Сегодня мы опишем и полностью разберем такой электронный блок АСС-УД БПУ9 У3 (непонятно, как правильно - БПУ9 УЗ или БПУ9 У3 - с буквой или цифрой - как указано в комментариях, это тройка - климатическое исполнение), это один из блоков агрегатной системы средств управления движением - АСС-УД. Это блок питания унифицированный - БПУ9 У3. Это контроллеры управления дорожным движением - работа светофоров, указателей, сигналов и прочее. Система второго поколения введена в начале 80-х годов ХХ века, используется и по сей день. Данный блок изготовлен в 1990 году.
+ Щелкайте по фото, чтобы увеличить!
Мне этот блок попал в руки именно в таком виде - не знаю, был ли корпус вообще, или он так и использовался... Потому описываю то, что есть.
Итак, это весьма увесистый блок размерами: ширина 240 мм, высота 170 мм, м глубина 220 мм. В конструкции использована толстая сталь, передняя панель окрашенный лист алюминия (или дюраль).
Эта передняя панель крепится к каркасу прибора четырьмя винтами с полированными шляпками. Здесь мы видим: надпись СЕТЬ и ниже держатель предохранителя - вставки плавкой, 2А. Ниже стандартный тумблер, в нижнем положении ВЫКЛ. Затем вертикально идут пять гнезд:
+12,6В
ОБЩИЙ
-12,6В
+5В
-5В
Потом также вертикально 3 светодиода... Затем три отверстия, под которыми видны подстроечные резисторы: УСТ +12,6В, УСТ -12,6В, УСТ 5В.
На передней панели двумя заклепками приделан шильдик прибора, на нем краской нанесен логотип производителя - это Новополоцкий завод "Измеритель" (Новополоцк, Витебская обл. Белорусская ССР) - завод еще есть и выпускает различные изделия, в том числе радиоэлектронные. Затем на бирке название: АСС-УД БПУ9 У3. Затем серийный номер изделия №061 и дата изготовления 01 90...
Противоположная - задняя сторона прибора. Здесь мы видим мощные транзисторы на радиаторах. Разъем Х7, подписанный СЕТЬ. Потом колодку Х6 - сюда подключаются "потребители"... К сожалению, никакой документации или схемы на это устройство не найдено...
Это блок питания со всех сторон - корпус, или кожух здесь, скорее всего, был...
Традиционно, разборка подобных советских изделий, особенно мелкосерийных, сопряжена с рядом трудностей: использованы толстые листы стали для каркаса, тем не менее, всё зачастую крепиться винтами с гайками - к гайкам добираться не всегда удобно. Зачастую эти резьбовые соединения промазаны краской... Шлицы на шляпках винтов легко срываются - особенно крестовые. Их приходиться высверливать. Провода качественные, собраны в тугие жгуты, припаяны очень хорошо (случайно не оторвешь, как это бывает иной раз в китайских изделиях)...
Первым делом откручиваем четыре винта на передней панели - внутри видим вот такую картину...
Передняя панель изнутри: тумблер ТП1-2 и рядом винтом притянут провод к корпусу - масса. Держатель предохранителя... Разъемы на 12 и 5 вольт, светодиоды...
Чтобы вас не утомлять длинными и ненужными описаниями - все винты выкручены и все извлечено на счет божий... Мы видим: четыре трансформатора - один большой и три маленьких (это три дросселя); четыре платы электроник. Ну и всякая уже упоминавшаяся мелочь: тумблер, держатель предохранителя (я с него провода просто откусил), светодиоды, и разъемы на переднюю панель...
Да, здесь без схемы не разобраться, а ее нет... по крайней мере, я её не нашел. Была сперва такая бредовая идея разобрать все по проводкам и набросать схему самому - по сути ничего ведь сложного, но... времени много на это уйдет, а пользы с этого ноль. Тем более, я как-то уверен, что схема на это изделие у кого-нибудь да есть! Может он и поделиться... когда-нибудь...
Начнем по порядку. Большой трансформатор ТАН 55-220-50. Это анодно-накальный трансформатор броневой конструкции с уменьшенным расходом меди. Он изготовлен в декабре 1989 года на Дербентском заводе Радиоэлемент, ныне уничтоженном. Задействованы не все выводы: выводы 1-2 это вход питания, до этого провода идут через предохранитель и тумблер. Провода 8 и 7 идут на Г-образную плату, на диоды V4 и V2. Два красных провода 19 и 24 идут на прямоугольную плату с 4 диодами на Г-образных радиаторах; красный провод 11 и синий 12 идут на Г-образную плату на диоды; провода 17 и 18 идут на колодку Х6. Трансформатор достойный, весит более 2 килограмм...
