Мне этот аппарат Советского производства так и достался - один лишь проигрыватель грампластинок, без верхней крышки... Сперва была проблема его идентифицировать, так как нигде не было названия или логотипа производителя (что крайне нехарактерно для отечественной аппаратуры времен СССР). Спасибо коллегам с форума Радиокот, там быстро определили, что это не просто проигрыватель и даже не электрофон (проигрыватель, совмещенный с усилителем), а часть комплекса - радиола Элегия-106-стерео.
Комплекс включал в себя: проигрыватель грампластинок, совмещенный с усилителем мощности, отдельный блок - радиоприемник. Две акустические системы 15АС-412. В комплекте была также стойка или подставка, типа тумбочки, с отделением для приемника, сверху ставился проигрыватель, а внизу было большое отделение для пластинок.
+ Щелкайте по фото, чтобы увеличить! Большие фотографии весят много - имейте это ввиду.
Я опишу то, что у меня есть и немного порассуждаем... а если подвернется все прочее, опишем и это.
Итак, это сравнительно большой и тяжелый аппарат, весом 13 килограмм и размерами 500 на 375 мм, высоту измерить не смог - так как нет крышки... Корпус изготовлен из сочетания стали и пластмассы. Окрас вот такой вот... затрудняюсь его определить. Окраска матовая.
Передняя панель пластмассовая, на ней, слева направо: кнопка СЕТЬ и индикатор работы, затем пять кнопок: режим МОНО, включение проигрывателя, включение радиоприемника, включение универсального входа, отключение тонкомпенсации. Затем ползунковые регуляторы - первые два громкость по каналам (соответственно регулируется и баланс), вторые два - регуляторы высоких и низких частот. Разъем типа ОНЦ-ВГ-11-5/16-Р для подключения наушников.
Вид на проигрыватель сбоку - ничего интересного...
Задняя сторона Элегия-106-стерео. Здесь в глаза бросаются массивные алюминиевые радиаторы слева и справа. По центру мы видим такие разъемы: два типа ОНЦ-ВН-1-2/16-Р, именуемые еще "точка-тире", для подключения акустической системы (плоский, обычно, это минус). Затем три стандартных гнезда ОНЦ-ВГ-4-5/16-Р (или СШ-5 и СГ-5). Сюда подключались: первый - выход на магнитофон, для записи (линейный выход). Второй - подключение блока радиоприемника. Третий - линейный вход, сюда можно было подключить магнитофон или любое другое устройство... Ниже приклепана алюминиевая пластина с серийным номером изделия - Д84 000740, а рядом краской нанесена дата изготовления 06.85 - июнь 1985 года...
С правой стороны задней панели мы видим прорезь, через которую пропущен электрический провод, а также предохранитель - держатель вставки плавкой.
Вид сверху. Здесь мы видим массовое электропроигрывающее устройство II-ЭПУ-62СМ (его я опишу отдельно). Это устройство пострадало... Как видим - отсутствует переключатель оборотов диска и ручная подстройка скорости... Влево от ЭПУ ряды вентиляционных отверстий. Две петли с держателями для верхней крышки (она представляет собой большой прозрачный или затемненный короб из толстого оргстекла). Больше ничего интересного здесь нет.
Нижняя часть или дно проигрывателя. Сделано из пластмассы, много вентиляционных отверстий. По углам четыре резиновые ножки. По центру наклейка - предупреждение об опасности высокого напряжения.
Первым делом снимаем ЭПУ - оно свободно "сидит" в четырех гнездах специальной пластмассовой вставки. На ЭПУ по углам четыре пружины - амортизаторы... На этой вставке видим два винта - с их помощью жестко фиксируется ЭПУ во время транспортировка, так они отвернуты и металлические кронштейны убраны. ЭРУ подключается к платам внутри через ОНЦ разъем, а также двухконтактный разъем - питание двигателя. Этот блок, как уже сказал, я опишу отдельно, поэтому сейчас не стану на нем останавливаться.
Да, в гнезда еще вставлены четыре вот такие резиновые "стаканчики"... Они также служат амортизации, погашению вибраций и уплотняют фиксацию ЭПУ в гнездах (ничто иное ведь этот блок не держит).
Заодно откручиваем и петли, для верхней крышки... Они стальные и сделаны словно для войны...
Выкручиваем четыре винта, снимаем пластмассовое основание для ЭПУ.
Внутри... все пыльное - надо капитально почистить!
На сегодня - это все, завтра все будет очищено и сфотографировано, и выложено во второй части статьи.
Михаил Дмитриенко
WASP.kz
Алма-Ата
23.06.2022
Продолжаем разборку радиолы Элегия-106-стерео, и это имеет свои сложности. Но, это необходимо сделать - для ремонта, либо ради модернизации и улучшения звучания...
+ Щелкайте по фото, чтобы увеличить! Большие фото имеют большой вес... имейте это ввиду.
Выкручено несколько винтов и снята задняя пластмассовая панель.
