«Новые приключения мушкетеров» — первый, и насколько можно судить, пока единственный игровой проект фирмы «Электроникум+». Правда, очень большой исторической новизны в нем не наблюдается. Как известно, Александр Дюма описал житие прославленных мушкетеров до самого что ни на есть конца. «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя» и три тома «Виконта де Бражелона» содержат полную и исчерпывающую информацию о биографиях шевалье дю Валлона (впоследствии барон де Брасье де Пьерфон), графа де ла Фер и шевалье (впоследствии аббата) д’Эрбле, более известных как Портос, Атос и Арамис соответственно.
Сюжет же описываемой игры по времени действия относится скорее к первой части цикла, так как в нем фигурируют и коварная миледи, и кардинал Ришелье (которого в титрах написали почему-то с буквой «е» вместо «и»). За кардинала мне сразу стало особенно обидно — мало того, что имя написано с ошибкой (кстати, настоящее его имя — Арман Жан дю Плесси), так его еще и назвали, в духе студии Диснея, опасным маньяком. Нет, кем-кем, а маньяком человек, являвшийся первым министром Франции, отнюдь не был. Но речь не об этом.
Катапульта, ай-яй-яй-яй! Катапульта, ай-яй-яй-яй! Заодно мы и узнали, что меньше всех в этой компании весит Арамис
Сюжет строится вокруг обольщения миледи наивного и доверчивого д’Артаньяна (вспомним, на тот момент ему было около 18 лет, так что по сегодняшним законам некоторых стран он даже не считался совершеннолетним). Д’Артаньян легко попал в расставленную ловушку, и теперь трое верных друзей должны вызволить его из лап врагов. Начинают они это весьма традиционно — с попойки. После очередного тоста («Ну, за победу!») люк подвала, видимо, не выдержал тяжести наших героев и неожиданно открылся (или это были происки империалистов?). После весьма чувствительного (к счастью, только для героев) удара об пол действие наконец-то начинается.
Действие разворачивается на десятке уровней, каждый из которых состоит из пространства примерно в два экрана с горизонтальной прокруткой. В нашем распоряжении имеются три мушкетера, переключение между которыми весьма остроумно осуществляется при помощи кликов на соответствующих кружках. Мушкетеры весьма полигональны (в отличие от статических задников с некоторой мелкой анимацией), в особенности полигонален Портос, живот которого выпирает вперед на толщину Атоса и Арамиса, вместе взятых. При этом сразу видна военная выправка — поворачиваются они только на девяносто градусов, движутся строевым шагом и к пустой голове руку не прикладывают. Кроме того, они весьма общительны и периодически ведут между собой беседы, совершенно не относящиеся к происходящим событиям, но весьма забавные. Правда, содержание некоторых из их диалогов настолько фривольно, что я даже сначала было засомневался — не следует ли на коробке сделать надпись: «Детям до 14 лет не рекомендуется». Но послушав чуть побольше, понял — не следует. Надо сразу написать: «Детям до 16 лет крайне не рекомендуется», хотя именно такая рекомендация и привлечет излишнее внимание к этой игре. Вообще озвучка персонажей выполнена качественно, голоса вполне соответствуют характеру героев, исторической правде и внешности героев. Если бы цель игры была только в том, чтобы внимательно выслушать все те хохмы, которые отпускают персонажи по мере развития действия, мне не оставалось бы ничего иного, кроме как выставить отличную оценку. Однако игроку приходится еще и командовать этими тремя остолопами (в главном меню есть пункт «Добрые советы», в которых игрок отождествляется с капитаном королевских мушкетеров де Тревилем). И вот с этим-то возникают определенные проблемы.
В этих бутылках закодирован путь к вожделенным продуктам питания
Нет, на первый взгляд к интерфейсу и управлению героями нет никаких претензий. При наведении курсора на активную зону он превращается из стрелки в лупу, если щелкнуть по какому-либо месту на полу, мушкетер вразвалочку пойдет, куда ему сказано. На большинство активных зон следует та или иная реакция героев, и при этом индивидуальная для каждого их них.
Но спустя некоторое время начинает возникать ощущение недоделанности, которое не покидает уже до самого конца. Недоделанность эта проявляется в мелочах, но они все больше и больше раздражают. Например, иногда клик по активной зоне или полу срабатывает через два раза на третий. Если мушкетеры начинают одну из своих бесед, то, чтобы вернуть их к активным действиям, нужно просто укликаться на них (иногда помогает Esc). Можно (и даже нужно), конечно, выслушивать их до конца, но слушать по три раза историю про деда Портоса, который был бароном, — это, знаете ли, несколько утомляет. Кстати, еще замечание — в игре отсутствует (и, я думаю, к великой радости) возможность совершать действия одновременно несколькими персонажами, но если вы попытаетесь сподобить на действие мушкетера в то время, как другой, например, перемещается по экрану, вас ждет небольшая заминочка. Сначала активный мушкетер остановится, потом произойдет переключение на желаемого, а если в этот момент им еще придет в голову поговорить между собой, то опять-таки придется несколько раз кликать, пока не докликаешься до желаемого...
Но интерфейс интерфейсом, а квест в основном определяется своими загадками. Вот к ним-то как раз и есть наибольшее количество вопросов. Все квесты, которые я до сих пор видел, делились на две основные категории — логичные и нелогичные. К первым (из недавних) относится, например, «Агент. Особое задание». Ко вторым без всяких сомнений принадлежат «Штырлицы».
