Но пока будем говорить о том, что имеем. И начнем с акустического устройства, которое попросту называют колонкой. Точнее, начнем с устройства акустического устройства, которое…. Тьфу! Короче, начнем с колонки.
В основном колонки хоть активные (с оконечным усилителем в корпусе), хоть пассивные, хоть подвесные, хоть напольные делятся на три типа по виду установленных в них динамиков.
Первый – колонки с динамиками в виде конусных излучателей (т.н. диффузорные). Принцип действия таких динамиков основан на взаимодействии переменного магнитного поля катушки с полем постоянного магнита. Динамики имеют достаточно мощный звук и неплохие частотные характеристики.
Второй – применяются динамики с плоской мембраной. Мощность и широта диапазона, конечно, не те, что у диффузорных динамиков, но зато колонки занимают гораздо меньше места, особенно в глубину. Данные динамики обычно используются в бюджетных системах.
И, наконец, третий – колонки, изготовленные по технологии SoundSurface фирмы «NXT». В SoundSurface поверхность колонки возбуждается в определенном месте и с определенной частотой, в результате чего колебания поверхности порождают звуковые волны. Для этого используются как специальные разработанные «NXT» резонирующие материалы (от дешевого полистирола и картона до углепластиковых панелей), так и разных типов особые возбудители (пьезоэлектрические, электромагнитные), которые монтируются в различные поверхности. В итоге можно сделать «звучащими» целые стеновые панели.
Однако вернемся к традиционным колонкам первого типа – с привычными конусными динамиками. На качество звука колонок, перво-наперво, влияет вид их акустического оформления, грубо говоря – какой у них корпус.
Самый простой вид - акустический экран. Это обычная панель с закрепленным на ней динамиком. Его могут запихнуть в ящик без задней стенки, характеристики звучания при этом не изменятся. Так как с тыльной стороны динамика ничто не гасит излучение, система получается дипольной направленности, т.е., звуковой сигнал излучается в противофазе вперед и назад. Звучание таких систем вряд ли устроит даже не взыскательного слушателя.
Другой вид колонок представляет собой закрытый корпус с отверстием в одной из сторон под размер диффузора «воткнутого» динамика. Если задняя за динамиком стенка находится на достаточном удалении, она не оказывает какого-либо влияния на его работу. Такая система носит название: колонка с бесконечным экраном. Если же упругость воздуха внутри корпус добавляется к упругости излучателя, система называется: колонка с акустический подвесом. Она показывает хорошую широту диапазона, но мощность ее не столь велика, поскольку сказывается тяжелая работа диффузора, постоянно испытывающего большое сопротивление воздуха.
Корпус с фазоинвертором. В этой системе замкнутый объем колонки сообщается с внешним пространством с помощью тоннеля (трубы). Тоннель нужен для того, чтобы, задержав на строго определенное время звуковую волну, возникающую внутри корпуса за динамиком, выпустить ее наружу в той же фазе, в которой излучается фронтальная волна. Происходит удвоение мощности звука. За такой повышенный коэффициент полезной отдачи колонки с фазоинвертором и считаются самыми продвинутыми. Однако в корпуса малого размера нет смыла «врезать» фазоинвертор (он же bass reflex, ported box, vented box) в силу незначительности «раскачки» динамиков. А вот в более крупных колонках с большими низкочастотными динамиками он будет в самый раз, в сабвуфере – тем более. Причем, если кто-то вам скажет, что знает, как можно правильно сделать колонку с фазоинвертором, - не верьте! Удивительно, но однозначной универсальной формулы, по которой можно было бы рассчитать диаметр, длину и точное расположение фазоинвертора по отношению к размерам и форме корпуса колонки, а также размеру и мощности динамика, нет. Есть целые тома умных расчетов, тем не менее, дающих лишь приблизительные рекомендации. Поэтому производители идут опытным путем, т.е., собирают несколько вариантов одной и той же колонки и после тестовых испытаний отбирают наиболее удавшийся. И, что интересно, никто не гарантирует, что выбранный вариант действительно оптимальный.