Затем снят стальной кожух корпуса - он сдвигается, но упирается в два металлических кронштейна, которые притянуты к радиаторам и они же - основание для петель на верхнюю крышку. Их можно снять, а можно кожух снять и так - немного раздвинув по бокам...
Внутри видим вот такую картину - я немного чистоты уже навел...
То же самое, но с противоположного ракурса - все сделано стандартно, для СССР и для тех времен.
Выкручиваем четыре винта и снимаем нижнюю пластмассовую часть корпуса, а также выкручиваем шесть винтиков и снимаем переднюю панель. Корпус выполнен из листовой стали с соединениями точечной сваркой, пластмасса - это не обычный привычный полистирол, это что-то более прочное и гибкое, похожее на полиэтилен, только более жесткий.
Передняя сторона без декоративной панели. На ней есть маленький алюминиевый кронштейн, в него вставляется плата со светодиодом, и "ушки" на кронштейне раздвигаются...
Сказать, что Элегия-106-стерео разбирается легко - это значит соврать. Разборка геморройная. Многие винты промазаны краской, а другие эпоксидной смолой - для надежной фиксации... Часть проводов припаяна уже после монтажа в шасси. В общем, ремонт этого аппарата для мастера был не самым приятным делом.
Платы - односторонний гетинакс. Провода собраны в жгуты и перетянуты суровой нитью. Местами притянуты к корпусу.
Я проводил разборку "в один конец", т.е. без расчета собрать назад. И потому мне было легче. Но и я потратил на это больше часа...
В конечном итоге - вот гора, содержимое. Теперь мы все это будем рассматривать по отдельности.
ВНИМАНИЕ: в интернете есть и руководство по эксплуатации, и схемы и подробное описание в справочнике Н.В. Алексеева, однако, вы сразу увидите отличия между описанием и реальным "железом" - об этом мы поговорим в заключительной части статьи.
Плата в корпусе, еще перед разборкой...
Маркировка на плате: ЕИ5.032.003 - плата включает в себя два одинаковых предварительных усилителя, а также элементы для регулирования уровня громкости и тембра. Транзисторы в красных корпусах - все КТ361Г, один КТ315Г - это V13 (если маркировка верная). Остальные транзисторы - в черных корпусах, тип корпуса КТ-26 или ТО92 - они промаркированы цветными метками... и здесь, увы - я имею некоторый дальтонизм... На плате видим штыревые контакты Х1 и Х2, Х3 и Х4... вниз вставляются платы с регуляторами уровня громкости и тембра.
Обратная сторона платы, здесь дорожки и маркировка ЕИ7.103.092. Промаркированы обозначения элементов... и все, ничего больше интересного.
Громкость - плата с двумя ползунковыми переменными резисторами СП3-23В С03125ВтМ10В13 сделаны в апреле 1984 года. На плате маркировка ЕИ5.032.001. Два разъема и все. Изначально, щель была по краю проклеена скотчем, для защиты от проникновения пыли, смштрите фото начала разборки, где снята передняя панель... на этом фото я этот скотч убрал.
Обратная сторона платы, здесь маркировка ЕИ7.103.025 и все...
Тембр - плата, в общем-то, почти идентичная предыдущей: два ползунковых переменных резистора СП3-23А В0,125Вт М10В, на плате маркировка ЕИ5.032.002
Обратная сторона - маркировка ЕИ7.103.028, разводка другая...
Плата в корпусе, еще до разборки (два ОНЦ разъема - к ним подключается 2-ЭПУ-65СМ).
Здесь пять переключателей типа П2К... Разъем Х - сюда подключается плата со светодиодом индикации работы. А питание на него поступает через точки 17 и 18, проходит через резистор и диод... почему все это сразу не распаять на плате со светодиодом?
Обратная сторона платы, здесь маркировка ЕИ7.102.968 и все.
Оконечный усилитель мощности - УНЧ. Это два одинаковых узла - левый и правый. На фото он еще в корпусе - шасси...
Вытаскиваем одну плату... А - все вытаскиваем!
Вот этот узел в сборе, вместе с радиатором охлаждения.
Разбираем его. Он состоит из трех элементов: собственно сам УНЧ, его продолжение - плата с оконечными или выходными транзисторами, и массивный алюминиевый радиатор, к которому эти два транзистора притянуты (через слюдяную прокладку).
На плате нет привычной маркировки, только ЕИ... Все элементы... Смотрите описание и схему...
На обратной стороне только дорожки и обозначение элементов. Маркировка платы УНЧ 10-25.
Плата оконечных транзисторов - ЕИ5.282.108 - здесь разъем на основную плату и два транзистора КТ805АМ (пластмассовые корпуса, тип КТ-28 или TO-220AB).
Запитывается усилитель от двухполярного источника 20 вольт, на выходе он выдает номинальную мощность 10 Вт на канал, максимальная мощность - 15 Вт на канал. Диапазон воспроизводимых частот 63-12500 Гц.
На этом вторая часть статьи закончена, продолжение следует...
Михаил Дмитриенко
WASP.kz
Алма-Ата
26.06.2022
Заключительная часть обзора и разборки проигрывателя и усилителя радиолы Элегия-106-стерео. В конце подведем итоги.
