АСС-УД БПУ9 У3 блок питания дорожного движения
Прислано wasp December 20 2022 12:17:02

Дорожные контроллеры АСС-УД БПУ9 У3

 

Сегодня мы опишем и полностью разберем такой электронный блок АСС-УД БПУ9 У3 (непонятно, как правильно - БПУ9 УЗ или БПУ9 У3 - с буквой или цифрой - как указано в комментариях, это тройка - климатическое исполнение), это один из блоков агрегатной системы средств управления движением - АСС-УД. Это блок питания унифицированный - БПУ9 У3. Это контроллеры управления дорожным движением - работа светофоров, указателей, сигналов и прочее. Система второго поколения введена в начале 80-х годов ХХ века, используется и по сей день. Данный блок изготовлен в 1990 году.

 

+ Щелкайте по фото, чтобы увеличить!

 

Мне этот блок попал в руки именно в таком виде - не знаю, был ли корпус вообще, или он так и использовался... Потому описываю то, что есть.

 

Блок питания БПУ9.У3

 

АСС-УД БПУ9 У3 блок питания для агрегатной системы средств управления движением

 

Итак, это весьма увесистый блок размерами: ширина 240 мм, высота 170 мм, м глубина 220 мм. В конструкции использована толстая сталь, передняя панель окрашенный лист алюминия (или дюраль).

 

БПУ9 УЗ блок питания унифицированный для системы АСС-УД 1990 год

 

Эта передняя панель крепится к каркасу прибора четырьмя винтами с полированными шляпками. Здесь мы видим: надпись СЕТЬ и ниже держатель предохранителя - вставки плавкой, 2А. Ниже стандартный тумблер, в нижнем положении ВЫКЛ. Затем вертикально идут пять гнезд:

 

+12,6В
ОБЩИЙ
-12,6В
+5В
-5В

 

Потом также вертикально 3 светодиода... Затем три отверстия, под которыми видны подстроечные резисторы: УСТ +12,6В, УСТ -12,6В, УСТ 5В.

 

АСС-УД БПУ9 У3 шильдик советского устройства Новополоцкий завод Измеритель

 

На передней панели двумя заклепками приделан шильдик прибора, на нем краской нанесен логотип производителя - это Новополоцкий завод "Измеритель" (Новополоцк, Витебская обл. Белорусская ССР) - завод еще есть и выпускает различные изделия, в том числе радиоэлектронные. Затем на бирке название: АСС-УД БПУ9 У3. Затем серийный номер изделия №061 и дата изготовления 01 90...

 

АСС-УД БПУ9 У3 система управления дорожным движением в городах

 

Противоположная - задняя сторона прибора. Здесь мы видим мощные транзисторы на радиаторах. Разъем Х7, подписанный СЕТЬ. Потом колодку Х6 - сюда подключаются "потребители"... К сожалению, никакой документации или схемы на это устройство не найдено...

 

АСС-УД БПУ9 УЗ блочная система управления светофорами и указателями, СССР

 

АСС-УД БПУ9 УЗ полное описание прибора для управления дорожными сигналами

 

Сделано в СССР АСС-УД БПУ9 У3 прибор 1989 год, управление светофорами

 

АСС-УД БПУ9 УЗ советский прибор обзор и полное описание, дорожное управление

 

Это блок питания со всех сторон - корпус, или кожух здесь, скорее всего, был...

 

Разборка АСС-УД БПУ9 У3

 

Традиционно, разборка подобных советских изделий, особенно мелкосерийных, сопряжена с рядом трудностей: использованы толстые листы стали для каркаса, тем не менее, всё зачастую крепиться винтами с гайками - к гайкам добираться не всегда удобно. Зачастую эти резьбовые соединения промазаны краской... Шлицы на шляпках винтов легко срываются - особенно крестовые. Их приходиться высверливать. Провода качественные, собраны в тугие жгуты, припаяны очень хорошо (случайно не оторвешь, как это бывает иной раз в китайских изделиях)...

