Франция наряду с другими странами НАТО активно обновляет парк боевых самолетов. Так, с 1978 года в части ВМС поступает палубный истребитель «Супер-Этандар» фирмы «Дассо-Бреге», летные испытания которого начались в октябре 1974 года. Его тактико-технические характеристики приведены ниже.
Судя по данным зарубежной печати, «Супер-Этандар», разработанный на базе истребителя «Этандар-4М», является околозвуковым самолетом и имеет 90%, общих со своим предшественником основных конструктивных элементов. Он уже базируется на авианосцах типа «Клемансо» (рис. 1) и предназначен для прикрытия сил флота с воздуха, защиты от надводных кораблей, нанесения ударов по наземным целям, непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск и ведения фоторазведки. Кроме того, он может использоваться в качестве топливозаправщика (для чего под фюзеляжем подвешивается контейнер со специальным оборудованием).
Рис. 1. Истребитель «Супер Этандар» на полетной палубе авианосца типа «Клемансо»
В будущем планируется разработать разведывательный вариант этого самолета.
Экипаж, человек – 1
Вес:
пустого самолета – 6450 кг
максимальный взлетный – 11 500 кг
максимальный посадочный – 8100 кг
максимальной боевой нагрузки (при полной заправке внутренних топливных баков) – 2100 кг
Максимальная скорость полета:
у земли - 1200 км/ч
на больших высотах, число М - около 1
Скороподъемность у земли - 100 м/с
Практический потолок – 13 700 м
Длина разбега при максимальном взлетном весе – 700 м
Длина пробега при максимальном посадочном весе – 500 м
Радиус действия:
при полете по профилю «большая — малая — большая высота» (без дозаправки топливом в воздухе), с двумя УР AM-39 «Экзосет» - 720 км
с двумя бомбами калибра 1000 фунтов и двумя ПУ М150 для неуправляемых ракет при времени барражирования в районе цели 30 мин (1 ч) – 600 км (370 км)
при полете на малой высоте без дозаправки топливом в воздухе с двумя бомбами калибра 1000 фунтов и двумя ПУ М150 для неуправляемых ракет – 470 км
при перехвате воздушной цели с двумя УР R.550 «Мажик», 20 мин барражирования 700 км
1 ч (вылет с двумя подвесными топливными баками по 1100 л) - около 600 км
1,5 ч (вылет с двумя подвесными топливными баками по 1100 л) – 370 км
Перегоночная дальность – 3300 км
Типовая продолжительность полета при вылете с авианосца – 75-80 мин
Размеры самолета:
длина – 14,31 м
высота – 3,85 м
размах крыла с развернутыми консолями (со сложенными) – 9,6 м (7,8 м)
площадь крыла – 28, 4 м2
стреловидность по линии 25%, хорд 45°
Колея шасси – 3,5 м
База шасси – 4,8 м
Конструкция. «Супер-Этандар» — одноместный самолет со среднерасположенным стреловидным крылом неизменяемой геометрии. Установка на нем новых отклоняемых предкрылков, модифицированных закрылков и другие меры (в частности, увеличение тяги двигателя) позволили ему взлетать с большим весом при катапультировании, то есть с большим запасом топлива и весом боевой нагрузки по сравнению с «Этандар-4М». Крыло двухлонжеронное, с торсионными кессонами и складывающимися концевыми частями. Механизация крыла включает элероны и интерцепторы. В средней части фюзеляжа внизу находятся два воздушных тормоза. Стабилизатор полностью управляемый.
Бабина оборудована легким катапультируемым сиденьем и имеет мощную бронезащиту. Перед лобовым стеклом расположен убирающийся топливоприемник системы дозаправки самолета топливом в воздухе. В киле под рулем направления установлен контейнер с тормозным парашютом.