Два дросселя Д144, они подключаются одинаково: вывод 1 идет на Г-образную плату на диоды; вывод 2 от него идут два провода - один на плату регуляторов, второй на Г-образную плату на конденсатор (на плюсы С1 и С2).
Дроссель Д155, он подключен так: вывод 1 с красным проводом идет на плату с четырьмя диодами; вывод 2 красный провод идет на Г-образную плату на плюс конденсатора С11.
Дроссели изготовлены в октябре 1989 года на Новгородском заводе имени XXIV партсъезда (изначально, с 1961 года это был Новгородский завод радиотехнических изделий, затем с 1966 по 1971 год - Новгородский трансформаторный завод, сейчас это АО Трансвит - с 1993 года).
Теперь платы электроники - это толстые пластины из стеклотекстолита, монтаж на них осуществлен навесным способом. Платы не промаркированы, на условные обозначения элементов на плате напечатаны.
Г-образная плата, маркировки нет, на плату идут плотно стянутые жгуты проводов. Убираем их. Итак, с этой стороны платы два диода V33 и V34 серии КД105 (или это варикапы КВ105) с зеленой полосой. А также монтажные элементы (гайки) восьми диодов с той стороны платы.
Переворачиваем плату, здесь, как и сказано, восемь диодов КД202В 1989 года изготовления. А также восемь электролитических конденсаторов К50-29 разных номиналов.
Еще одна такая же пластина, на которой еще четыре диода КД202В - диодный мост, на этот раз на четырех небольших алюминиевых радиаторах.
Плата регулировок - это полноценная печатная плата. Здесь три переменных проволочных резистора ППБ-1Б, один на 220 Ом, два на 470 Ом. Транзисторы КТ315Г и КТ361Г... Два прецизионных резистора С5-5-1Вт на 680 Ом ±1% и 1,1 кОм ±1%... Два стабилитрона Д814А...
Обратная сторона платы, здесь дорожки, элементов нет, маркировки: БПУ-9 3 915 и краской напечатана дата изготовления - 5 07 89... Пайка вручную, не самая аккуратная... и видна пара огрехов с разводкой - "лишние" дорожки перерезаны позже.
Ну и наконец, последняя плата - выходная (так я ее условно назвал). И рядом с ней была колодка с выходами... Убрав провода, видим 10 резисторов МЛТ-1 и все 1RO - 1 кОм...
Обратная сторона, здесь два больших алюминиевых радиатора и два чуть поменьше, на них транзисторы КТ808А. Разъем РП10-7 розетка - через нее осуществляется питание от сети переменного тока 220 вольт. На небольших тонких радиаторах три транзистора П701.
Откручиваем по одному радиатору - игольчатые радиаторы весьма хороши в системах пассивного охлаждения. Ну а этот тонкий г-образный радиатор, конечно слабоват, но видимо его вполне достаточно.
Итак, все разобрано, больше описывать нечего. Если говорить по качеству изготовления прибора АСС-УД БПУ9 УЗ, то оно высокое. Все на хорошем уровне - отличнейшие провода, отличная пайка, все надежно. Конечно, навесной монтаж уже тогда был устаревшим и низкотехнологичным - практически вся работа вручную... Однако это изделие изготавливалось небольшими сериями.
В конце 70-х годов ХХ века были разработаны, и с начала 80-х годов пущенные в серийное производство контроллеры второго поколения, для управления дорожным движением в городах. Агрегатная система средств управления движением теперь стала более эффективной, надежной, с массой новых возможностей. Количество блоков было сокращено примерно в 10 раз. Унифицированные блоки позволяли масштабировать, создавать разные вариации, в зависимости от потребностей городских служб. Ежесекундный протокол обмена данными между центральным и периферийным оборудованием позволил добиться высокой надежности и мгновенного реагирования, в нестандартных ситуациях. Связь осуществлялась как по специальной выделенной линии, так и по обычной телефонной. Эти системы в тех или иных вариантах используются и поныне.
Удачные технические решения и высококачественное исполнение позволяет использовать старые элементы совместно с новыми компьютерными системами.
Прибор, который мы сегодня рассмотрели - блок питания унифицированный - обеспечивает выработку качественных напряжений питания логических элементов контроллера. В общем и целом сделан хорошо, за исключением некоторых досадных мелочей, о которых говорил выше.
Дополнение: если у вас есть какая-либо информация по этому блоку питания, или по всей системе АСС-УД, напишите пожалуйста в комментариях. Со своей стороны, если у меня появятся какие-нибудь дополнительные данные, статья обязательно будет дополнена!
Михаил Дмитриенко
WASP.kz
Алма-Ата
20.12.2022