На качество звука влияет не только добротность динамика и правильно подобранный корпус. Очень многое зависит от того, из какого материала это корпус выполнен. Установлено, что одними из лучших материалов для колонок являются мрамор и горный хрусталь. Между прочим, есть производители, выпускающие акустические системы с такими корпусами. Упрежу сразу, подобные системы относятся к Hi-End и ужасно дороги. Впрочем, их доставка и установка тоже не дешевое удовольствие. Как-то довелось воочию наблюдать, как в одном очень «крутом» особняке монтировали напольные мраморные колонки. Их подавали в большое окно на стреле автокрана. Ну, у богатых свои причуды.
Что касается более распространенных решений, то традиционно добротным материалом для корпуса колонок считается качественная древесина (сосна и лиственница сюда не входят).
Многослойная фанера имеет худшие характеристики, но не настолько критичные, чтобы из нее не выпускать достойные колонки.
ДСП – еще более «слабый» материал. Однако производителей, изготавливающих из него корпуса, не счесть. Что поделать, - самый дешевый и доступный материал. Все же лучше чем пластмассовый ящик.
C недавних пор появился новый «колоночный» материал – MDF, представляющий собой мелкодисперсные древесные опилки спрессованные методом сухого прессования. Его свойства очень близки к свойствам цельного дерева. С каждым днем количество производителей акустики с корпусами из MDF увеличивается.
Правда, иногда встречаются и смешанные решения. И все бы ничего, если бы среди этих продуктов не попадались колонки, выполненные из фанеры или MDF с тыльной стенкой из оргалита (ДВП). С таким же успехом можно запихать динамик в коробку из-под обуви. По крайней мере, звук будет не хуже.
О пластмассовых колонках и говорить не хочется. Хотя уже появились полимерные материалы, способные поглощать резонансные колебания. С ними уже вовсю экспериментируют ведущие мировые производители. Что касается всех остальных, то их изделия из полимера хороши только в качестве емкостей для хранения сахара и круп.
Ну, что ж, разобравшись с динамиками и корпусами, можно немного потрындеть и о характеристиках громкоговорителей.
Если верить специалистам, то основными параметрами являются: мощность, чувствительность, частотный диапазон, импеданс, THD, АЧХ.
И так, Мощность. Наверное, главный параметр. Понятно, что чем мощнее колонка, тем лучше. Главное правильно относиться к значениям мощности, прописанным производителем. На дешевых пластмассовых коробочках от умельцев из Индокитая часто можно встретить гордо намалеванные значения, типа 100W, 200W, а то и все 600. Эти цифры имеют мало общего в реальной мощностью изделия. Просто производитель пользуется стандартом PMPO, в котором замеряется пиковая кратковременная подводимая мощность. Правда, одолевают сильные сомнения, что динамик размером меньше баночки обувного крема «Kiwi», сможет хоть секунду выдержать 600 ватт. Бывает, что мощность динамиков измеряется по стандарту DIN. Эта система измерения не так сильно распространена. Она указывает на максимальную выходную мощность, причем при которой искажения не превышают 10%, а для аппаратуры классов Hi-Fi и Hi-End - коэффициент нелинейных искажений вообще ограничен 1 процентом. Наиболее объективные значения даются в стандарте RMS (Root Mean Squared – дословно: средняя квадратическая погрешность). Такие цифры представляют собой усредненное значение мощности, ограниченной заданными нелинейными искажениями. Но по одному и тому же динамику азиатско-американские данные RMS могут немного отличаться от европейских. Дело в том, что до сих пор не согласована методика замера. Одни измеряют по выходной мощности, другие – по подаваемой на громкоговоритель. Тем не менее, на сегодняшний день, более правильной характеристики, чем в данном стандарте, нет.
Чувствительность. Этот параметр определяется отношением уровня звукового давления на определенном расстоянии от излучателя к подводимой электрической мощности. Он в чем-то более ответственен за громкость звука, чем мощность. Нередко акустика с меньшей мощностью, но с большей чувствительностью имеет более громкое звучание.
