Жанр 3D hunting
Издателе» GT Interactive
Разработчик Action Forms
Требуется Pentium 166z 32 Mb RAM
Рекомендуется Pentium 200, 3D-ycкоритель
Windows 95, 98
Тема динозавров, похоже, становится все более близка сердцу разработчиков игр. Отгремели и навеки успокоились аркадно-мультяшные ящеры Turok (не путать с игрой Turok 2008 года); оставив легкое разочарование, ушли с наших винчестеров дети шальной палеонтологии из Trespasser; сейчас, громко и с украинским акцентом заявляя свои права, в двери CD-ROM стучатся исполинские пресмыкающиеся, несущие над головами транспарант с надписью Carnivores. Но да не смутит вас эта скромная антология, не наведет на ложную мысль о жанровом родстве перечисленных игр. На самом деле их объединяет только одно: наличие динозавров, которых надо убивать.
Turok был откровенной аркадой, Trespasser - в большой степени adventure, Carnivores - симулятор охоты. Возможно, рассматриваемую игру лучше было бы поставить в один ряд с Deer Hunter сотоварищи, поскольку она в той же мере скучна, но не хочется, оттого что она не в пример более технологична. Красива. Идейно наполнена. Словом, падкие на виртуальную охоту американцы и прочие буржуи должны быть в восторге. За интеллектуального российского геймера мы бы не поручились.
С одной стороны, странно, что за экранное браконьерство снабжено сюжетным обоснованием. С другой, специфика дела обязывает - наверное, далеко не каждый день, выходя в лес поохотиться, вы встречаете мирно пасущегося на лужайке трицератопса. На этот раз мы имеем странное сочетание космической и доисторической тематик: в 2190 году обнаруженная в далеком космосе планета была признана непригодной для жизни. Причины - нестабильный ландшафт и местное население в виде гигантских доисторических рептилий. Вы - очередной клиент оперативно созданной корпорации Dino Hunt, занимающейся организацией сафари на динозавров
Вы начинаете игру с рейтингом novice. Что это означает на практике? Следующее: вам доступно только три охотничьих угодья из шести и два вида оружия - дробовик и арбалет. Дробовик мощнее, но при первом же неудачном выстреле дичь разбегается. Арбалет бесшумен, но слаб и менее дальнобоен. Впоследствии, когда вы достигнете рейтинга advanced, к арсеналу будет добавлена винтовка с оптическим прицелом; она же, скорее всего, и останется единственным используемым вами оружием.
Также по мере роста рейтинга вы получите доступ к новым территориям и больший ассортимент дичи. Начальные же очки придется набирать на трех травоядных ящерах и одном хищном, аллозавре. Advanced добавит к ним мирного и неторопливого трицератопса и кровожадного велоцираптора. Став expert, вы начнете игры на выживание с царем зверей - Tyrannosaurus Rex. И если до той поры вы могли с большей или меньшей уверенностью считать себя охотником, то теперь отбросьте сомнения и амбиции - вы жертва. Лакомство для тираннозавра, которое только в случае невероятной удачи может попасть хищнику в область глаза и таким образом прибавить 20 очков к общей сумме. Почему только в глаз? Дело в том, что шкура динозавра заметно крепче шкуры какого-нибудь дохлого слона или слабосильного тигра, и пробить ее пулей (по странной случайности в конце 22 века на динозавров охотятся с доисторическим огнестрельным оружием - это первая нелогичность; вторая: что делают наши земные ископаемые рептилии на далекой планете FMM UV-32 - полная загадка. Подобное сходство путей эволюции фауны двух разных планет сильно позабавило бы старика Дарвина. Впрочем, все это не более чем мелочные придирки - какая разница, с чем и где истреблять стегозавров?) возможно только в строго определенных уязвимых местах. Когда вы выбираете ящера, с которым собираетесь позабавиться, на его портрете можно осмотреть зоны поражения. Запоминайте их и не пытайтесь порешить аллозавра подлым выстрелом в спину - боюсь, он не оценит вашего дилетантства.
Добрые владельцы DinoHunt Corp, в целях снижения травматизма предоставляют клиентам несколько полезных приспособлений. Бесплатно выдается компас, манок, привлекающий динозавров, и карта местности. Использование радара, отражающего местоположение дичи, камуфляжа и нейтрализатора запаха будет стоить вам некоторого процента от суммы набранных в данной «миссии» очков. Слегка сместить баланс в положительную сторону можно с помощью транквилизатора. Тогда успешно атакованный вами динозавр не протянет ноги навечно, а лишь временно отойдет ко сну.
