Тема: WASP.kz :: Танки - М4 «Шерман»
Прислано
TRR 22-09-2011 12:15
#1
Из американских танков времен Второй мировой войны лучшим считается основной средний танк
М4 «Шерман»
Танк пошел в серию в феврале 1942 года. Всего с 1942 г. по июль 1945 года выпущено 49 234 танка.
Танк широко применялся на всех театрах военных действий, а также участвовал во многих войнах и конфликтах послевоенного времени. Поставлялся он по ленд-лизу и в СССР.
В Советский Союз, с 1942 г. было отправлено
4063 единицы M4 Шерман, из них приняты военной приемкой ГБТУ
3664 единицы.
1990 единиц танка Шерман M4A2. Это танк со сварным корпусом и силовой установкой из двух дизелей General Motors 6046. Выпускался с апреля 1942 года по май 1945 года.
Он был вооружен 75-мм пушкой M3 длинной 40 калибров, с клиновым полуавтоматическим затвором, унитарного заряжания.
2073 единицы - M4A2(76)W. Тот же танк, но с другой пушкой 76-мм M1 - калибр 76,2 мм, длина 55 калибров, полуавтоматический скользящий затвор, унитарное заряжание.
Также СССР получил
два танка М4А4, но от заказа отказались по причине использовавшихся в них бензиновых двигателей.
И последние
183 танка M4A2(76)W HVSS были получены уже после победы над Германией и частично принимали участие в войне против Японии.
ТТХ танка М4А2 Шерман:
Длина - 5,92 м
(M4A2(76)W - 6,30 м, с пушкой 7,57 м)
Ширина - 2,62 м
(M4A2(76)W - 2,67 м)
Высота - 2,74 м
(M4A2(76)W - 2,97 м)
Боевая масса - 31,8 т
(M4A2(76)W - 33,3 т)
Клиренс - 432 мм
Экипаж - 5 человек
Бронирование:
Лоб корпуса - 64 мм
(M4A2(76)W - 51 мм)
Борт и корма корпуса - 38 мм
Лоб башни - 76 мм
(M4A2(76)W - 64-89 мм)
Борт и корма башни - 51 мм
(M4A2(76)W - 64 мм)
Крыша - 19-25 мм
Днище - 13-25 мм
Тип брони - стальная гомогенная
Пушка - 75 мм М3 (боекомплект 97 выстрелов) -
(M4A2(76)W - 76 мм М1 - боекомплект 71 выстрел)
Прицелы пушки - телескопические M55, M38 и перископический M4
Пулеметы - один 12,7 мм М2НВ (боекомплект 300 патронов,
у M4A2(76)W - 600 патронов), два 7,62 мм М1919А4 (боекомплект 4750 патронов,
у M4A2(76)W - 6250 патронов)
Двигатель - два дизельных 6 цилиндровых рядных "Дженерал Моторос" 6046 375 л.с.
Удельная мощность - 10,7 л.с/т
(M4A2(76)W - 10,2 л.с./т)
Максимальная скорость - 48 км/ч (по шоссе)
Запас хода - 240 км (по шоссе) -
(M4A2(76)W - 160 км)
Тип подвески - сблокированная попарно, на вертикальных пружинах
Удельное давление на грунт - 0,96 кг/см?
Преодолеваемая стенка - 0,6 м
Преодолеваемый ров - 2,25 м
Преодолеваемый брод - 1,0 м
Танки М4 Шерман, поступавшие в советские войска никаким модификациям не подвергались, даже не перекрашивались. Некоторые танки М4, в основном поврежденные в боях, переделывались в бронированные ремонтно-эвакуационные машины - БРЭМ.
Некоторое количество танков было перевооружено пушкой Ф-34 из-за недостатка американских 75-мм снарядов.
Поздние Шерманы поставлялись со съемными шпорами, до этого в условиях распутицы, на их гусеницы наваривались импровизированные шпоры в войсках кустарным способом.
В заметных количествах Шерман появился в советских войсках в конце 1943 г. в Курской битве они не участвовали. С весны 1944 г. М4 Шерман принимает участие практически во всех сражениях ВОВ.
Помимо танков США поставляли ремонтные комплекты к ним, большинство выведенных из строя танков (с серьезными повреждениями), разбирались и шли на ремонт других Шерманов.