 

АСС-УД БПУ9 первый этап разборки советского прибора 1990 года

 

Первым делом откручиваем четыре винта на передней панели - внутри видим вот такую картину...

 

агрегатная система средств управления движением - блок питания, 1990 год

 

Передняя панель изнутри: тумблер ТП1-2 и рядом винтом притянут провод к корпусу - масса. Держатель предохранителя... Разъемы на 12 и 5 вольт, светодиоды...

 

АСС-УД БПУ9 полная разборка прибора, как все соединено между собой

 

Чтобы вас не утомлять длинными и ненужными описаниями - все винты выкручены и все извлечено на счет божий... Мы видим: четыре трансформатора - один большой и три маленьких (это три дросселя); четыре платы электроник. Ну и всякая уже упоминавшаяся мелочь: тумблер, держатель предохранителя (я с него провода просто откусил), светодиоды, и разъемы на переднюю панель...

 

Теперь все подробнее

 

Да, здесь без схемы не разобраться, а ее нет... по крайней мере, я её не нашел. Была сперва такая бредовая идея разобрать все по проводкам и набросать схему самому - по сути ничего ведь сложного, но... времени много на это уйдет, а пользы с этого ноль. Тем более, я как-то уверен, что схема на это изделие у кого-нибудь да есть! Может он и поделиться... когда-нибудь...

 

ТАН 55-220-50 советский трансформатор 1989 года, полное опеисание

 

ТАН 55-220-50 обзор трансформатора СССР, сделано на Дербентском заводе Радиоэлемент

 

Начнем по порядку. Большой трансформатор ТАН 55-220-50. Это анодно-накальный трансформатор броневой конструкции с уменьшенным расходом меди. Он изготовлен в декабре 1989 года на Дербентском заводе Радиоэлемент, ныне уничтоженном. Задействованы не все выводы: выводы 1-2 это вход питания, до этого провода идут через предохранитель и тумблер. Провода 8 и 7 идут на Г-образную плату, на диоды V4 и V2. Два красных провода 19 и 24 идут на прямоугольную плату с 4 диодами на Г-образных радиаторах; красный провод 11 и синий 12 идут на Г-образную плату на диоды; провода 17 и 18 идут на колодку Х6. Трансформатор достойный, весит более 2 килограмм...

 

Д144 советские дроссели в приборах и устройствах управления

 

Дроссели Д144 СССР, изготовитель Новгородский трансформаторный завод

 

Два дросселя Д144, они подключаются одинаково: вывод 1 идет на Г-образную плату на диоды; вывод 2 от него идут два провода - один на плату регуляторов, второй на Г-образную плату на конденсатор (на плюсы С1 и С2).

 

Советский дроссель Д155 сделан на Новгородском заводе имени XXIV партсъезда

 

Дроссель Д155, он подключен так: вывод 1 с красным проводом идет на плату с четырьмя диодами; вывод 2 красный провод идет на Г-образную плату на плюс конденсатора С11.

 

Дроссели изготовлены в октябре 1989 года на Новгородском заводе имени XXIV партсъезда (изначально, с 1961 года это был Новгородский завод радиотехнических изделий, затем с 1966 по 1971 год - Новгородский трансформаторный завод, сейчас это АО Трансвит - с 1993 года).

 

Теперь платы электроники - это толстые пластины из стеклотекстолита, монтаж на них осуществлен навесным способом. Платы не промаркированы, на условные обозначения элементов на плате напечатаны.

 

АСС-УД БПУ9 УЗ плата выпрямителей - диодов - в приборе, полная разборка

 

Г-образная плата, маркировки нет, на плату идут плотно стянутые жгуты проводов. Убираем их. Итак, с этой стороны платы два диода V33 и V34 серии КД105 (или это варикапы КВ105) с зеленой полосой. А также монтажные элементы (гайки) восьми диодов с той стороны платы.

 

АСС-УД БПУ9 УЗ схема платы с диодами и конденсаторами, прибор для светофоров

 

Переворачиваем плату, здесь, как и сказано, восемь диодов КД202В 1989 года изготовления. А также восемь электролитических конденсаторов К50-29 разных номиналов.

