МБ)
Canopus Pure3D (6 МБ)
ColorMax VP-503 (4 МБ)
Diamond Monster 3D (4 МБ)
Gainward Dragon 1000 (4 МБ)
Guillemot MAXi Gamer 3D (4 МБ)
Innovision Mighty FX6M
Innovision 3DX5000TV (4 МБ)
miro HiScore 3D (6 МБ)
Orchid Righteous 3D (4 МБ)
Real Vision Flash 3D
Skywell Magic 3D
К большинству из них прилагается удивительный набор игр. Например, Diamond Monster 3D поставлялся с MechWarrior 2 и Hyperblade от Activision, Scorched Planet от Criterion Studio (пробная версия), Tomb Raider от Eidos Interactive (пробная версия), Descent II: Destination Quartzon от Interplay, VR Soccer '96 и Whiplash; и Ocean's EF2000; плюс Game Sampler 2 от Microsoft с участием Hellbender и Monster Truck Madness.
- Последние официальные драйверы для 3dfx Voodoo Graphics — v3.01 (на все видеокарты этой компании).
Начало производства - 1997
ЦАП: ?
Шина: PCI
Память: от 4 МБ до 8 МБ EDO RAM
Цена: ?
Тактовая частота ядра 50 МГц
Частота памяти 50 МГц
Voodoo Rush объединил 3D-ускоритель с 2D-чипом на одной плате. Это была попытка удовлетворить потребности клиентов, которые были готовы оправдать дополнительные расходы на отдельную 3D-карту. У Rush были те же характеристики 3D, что и у Voodoo Graphics, но он был хуже из-за того, что ему приходилось делить пропускную способность памяти с CRTC (контроллер электронно-лучевой трубки) 2D-чипа и этот чип 2D-ускоритель Alliance Semiconductor ProMition-AT25. Кроме того, набор микросхем Rush не присутствовал непосредственно на шине PCI, а должен был программироваться через связанные регистры 2D-чипа.
В вариантах с 4 МБ видеопамять состоит из 2 МБ для буфера 2D-отображения и 2 МБ для буфера 3D-текстуры. Карты на 8 МБ, конечно, удвоили их. Чипы EDO-памяти V53C16258HK35...
Одним из преимуществ Rush по сравнению с Voodoo 1 является то, что он хорошо работает с более медленными процессорами.
Видеокарта InnoVision Cyber 3DX5000 (4 МБ)
Hercules Stingray 128/3D — имел 8 МБ ОЗУ и тактовую частоту на 10% выше
Quantum3D 650 Obsidian GE
InnoVision Cyber 3DX5000 (4 МБ)
Intergraph Intense 3D Voodoo (6 МБ)
Yakumo Rush
ViewTop 3D Voodoo-1 (4 МБ, 2 варианта модели, B3D-3F1 без ТВ-выхода и B3D-3F1-TV с ТВ-выходом NTSC/PAL)
Quantum3D Ventana (6 МБ)
"Здесь, в офисе PC PowerPlay, мы, наконец, заменили наш столь любимый 3D Blaster на более практичную карту. Hercules Stingray 128/3D — это 128-битный 2D/3D графический и мультимедийный ускоритель, сочетающий в себе три высокопроизводительных графических процессора на одном Плата Hercules Stingray 128/3D сочетает в себе чипы Alliance Semiconductor и 3Dfx Voodoo Rush на превосходно спроектированной плате Hercules Благодаря интеграции 128-битного графического и мультимедийного процессора Alliance ProMotion AT3D AT3D с 3Dfx Voodoo Rush и 6 МБ памяти EDO DRAM. В качестве единого решения Hercules Stingray 128/3D возвращает нам необходимый слот PCI.
Hercules Stingray 128/3D также поддерживает расширенный набор функций аппаратного ускорения видео, в том числе преобразование цветового пространства YUV/RGB, масштабирование и 64-шаговый билинейный фильтр с полным линейным буфером для обеспечения исключительно четкого, плавно отфильтрованного изображения со скоростью 30 кадров в секунду. воспроизведение экрана/полноформатного видео.