В советских войсках были американские специалисты-наблюдатели, в функции которых входило наблюдение за правильной эксплуатацией танков непосредственно в войсках, технические консультации, сбор отзывов и рекламаций.
Оценки танка М4 Шерман весьма разные - от восторженного, до полного презрения. Как среди теоретиков, так и среди практиков. В целом его признают равным советскому танку Т-34.
Из достоинств выделяют в первую очередь удобство - работы экипажа и удобство ремонтно-обслуживающих работ. Также отмечают хорошие приборы и средства связи. Более мягкая подвеска и меньшая шумность (в сравнении с советскими танками).
Из недостатков недостаток проходимости (из-за гладкого резинового протектора гусениц), высоту танка (что повышало вероятность попадания вражеских снарядов), высокий центр тяжести (что приводило иногда к опрокидыванию машины). Два дизельных двигателя создавали свои неудобства механикам и ремонтникам.
Прислано
wasp 22-09-2011 13:44
#2
Приведу несколько отрывков из книги известного английского историка Макса Хастингса
"Операция «Оверлорд»: Как был открыт второй фронт"
Глава 6. Немецкая армия: попытки задержать прилив - Оружие
В ходе первых недель боев в Нормандии танкисты союзников с тревогой обнаружили, с какой легкостью их «Шерманы» поджигались противником с первого попадания, в то время как их собственные снаряды не пробивали броню «Пантеры» и еще меньше причиняли вреда «Тиграм», если снаряд не угодил в уязвимое место и с близкого расстояния. 24 июня начальник штаба Монтгомери де Гинганд писал ему: «Если мы не проявим достаточной внимательности, то есть опасность, что среди солдат может развиться чувство страха перед «Тиграми» и «Пантерами»... П. Григг позвонил мне вчера вечером и сказал, что, по его мнению, в гвардейской бронетанковой дивизии могут возникнуть неприятности из-за «неадекватности наших танков немецким»... Само собой разумеется, что такого рода донесения не получают распространения».
.............................
«Шерман» была надежная машина, очень удобная для технического обслуживания, долговечность ее гусениц в пять раз превышала эксплуатационный ресурс гусениц немецких танков. Вес танка составлял 33 тонны по сравнению с 43 тоннами «Пантеры» и 56 тоннами «Тигра». Скорость «Шермана» при движении по пересеченной местности отражала американскую приверженность доктрине быстротечных операций бронетанковых сил. «Шерман» обладал двумя важными преимуществами над его немецкими оппонентами: большая скорость разворота башни для поражения цели и более высокая скорострельность. В то же время у «Шермана» было два очень серьезных недостатка: во-первых, легкая воспламеняемость, из-за чего солдаты на поле боя прозвали его «спиртовкой для разогревания пищи». Это явилось следствием скорее конструктивных особенностей и слабой брони, чем излишнего количества боеприпасов, загружаемых в башню экипажами, как с раздражением объясняло военное министерство США в ответ на первые жалобы. Второй недостаток, более важный,- слабые тактико-технические показатели. Снаряд 75-мм пушки имел начальную скорость 2050 футов в секунду против 2900 футов в секунду у английского 17-фунтового орудия и 3340 футов в секунду у немецкого 88-мм орудия. На дистанции в 200 ярдов бронебойная сила английского орудия почти в три раза превышала аналогичные возможности 75-мм пушки. «Тигр» мог поразить «Шермана» на дистанции в 4000 ярдов, в то время как американский танк вообще не был в состоянии пробить лобовую броню «Тигра». Даже когда на «Шермане» было установлено 76-мм орудие, он был вынужден идти на сближение с «Тигром» до 300 ярдов, чтобы иметь шанс его подбить. «Немецкие танки T-V и T-VI не только выдерживают большее число попаданий в них,- мрачно отмечалось в одном оперативно-исследовательском докладе штаба верховного главнокомандующего союзными экспедиционными силами в 1944 году,- но и значительно реже загораются при попаданиях». Даже легкий немецкий танк T-IV, который составлял почти половину танкового парка танковой дивизии, был вооружен 75-мм пушкой, снаряд которой имел начальную скорость на 20 процентов выше, чем у 75-мм пушки на «Шермане». Первая пробивала броню в 92 мм с расстояния до 500 ярдов, в то время как пушка на «Шермане» — только в 68 мм на такой же дистанции.