Как выглядит собственно охота? Так же, как и любая другая. Не полустатичный Deer Hunter, а настоящая охота в полном 3D, аналогичная геноциду ящеров в Turok или Trespasser. Вы жмете «start» и оказываетесь в произвольной точке выбранной вами территории. Последняя суть остров, окруженный морем, поэтому нескончаемая одиссея в поисках объекта вам не грозит. И тем не менее, побегать порой приходится немало. Если на звук манка никто не отзывается, значит, место не рыбное, и предстоит двух-трехминутный кросс. Но вот динамики донесли ответный рев потенциальной жертвы, и от вашего дальнейшего поведения напрямую зависит успех или же провал операции. Здесь прежде всего нужно руководствоваться, так сказать, ориентацией динозавра - растительной или плотоядной. В первом случае нужно подобраться к жертве как можно ближе и, хорошенько прицелившись, спустить курок. Впрочем, пока у вас нет оптической винтовки, подстрелить мирного ящера будет непросто. Они очень осторожны и пугливы и сразу же пускаются наутек при виде охотника. Бегают они быстрее вас, догонять практически бесполезно, так что стиль охоты напоминает таковой у льва: если первый прыжок неудачен, второго, скорее всего, не последует. В общем, процесс довольно нудный и требует большого терпения, не говоря уже о меткости. Поэтому очки лучше набирать на хищных рептилиях.
С точки зрения человека, проведшего в мире Carnivores не более получаса, последняя фраза будет звучать абсурдно. Действительно, сравнить хищного ящера можно только со Skaarj, у которого раза в три увеличена реакция и скорость передвижения. Плюс к этому, он убивает вас одним ударом. Кроме того, при беге мотается из стороны в сторону, так что попасть в уязвимую точку практически не реально. Есть один выход из положения, принадлежащий к разряду очевидных. Надо забраться на гору или холм с крутыми склонами, куда динозавр запрыгнуть не может. Но есть и две проблемы: во-первых, подобрать возвышенность нужной конфигурации, в-последних, суметь с изрядной высоты всадить пулю точно в лоб (условно говоря) стремительно скачущему вокруг монстру. Как быть? Открою вам ноу-хау, до которого, в принципе, может додуматься любой более-менее сообразительный охотник после часа-другого игры.
Действие, как уже говорилось, происходит на островах. Так вот, вы, не раздеваясь, заходите в воду и отплываете метров на пятьдесят от берега, держась все время на поверхности. После чего начинаете трубить в манок, призывая плотоядного ящера. Как правило, тот, помаявшись на берегу, прыгает за вами и плывет в надежде утолить голод. Думает, наверное, что вы лыком шиты. Но вы, нимало не смущаясь быстрым приближением лиходея, неторопливо достаете ружье и отправляете ирода на дно, кормить рыб. Способ работает в 99 случаях из 100 и помогает добраться до рейтинга expert за два-три часа игры. После отстрела пары тираннозавров всякий интерес к игре, если он и был, пропадает. Пусть играют американцы.
Этот вопрос я задаю себе снова и снова. Почему? Почему если идея игры со всех сторон хороша, то она совершенно непривлекательна исполнена. Почему, если идея скучна и даже тосклива, реализация заставляет восхищаться и плакать одновременно, кусая локти ненароком подвернувшегося Родиона Романовича. Разговор я веду к тому, что Action Forms создали совершенно потрясающий движок для Carnivores. Если б на таком движке была сделана игра наподобие Delta Force, она стала бы стопроцентным хитом, не сомневайтесь. Пожалуй, будет довольно показательным, если я скажу, что небо в Carnivores сделано лучше, чем в Unreal. Двух солнц там, конечно, нет, но зато есть облака, цвет и форма которых зависит от выбранной территории. Они бегут по насыщенному тонами небу, оставляя на поверхности земли и моря тени в реальном времени. Как, кстати, и неизменно парящие в небесах птеродактили. Еще одна оригинальная находка: при взгляде на солнце увеличивается яркость экрана, что создает слепящий эффект.
Весьма симпатичны моему опытному палеонтологическому глазу модели динозавров, сотканные из достаточного числа плотно подогнанных полигонов. Двигаются зверюги так, как им положено по рангу: трицератопсы неторопливо переваливаются на коротких ногах, весьма, впрочем, резво убегая, когда им приходится спасать свою упитанную тушу; аллозавры грациозно и хищно скачут на своих двоих, совершая мощные прыжки в сторону рассеянного охотника. Ах, какое неотразимое впечатление производит плавно вздымающаяся грудная клетка ящера, не по своей воле уснувшего посреди лужайки! Способность рептилий дышать под водой также достойна восхищения, хотя и менее понятна.
А проваливающиеся сквозь ландшафт полигоны поверженных гигантов - кто сказал, что они мешают играть? Проблема в другом - играть неинтересно. Carnivores явно предназначена для западного рынка, где люди миллионами экземпляров раскупают Deer Hunter и прочие унылые симуляторы браконьерства. Открытое обращение к Action Forms: господа, сделайте приличную игру для братьев-славян, и тогда будут по достоинству оценены таланты программистов, лепивших движок. Скажем, отлично подойдет 3D action на открытых пространствах или тот же аналог Delta Force. Вы слышите? Мы ждем.
Олег Полянский
Навигатор игрового мира
Январь 1999