Про мушкетеров же можно сказать вот что. С одной стороны, этот квест претендует на некоторую логику. Но при этом нет никаких намеков на то, каким именно способом эту логику применять. Скажем, взял Портос бутылку шампанского да и выстрелил пробкой в потолок. Если прицелиться как следует, он собьет замок на люке подвала, куда им всем, собственно, и надо выбраться. Но, во-первых, точно прицелиться им достаточно сложно — он все время норовит сделать лишний шаг в сторону. Во-вторых, крышка люка вообще не является активной зоной, и догадаться, что надо палить именно туда, а не в другое место, сложновато (кстати, подвал, по-видимому, оборудован спликтерной системой пожаротушения или же охранной сигнализацией, что несколько странно для XVII века).
Или же дальнейшие действия героев. Храбрейшие из храбрых, оснащенные по последнему слову оружейной техники того времени шпагами (кстати, Атос ею все время вертит), они не могут победить мышь, которая закрыла Портосу проход к полке, никаким иным способом, кроме как напоить ее вином до положения риз. Воистину чудны дела их — при этом Арамис все время призывает «убрать мышку на место в клетку», однако не предпринимает попыток заняться этим самостоятельно. После того как Арамис все-таки напоил мышь, Портос не может пройти к полке, пока Арамис не освободит ему дорогу. Ладно бы только это, но ведь он не двигается с места, ничего не говорит и вообще ведет себя так, как будто действия игрока к нему никоим образом не относятся! Право же, в любой другой аналогичной игре при совершении неправильного действия что-нибудь игроку сообщается — ну хотя бы что-то типа «Куда лезешь, придурок!». А так создается впечатление, что игра совершенно не тестировалась на играбельность, а разработчики (поскольку им-то сюжет известен) всегда придумывали именно те действия, которые следует.
Пить надо меньше, тогда и по подвалам сидеть не придется. А может быть, они нарочно д'Артаньяна подставили, чтобы на троих сообразить?
Как три мушкетера выбрались из подвала — это отдельная лебединая песня. Процесс сооружения катапульты в нужном месте экрана отнял у меня последние силы. К этому моменту я точно знал, что хочу сделать, но вот разъяснить это трем мордоворотам в мушкетерских плащах, которые только и знают, как вспоминать о выпивке... Вообще мне казалось, что если уж это квест, а не RPG какая-нибудь, то предмет должен ставиться именно в то место, где он должен находиться. А здесь бедный Атос носился с бочкой по экрану туда и сюда и никак, несчастный, не мог понять, что ставить ее нужно под люком, а не в какое-нибудь другое место. Да я лучше бы сам эти бочки таскал своими руками, чем выкликивать мышкой битый час. Хотя нельзя не сказать, что передвижение героев с предметами сделано реалистично — с тяжелой бочкой в руках Атос перемещается гораздо медленнее, нежели порожняком. Только для чего квесту такая точность в физике процесса?
Еще один забавный момент. На втором уровне задача героев — все еще не спасать д’Артаньяна, а элементарно пожрать. При этом грибочков Портос вкушать не желает (они, дескать, ядовитые), а вот отравленного этим мухомором кролика герои соглашаются отведать с радостью. Завидую я их желудкам, однако!
Есть еще одно замечание, почти удар милосердия. Периодически после загрузки игры я не мог выполнить даже те действия, которые удавались до этого. Скажем, уже на втором уровне в столе воткнут топор. Мушкетеры (ну точно гоблины) имеют специализацию, и взять его может только Атос (зато дрова носить умеет только Арамис). Ну так вот, взял Атос топор и разбил табуретку. После того как я решил переиграть этот эпизод еще раз, топор упорно не давался в руки, точно он стал Мечом-в-камне и ждет своего короля, а не какого-то там графа. Понятно, что ошибки в программах сейчас не делает только тот, кто не программирует вообще, но их (программы) еще ведь, наверное, и тестируют?
Как я уже сказал, в игре, по-видимому, десять эпизодов. Как я это узнал, если до конца еще не доиграл? Хм, мастерство ведь не пропьешь, это достаточно просто. Игра поставляется не на двух дисках (разве солидные продукты умещаются в 650 Мбайт?). Но при этом на втором размещены исключительно ролики в формате AVI. Есть там вступление, заключение, а также ролики, которые выводятся после каждого уровня. Разнообразием они не отличаются — на них тот самый Ришелье-маньяк беседует с различными людьми, которые помогают ему в темных делишках. Роликов этих ровно девять, из чего (прибавив финальное слово «Конец») можно легко сосчитать количество эпизодов.
Кардинал дает очередные инструкции миледи (съемки скрытой камерой), не оставляя своих пошлых поползновений
В общем, не могу сказать, что все это меня сильно порадовало. Конечно, появление еще одного оригинального (а не переводного) продукта на нашем рынке надо бы только приветствовать.
Но вот почему-то кричать: «Ура» и бросать в воздух чепчики как-то пока не тянет. Может быть, разработчики патчик какой-нибудь выложат со временем или еще чем порадуют. Хотя что-то сомневаюсь я в этом — пока техническая поддержка на мои истошные вопли о помощи («Ну куда же деть Портосу эту треклятую доску?») не откликнулась, — видимо, ждет по почте регистрационную карточку. Придется обходиться только помощью всемирного разума. Один за всех, и все за одного!
Несколько аляповато сделанный квест не станет шедевром жанра и хитом сезона. Единственное, что вытягивает этот продукт на должный уровень, — диалоги между героями. Может быть, авторам просто следовало написать юмористическую книгу, а не компьютерную игру?
***
Новые приключения мушкетеров
Жанр – квест
Разработчик – «Электронику м+»
Издатель – Media2000
Системные требования:
ОС – Windows 95/98
Процессор – Intel Celeron 300 МГц
RАМ – 64 Мбайт
HDD – 300 Мбайт
CD-ROM – 4х
Сергей Oriener Банников
2001 год