Обратите внимание: 64-шаговый билинейный фильтр для видео невозможен в стандартном 3Dfx. Однако Hercules удалось не только успешно объединить технологии обоих чипсетов на своей карте, но и использовать дополнительные функции стандартного MMX PC, а не P[entium]2, как у ATI. Оптимизированный программный проигрыватель MPEG, поставляемый с картой, поддерживает воспроизведение DVD в форматах MPEG-1 и MPEG-2.
Особо следует отметить процедуру установки карты — это, возможно, самое простое видео в известной вселенной для установки! Мы вставили карту в слот, вставили компакт-диск Hercules, когда было предложено, и все. Все - утилиты, DirectX - много, установилось без проблем, и нам даже не пришлось нажимать ENTER один раз. Красота".
PC PowerPlay, июль 1997 г.
Старт производства - 1998
ЦАП: ?
Шина: PCI
Память: 8 МБ, 12 МБ EDO RAM
Цена: 645 долларов (июль 1998 г.)
Преемник Voodoo Graphics получил второй модуль текстурирования, поэтому две текстуры можно было рисовать за один проход. Примерно в это же время ATI выпустила Rage Pro, nVidia выпустила Riva 128 , а Rendition выпустила Verite 2200. Все они были одночиповыми продуктами, тогда как новая карта 3Dfx по-прежнему представляла собой трехчиповое решение. Несмотря на это, ни один конкурент не мог сравниться с плавной частотой кадров и отличной производительностью Voodoo 2, и многим владельцам по-прежнему нравился тот факт, что они могли выбрать свою собственную качественную 2D-графику для установки рядом с ней. Даже nVidia Riva TNTкоторая была выпущена несколькими месяцами позже с комбинированным набором микросхем 2D/3D, не представляла особых проблем для Voodoo 2.
«С Voodoo 2 становится ясно одно: между картами разных производителей очень мало различий.
Хотя в этом случае Orchid [Righteous 3D II], кажется, отстает от других карт, которые мы тестировали, с точки зрения их Powerbench. Отставание от Creative на 1 балл не является достаточно существенным, чтобы оправдать какое-либо замечание. На самом деле, что отличает карты, так это цена и комплектное программное обеспечение. Комплект Orchid, состоящий из Battlezone, Jedi Knight, Incoming и G-Police — отличная игра, особенно если учесть, что Incoming — игра, разработанная для карт второго поколения (таких как Voodoo 2) и плохо работающая на Voodoo 1.
Одной из отличительных черт Orchid является их превосходная поддержка. Благодаря их замечательной истории от оригинального Righteous с точки зрения поддержки драйверов и сертификации Direct X, они являются мощным игровым союзником. Добавьте к этому отличный выбор программного обеспечения, и вы получите достойную покупку».
PC PowerPlay, июль 1998 г.
Voodoo 2 также представил миру SLI (Scan-Line Interleave), когда две платы Voodoo 2 можно было использовать вместе, каждая из которых рисовала половину экрана. SLI увеличила максимальное разрешение до 1024 x 768. Из-за высокой стоимости и неудобства для конечных пользователей при работе с 3 картами (две Voodoo 2 и 2D-видеокарта) SLI не имела финансового успеха. Позже SLI была повторно использована nVidia после того, как они купили 3Dfx.
0,35-микронная технология
PCI
8 МБ EDO-памяти
Тактовая частота ядра 90 МГц
Частота памяти 90 МГц
Максимальное разрешение 800 x 600
3,3 млн треугольников/с
- Скачать копию этого компакт-диска можно здесь!
A-Trend Helios 3D II (12 МБ) ATC-2455
Creative Labs 3D Blaster Voodoo2 (CT6670) (8 МБ)
Diamond Monster 3D II (8 МБ)
Hercules Stingray 2
Canopus Pure3D II (12 МБ)
InnoVision Mighty 3D II (8 МБ)
JoyMedia Apollo 3D Fast II (12 МБ)
Orchid Righteous 3D II (12 МБ)
PowerColor evilKing (12 МБ)
Trust Voodoo Dragon 2 (12 МБ)
ViewTop Vulcan 2 (12 МБ)
Metabyte Wicked3D (12 МБ)
Если вы ищете игры, которые сами 3Dfx высоко оценили для использования с Voodoo 2, не ищите ничего, кроме их собственной награды Golden Anubis Awards!
- Дополнительные фотографии разных видеокарт - 3Dfx Voodoo Graphics, Voodoo Rush, Voodoo 2
Продолжение следует...