.................................
Прежде всего в высшем руководстве вооруженными силами США существовало убеждение, что союзные армии обладали таким огромным численным превосходством в танках, что можно было примириться с наличием некоторых технических несовершенств. Однако когда командир танка «Шерман» или даже танковый взвод или батальон «Шерманов» сталкивались с вражескими танками, броню которых американские танковые пушки не пробивали, численное превосходство становилось несущественным. Опасения и осторожность танковых экипажей были вполне обоснованными. Они знали, что, если танк получит попадание, он почти наверняка загорится. Они также знали, что, как показывает статистика, в загоревшемся танке только 50 процентов личного состава остается в живых. Как писал Брэдли, «эта готовность израсходовать «Шерманы» доставляла небольшое утешение экипажам, которые были вынуждены вместе с машинами израсходовать самих себя»
...................................
*
Редактировал
wasp 20-10-2021 10:54
Прислано
eldos 22-09-2011 22:33
#3
Широко мне известен этот танк своим могуществом в игре компани оф хироус (и так же в родолжении оппосинг фронтс). Танчик стойкий не то что М10, того же английского произведения. После Черчеля (танк), он основа всего тяжелого веса в Нормандии.
Прислано
Gena 23-09-2011 09:01
#4
Воспоминания о "Шермане"
Здесь так сказать мемуары одного танкиста, воевавшего на Шермане - их называли "Иномарочниками".
В целом он отзывается об этом танке хорошо, но нет-нет а и невольно проскальзывает правда... в тексте оригинала оно выделено жирным шрифтом.
Ручей мы перешли, а на бугор взобраться не можем, танк не мог преодолеть крутого подъема, уже казалось, что мы достигаем гребня, как наша машина застревала на месте, и шла юзом вниз. А потом у нас заглохли моторы.
Дальше дорога шла в горку. Обледеневшая брусчатка. Танки скользили, шли юзом, мы пытались стелить брезент, и метр за метром «проталкивать» танки вперед. Но это были просто мучения. Подъехала ремонтная «летучка», и на каждый третий трак в гусеничной ленте приварили «палец», металлический штырь. Только благодаря этому «изобретению» мы смогли пройти вперед. А дальше, почти два месяца беспрерывных боев.
Если более маневренному танку Т-34 для полного разворота на месте благодаря бортовой передаче требовалось всего ничего, то «шерману» для полного разворота нужна была площадка - 13 метров.
Что интересно, в большинстве случаев хвалят за удобство и комфорт, даже за то, что в новые танки американцы в виде подарка советским танкистам клали сигареты... но про боевые качества Шермана частенько умалчивают. Зато как ругают отечественные танки!
Но - просторный внутри танк, особенно в сравнении с Т-34 это БОЛЬШОЙ танк, недаром он много выше наших, а это значит - его гораздо легче обнаружить и подбить. Но ВЫЖИВШИЕ этого не знают - так как выжили и ТЕПЕРЬ не предают этому значения... а хорошее любят смаковать.
Это касается также удобства обслуживания. Чем оно достигалось? а наличием огромного количества люков и лючков - ко всему можно добраться без проблем! Но эти люки - это по сути дыры, которые дают серьезную слабину корпусу танка и увеличивают вес.
И еще такой момент. Когда всякие любители сенсаций сравнивают Т-34, например с немецким T-III, забывают, что немецкий танк был хорошо откатан и войсками и промышленностью, он уже участвовал во многих реальных сражениях и в нем выявили массу недостатков которые были исправлены. А вот Т-34 на 1941 год был совершенно сырым танком, со множеством "детских болезней", которые еще только предстояло выявлять и исправлять. К тому же танк Т-34 был слабо освоен нашими войсками.
Такое же сравнение проводится между Т-34 и М4 Шерманом. Шерман, который начал поступать в конце 1942 года, был более новым танком нежели Т-34 образца 1940 года. А именно такие танки сравнивают с Шерманами 1942 года, и даже 43 и 44 годов... Хотя уместнее сравнивать Шерман с Т-34-85...
*
Редактировал
wasp 20-10-2021 10:54
Прислано
Funtik 25-09-2011 07:44
#5
Танк М4А2 Шерман уместно сравнивать с Т-34 образца 1942 года
Итак ТТХ Т-34 обр. 1942 г.