+ Щелкайте по фото, чтобы увеличить! Большие фото имеют большой вес... имейте это ввиду.
Трансформатор силовой ЕИ4.704.042 изготовлен Муромским заводом радиоизмерительных приборов, ленточный магнитопровод...
С одного бока указаны моточные данные, некоторые значения скорректированы вручную. С другой - нарисована схема трансформатора...
Выпрямитель или диодный мост - плата с маркировкой ЕИ7.103.077, и на которой размещено четыре диода Д242Б.
На обратной стороне платы крепежные винты диодов и пять конденсаторов МБМ 0,1 мкФ 160 В, и маркировка ЕИ5.121.024
Четыре громадных электролитических конденсатора К50-20, 2000 мкФ на 50 вольт, сделанные на Северо-Задонском конденсаторном заводе "Электролит". Интересно, конденсаторы одинаковые, и сделаны в октябре 1984 года, но маркировка на двух нанесена краской, а на двух выбита... Еще - два конденсатора имеют полиэтиленовые колпачки...
Здесь мы видим микросхему К553УД2 и притянутый к алюминиевому радиатору транзистор КТ815Б... Трехпиновый разъем.
Обратная сторона платы, здесь дорожки, маркировки... ЕИ7.102.970
Соединитель входов - плата ЕИ5.282.109. Эта плата отличается от того, что есть на схемах и в описании... По сути, здесь только три внешних разъема (на заднюю панель), и припаянные провода... все, от "прежнего великолепия" ничего нет. Пустует место под ЗС и не распаян разъем на УПЗ - Х1. Этого блока УПЗ-15 нет вообще в данном устройстве. О причинах этого - в конце статьи.
Плата с предохранителями, где присутствует еще и резистор...
Плата с двумя резисторами...
Плата со светодиодом - индикатор питания...
Кнопка включения - переключатель ПКн41-1-2...
Разъем под наушники - с отключением звука на акустическую систему...
Держатель вставки плавкой - предохранителя...
Выходные разъемы на колонки, и разъем питания на ЭПУ...
В общем-то, на этом все... кажется, ничего не забыл.
- Полное техническое описание этой радиолы, разборка и схемы из книги Ю.П. Алексеева за 1987 год
Данный блок из комплекса радиолы - самодостаточен, ему не нужен приемник (прекрасно обходимся и без него)... В этом случае аппарат из радиолы мгновенно превращается в электрофон.
Только лишь это оправдывает "блочное" решение этого аппарата. Непонятна сама концепция раздельного изготовления радиолы... ведь так получается и сложнее и дороже (в том числе и по себестоимости). Но если комплекс можно покупать и продавать по отдельности, тогда некоторый смысл есть... логично было бы видеть в комплексе и магнитофонную деку.
Эта радиола выпускалась с 1984 года на Муромском заводе РИП (радиоизмерительных приборов). Цена варьировалась от 300 до 375 рублей. 30 рублей стоила стойка - или тумбочка - можно было купить аппарат и без нее (хотя на практике, не знаю, как это было - куда продавцу девать не купленные стойки?)... Но главное отличие - это разное ЭПУ.
Многих удивляет, почему Элегия-106-стерео относится к аппаратам первой группы сложности, ведь проигрыватель второго класса, приемник, да и усилитель тоже слабоваты... Но дело в том, что изначально эта радиола имела I-ЭПУ-95 СМ, а потом и классом ниже II-ЭПУ-65СМ (читайте обзор и полную разборку)... отсюда и урезанность по схеме. 2-ЭПУ-65СМ на своем шасси имел предварительный усилитель звукоснимателя.
Общие впечатления. Одно из первых, что не понравилось - слишком тугой ход ползунковых переменных резисторов - чтобы добавить или убавить громкость, высокие или низкие частоты, надо применить усилие, и ни о какой плавности речь уже не идет... Далее, разборка показала - достаточно много мест совершенно не продуманных конструкторами. При этом сами платы крайне простые в разводке. Много мелких не нужных плат, которые зачем-то выделены в отдельные элементы... Плату блока питания можно было объединить с выпрямителем. Методы крепления плат внутри шасси - простые и надежные, но - дремучие.
Со всем этим, данная радиола застряла на технологическом уровне второй половины 70-х годов ХХ века, хотя в это время уже были нормальные и вполне современные решения отечественной промышленности.
Я не знаю, какова была Элегия-106-стерео в эксплуатации, но судя по всему - как и все своего уровня, такова была и надежность.
Использовать этот аппарата сегодня - не имеет смысла. Проигрыватель не удовлетворяет никаким требованиям, усилитель - то же самое... Современная цифровая звуковая аппаратура, безусловно, намного лучше по всем параметрам.
Можно использовать акустическую систему, но у меня ее нет... Ну и еще, из всего, я оставил себе только трансформатор - это достойное изделие! Остальное - в утиль.
Если у вас какие-либо соображению по поводу этого аппарата, замечания, исправления или дополнения - пишите в комментариях к статье.
Михаил Дмитриенко
WASP.kz
Алма-Ата
30.06.2022