Силовая установка и топливная система. Самолет имеет один ТРД «Атар-8К50» фирмы СНЕКМА, представляющий собой бесфорсажный вариант ТРДФ «Атар-9К50» самолета «Мираж-F.l». Основные характеристики двигателя: на взлетном режиме — тяга 5100 кг, удельный расход топлива 0,97 км/кг-ч, при полете у земли на скорости М=0,9 — соответственно 5160 кг и 1,28 км/кг-ч; вес 1155 кг, длина 3,94 м, диаметр 1,04 м.
От коробки приводов агрегатов работают гидронасос производительностью 40 л/мин (рабочее давление 210 кг/см2), генератор постоянного тока мощностью 9 кВт (28 В) и генератор переменного тока мощностью 10 кВ А.
Топливо размещается в интегральных крыльевых и мягких фюзеляжных баках общей емкостью 3900 л. Самолет может нести на наружной подвеске два 1100-л бака (под консолями крыла) и один 600-л (под фюзеляжем), с учетом которых максимальный запас топлива составляет около 6700 л.
Вооружение. Самолет оснащен двумя встроенными 30-мм пушками с боекомплектом по 125 патронов на каждую. Подвесное вооружение размещается на пяти узлах: одном подфюзеляжном (рассчитан на две 250-кг бомбы) и четырех подкрыльевых, на которых можно подвешивать четыре 400-кг бомбы, две противокорабельные УР АМ-39 «Экзосет» (на внутренних узлах) и две УР R.550 «Мажик» класса «воздух-воздух» (на внешних узлах), а также пусковые установки для неуправляемых ракет. При выполнении боевой задачи с одной УР АМ-39 «Экзосет» под правой консолью крыла, под левую подвешивается 1100-л топливный бак. На самолете может применяться комбинированная (объединенная с топливным баком емкостью 100 л) пусковая установка М 150, снаряжаемая 18 неуправляемыми ракетами.
Рис. 2. УР АМ-39 «Эизосет» под крылом палубного истребителя «Супер-Этандар»
Ракета АМ-39 (рис. 2) имеет следующие характеристики: максимальная дальность стрельбы более 70 км, высота пуска от 50 м до максимальной высоты полета самолета с боевой нагрузкой, вес 652 кг, максимальная скорость полета М —0,93; длина 4,7 м, размах крыла 1,1 м, диаметр корпуса 0,35 м. Боевая часть УР осколочно-фугасная (вес 165 кг). Она снаряжается гексолитом (смесь гексогена с тротилом), срабатывает при углах встречи до 70°, может оснащаться неконтактным взрывателем или взрывателем с замедлением. По данным зарубежной прессы, самолет может использоваться в качестве носителя тактической ядерной бомбы AN-52.
Бортовое оборудование. Его основу составляют прицельно-навигационная система ETNA и РЛС «Агава». Первая включает навигационную подсистему UNI40 с вычислителем, выполненным на десяти больших интегральных схемах (БИС, размеры блока 386 х 191 х 194 мм, вес 14,7 кг), баллистический вычислитель UAT40 на десяти БИС (300 X 180 Х161 мм, вес 7,7 кг), блок управления PCN40 (130 х 130 х 200 мм, вес 3 кг) и блок согласования UEC40 (440 х 175 х 90 мм, вес 7 кг). Она рассчитана на питание переменным током напряжением 115 В и частотой 400 Гц, может работать при температуре от —50 до +60°С. Точность определения системой местоположения составляет 2,2 км за 1 ч полета (круговая вероятная ошибка), скорости — 1,5 м/с, углов крена и тангажа — 2', курса — 6х.
РЛС (вес 45 кг, потребляемая мощность 1,1 кВт, диапазон частот 8—10 МГц, дальность обнаружения легкого бомбардировщика 28 км, эскадренного миноносца — 110 км) выполнена по модульной схеме, имеет систему встроенного контроля работы и решает следующие задачи: в режиме «воздух-воздух» — обнаружение и автоматическое сопровождение воздушных целей, определение дальности и выдача данных; «воздух-поверхность» — поиск и автоматическое сопровождение надводных целей, определение дальности до цели и целеуказание головке самонаведения УР; «воздух-земля» — навигацию самолета и определение дальности до цели.