Длина - 5,92 м, с пушкой - 6,62 м
Ширина - 3 м
Высота - 2,41 м
Боевая масса - 26 т
Бронирование:
Лоб корпуса - 45 мм
Борт и корма корпуса - 40-45 мм
Лоб башни - 40-45 мм
Борт и корма башни - 45-52 мм
Крыша - 15-20 мм
Днище - 13-16 мм
Вооружение:
76 мм пушка Ф-34 (боекомплект 100 выстрелов)
2 7,62 мм пулемета ДТ (боекомплект 3150 патронов)
Двигатель - 12 цилиндровый V-образный дизель В-2, 500 л.с.
Удельная мощность - 19,5 л.с./т
Максимальная скорость - 54 км/ч (по шоссе)
Запас хода - 300 км (по шоссе)
Удельное давление на грунт - 0,63 кг/см2
По данным секретного отчёта НИИ-48 от 1942 года, лобовая броня германских танков уверенно пробивалась 76,2-мм снарядами практически на любых дистанциях, в том числе в пределах курсовых углов ±45°. Лишь средняя лобовая бронеплита толщиной 50 мм, расположенная под наклоном в 52° к вертикали, пробивалась только с дистанции до 800 м
=
Редактировал
Funtik 25-09-2011 07:45
Прислано
Kazbek 25-09-2011 19:48
#6
Думаю, что помимо технических моментов, не менее важная составляющая - это люди. КТО сидит в танке, или там в самолете.
А если говорить конкретно о Великой Отечественной войне - еще и моральный дух, осознание правого дела, готовность пожертвовать собой во имя высокой цели - защита Родины.
Именно эти вещи, вместе с выучкой и техническими достижениями техники и дают лучшие результаты.
-------------
Вот я всегда удивляюсь, как таких высоко подготовленных американских военных отсталые иракцы уничтожали? Их супер танки из допотопных гранатометов поджигали... в то время, как по идее они даже и близко не могли приблизится к этим танкам.
Прислано
Yama 06-10-2011 19:59
#7
Посмотрел я на эти танки америкосов - не тогда они вообще какую-то херню делали. Сейчас Абрамсы нормальные такие. А тогда самый крутой Т-34 был, даже по виду сразу понятно - не суйся, а то яйца оторвем!
Прислано
TRR 08-10-2011 05:32
#8
Т-34 был одним из лучших танков в своем классе - средний танк сопровождения пехоты. Но надо учитывать, что Т-34 имел множество модификаций. И Т-34 образца 1940 г. и танк Т-34-85 - это как земля и небо.
У американцев Шерман тоже модифицировался. В СССР по ленд-лизу поставлялась всего одна модель, которая в союзе не модернизировалась. Если в 1943-1944 гг. Шерман еще конкурировал с нашими танками и нормально противостоял немецким, то в конце 44 и в 45 он уже проигрывал вчистую.
#9
На досуге почитал по танкам, посмотрел современные документальные фильмы (кстати половина американских).
Что интересно, сами американцы превозносят Т-34 до небес и называют его верхом совершенства, конечно всегда упоминают, что его родоначальником был их, американский танк Кристи. Хотя этот танк далекий дедушка БТ, а на Т-34 только и осталось - подвеска Кристи. Разумеется на Т-34 подвеска была не чета американской...
#10
Стремный танк, только в игрушке пропиндосовской WOT он чего-то значит. Да и по виду можно судить - коробчонка с лягушонкой... короче - бвдло, а не танк. Рэпперский танк, как и весь их автопром.
#11
Как хорошо написал один ветеран войны - танкист об этом танке. Дословно не помню, но суть такая: "Шерман замечательный и комфортный танк, все в нем удобно и все ладно, служить на нем - просто мечта! Особенно после Т-26, Т-34 или КВ. Но как начинается бой - всё, сразу хватай шмотки и вали подальше от этого неповоротливого, слабо защищенного, с плохим вооружением и отвратительной проходимостью металлолома! К тому же он бензиновый и горит как фейерверк! Здесь весь его комфорт готов отдать за лишние 10 мм брони... пусть он будет самый неудобный, но зато с хорошей пушкой!"