 

Советский прибор АСС-УД БПУ9 разборка, плата диодного моста КД202В

 

Еще одна такая же пластина, на которой еще четыре диода КД202В - диодный мост, на этот раз на четырех небольших алюминиевых радиаторах.

 

АСС-УД БПУ9 плата управления блоком питания, схема и ремонт

 

БПУ-9 плата блока питания унифицированного из системы АСС-УД, СССР

 

Плата регулировок - это полноценная печатная плата. Здесь три переменных проволочных резистора ППБ-1Б, один на 220 Ом, два на 470 Ом. Транзисторы КТ315Г и КТ361Г... Два прецизионных резистора С5-5-1Вт на 680 Ом ±1% и 1,1 кОм ±1%... Два стабилитрона Д814А...

 

Схема БПУ.9 блок питания из АСС-УД управление городским дорожным движением

 

Обратная сторона платы, здесь дорожки, элементов нет, маркировки: БПУ-9 3 915 и краской напечатана дата изготовления - 5 07 89... Пайка вручную, не самая аккуратная... и видна пара огрехов с разводкой - "лишние" дорожки перерезаны позже.

 

АСС-УД БПУ-9 выходная плата, схема прибора и полная его разборка

 

Ну и наконец, последняя плата - выходная (так я ее условно назвал). И рядом с ней была колодка с выходами... Убрав провода, видим 10 резисторов МЛТ-1 и все 1RO - 1 кОм...

 

Усилитель мощности СССР АСС-УД БПУ9 УЗ выходные транзисторы

 

Обратная сторона, здесь два больших алюминиевых радиатора и два чуть поменьше, на них транзисторы КТ808А. Разъем РП10-7 розетка - через нее осуществляется питание от сети переменного тока 220 вольт. На небольших тонких радиаторах три транзистора П701.

 

АСС-УД БПУ-9 полное описание, что это такое, из чего состоит, разборка

 

Игольчатые радиаторы - советский усилитель мощности на транзисторах

 

Откручиваем по одному радиатору - игольчатые радиаторы весьма хороши в системах пассивного охлаждения. Ну а этот тонкий г-образный радиатор, конечно слабоват, но видимо его вполне достаточно.

 

Заключение

 

Итак, все разобрано, больше описывать нечего. Если говорить по качеству изготовления прибора АСС-УД БПУ9 УЗ, то оно высокое. Все на хорошем уровне - отличнейшие провода, отличная пайка, все надежно. Конечно, навесной монтаж уже тогда был устаревшим и низкотехнологичным - практически вся работа вручную... Однако это изделие изготавливалось небольшими сериями.

 

В конце 70-х годов ХХ века были разработаны, и с начала 80-х годов пущенные в серийное производство контроллеры второго поколения, для управления дорожным движением в городах. Агрегатная система средств управления движением теперь стала более эффективной, надежной, с массой новых возможностей. Количество блоков было сокращено примерно в 10 раз. Унифицированные блоки позволяли масштабировать, создавать разные вариации, в зависимости от потребностей городских служб. Ежесекундный протокол обмена данными между центральным и периферийным оборудованием позволил добиться высокой надежности и мгновенного реагирования, в нестандартных ситуациях. Связь осуществлялась как по специальной выделенной линии, так и по обычной телефонной. Эти системы в тех или иных вариантах используются и поныне.

 

Удачные технические решения и высококачественное исполнение позволяет использовать старые элементы совместно с новыми компьютерными системами.

 

Прибор, который мы сегодня рассмотрели - блок питания унифицированный - обеспечивает выработку качественных напряжений питания логических элементов контроллера. В общем и целом сделан хорошо, за исключением некоторых досадных мелочей, о которых говорил выше.

 

Дополнение: если у вас есть какая-либо информация по этому блоку питания, или по всей системе АСС-УД, напишите пожалуйста в комментариях. Со своей стороны, если у меня появятся какие-нибудь дополнительные данные, статья обязательно будет дополнена!

 

 

Михаил Дмитриенко
WASP.kz
Алма-Ата

20.12.2022