В состав бортового оборудования самолета входят также вычислитель аэродинамических параметров (тип 66), аппаратура навигационной системы ТАКАН, радиовысотомер, а кабина оборудована электронно-оптическим индикатором VE120 с отображением данных на фоне лобового стекла и навигационным индикатором (тип 97). Как отмечается в иностранной печати, «Супер-Этандар» может применять средства постановки пассивных помех. Кроме того, для него разрабатывается система постановки активных помех, а в перспективе планируется создать новую РЛС.
Эксплуатация. Для «Супер-Этандар» установлен срок службы 4000 ч налета (или 15 лет). Система технической эксплуатации находится в процессе отработки. Судя по зарубежным публикациям, французские специалисты намереваются внедрить на этом самолете некоторые элементы новой системы эксплуатации. В частности, предусматривается проведение профилактических осмотров через 900 ч налета (каждые три года), при которых должны выполняться один из трех видов существующих периодических осмотров, а также один выборочный.
Перевооружение авиации ВМС. Первоначально командование ВМС Франции планировало иметь 100 самолетов «Супер-Этандар». Однако в связи с финансовыми затруднениями заказ был уменьшен до 71 машины. Они должны заменить часть штурмовиков «Этандар-4М» и истребителей «Крусейдер». Первой была перевооружена 11-я авиационная флотилия на авианосце «Фош», получившая 12-й самолет в феврале 1979 года, в марте 1980 года этот процесс завершился в 14-й флотилии на авианосце «Клемансо», а к концу 1980-го планировалось перевооружить 17-ю береговую флотилию. К маю 1981 года ВМС был поставлен 51 самолет «Супер-Этандар». Средний темп производства две машины в месяц. По данным западной прессы, боеготовность самолетов «Супер-Этандар» в 11-й флотилии составляет около 80 проц., а в 14-й — 75.
В 1979 году при переучивании и боевой подготовке летчиков 11-й флотилии были проведены стрельбы из пушек (20 000 снарядов), пуски неуправляемых ракет (1400 ракет), бомбометания боевыми бомбами (30 штук, калибр 250 кг) и практическими (220, 500 кг). Кроме того, они обучались применению УР АМ-39 «Экзосет» и R.550 «Мажик», а также ядерной бомбы AN-52.
При переучивании летчиков 14-й и 17-й флотилий на новые самолеты в качестве инструкторов привлекались экипажи из 11-й флотилии. Были установлены следующие нормативы: для пилотов с большим налетом на самолетах «Этандар-4М» (1500-2000 ч) предусматривалось десять полетов на «Супер-Этандар», с меньшим налетом — 15, а для выпускников летной школы (400-500 ч) — 100. На наземную подготовку летчиков отводилось три недели, а технического персонала — от двух до пяти в зависимости от специальности.
Широко разрекламированный французской печатью, «Супер-Этандар» пока не нашел емких зарубежных рынков сбыта. Судя по данным иностранной прессы, эти самолеты были проданы только ВМС Аргентины.
Западные специалисты считают, что самолеты «Супер-Этандар» с УР «Экзосет» успешно действовали против кораблей английской эскадры в ходе англо-аргентинского конфликта из-за Фолклендских (Мальвинских) о-вов. В частности, ими был потоплен эскадренный миноносец УРО «Шеффилд».
Полковник Ю. ЮРЬЕВ, кандидат технических наук
«Зарубежное военное обозрение» № 9 1982 г.
P.S. Всего построено 85 самолетов Dassault Super-Etendard. ВМС Франции с 2015 года начали снимать его с вооружения и в 2016 эксплуатация была полностью прекращена.
В 1983 году несколько самолетов Super-Etendard приобрел Ирак. На сегодня в Аргентине эксплуатируется 8 единиц этих самолетов, в составе ВМС.
Потери самолета тщательно скрываются (утверждается, что не была потеряна ни одна машина).
***