Частотный диапазон. В принципе, с этим параметром все понятно, - чем больше частотный диапазон, тем лучше. Хотя многие уверяют, что на очень низких и, особенно, на очень высоких частотах, основная масса потребителей, не носящих фамилию Ростропович или Спиваков, не услышат разницы в аудиосистемах, немного отличающихся друг от друга. Справедливо. Однако чем шире данный параметр, тем лучше будут «проработаны» все тона и полутона во всем слышимом диапазоне. Я прав или я прав?
Импеданс. Слово-то какое! Почему-то вспомнилась фраза из старого анекдота: Гогия, ты знаешь, оказывается педикюр – это совсем не то, что мы с тобой думали. Короче, ипеданс – параметр, характеризующий полное электрическое сопротивление динамика при подаче на него гармонического сигнала частотой 1кГц. Главное, чтобы импеданс колонки был согласован с выходным сопротивлением усилителя, тогда не будет никаких искажений. Нужно отметить, что подобные огрехи в приличной технике не встречаются, чего нельзя сказать о всяких «безфамильных» системах.
THD или суммарный коэффициент гармоник. Он указывает на общую мощность гармонических искажений звука. Значит, чем числовое значение THD выше, тем качество звучания хуже.
АЧХ – амплитудно-частотная характеристика. Она представляет собой график, который показывает взлеты и провалы уровня звука на определенных частотных отрезках. Хотите, скажу по научному: это установленная зависимость усредненного уровня звукового давления от частоты воспроизводимого сигнала с независимой частотой интенсивности. Кто понял, - все остальное могут уже не читать ?. Понятно, что желательно, чтобы график АЧХ был в виде ровной прямой. Но это – в идеале. Поэтому, зачастую, вы попросту не обнаружите такового в документации к аудиосистеме. Некоторые фирмы откровенно скрывают информацию по АЧХ, другие считают ее не нужной для потребителя. Но иногда, чтобы продемонстрировать качество брендовой аппаратуры, график наносят прямо на колонки, да еще с лицевой стороны. Сказать могу только одно: для нас, среднестатистических потребителей, однажды решившихся потратиться на достойную акустику, значения АЧХ – очень важный параметр.
Но, даже учтя все заявленные характеристики колонок, лучше их все-таки проверить на слух. Во-первых, заявленные параметры могут в действительности отличаться от реальных показателей, причем не в лучшую сторону. Это присуще не только вторичным производителям, копирующим аппаратуру более именитых партнеров. Многие, казалось бы, солидные компании, тем не менее, тоже грешат примитивным обманом покупателей, приписывая своим товарам завышенные характеристики. Так что в выборе акустики очень важен субъективный фактор на уровне: понравилось – не понравилось.
Данная статья обращена, прежде всего, к тем, кому однозначно предстоит выбор аудиосистемы (как в свое время мне). Если же у вас дома на момент приобретения компьютера или установки хорошей звуковой карты уже имелась высококлассная бытовая аппаратура, то приобретать еще одну акустику, - смысла нет. Смело подключайте компьютер к своему аппарату, и вперед. Скорее всего, есть смысл потратиться на дальнейший апгрейд уже имеющейся системы, если это, конечно, возможно.
Многие владельцы стационарной Hi-Fi-техники с некоторым высокомерием смотрят на компьютерную мультимедийную акустику. Хочу заметить, что данная аппаратура с некоторых пор может составить достойную конкуренцию различным музыкальным центрам и домашним кинотеатрам с учетом, разумеется, класса и ценового диапазона (поклонники глубокого хайэнда, сейчас же закройте данную статью!
Что касается High Fidelity (Hi-Fi) – т.е., «высокой верности» звуковой картины, то справедливость этой оценки верна только при условии, что вы живете в особняке, и комната, где установлена высококлассная система, имеет площадь не менее 36 кв.м. и, конечно, довольно высокий потолок.
И вообще, обладая солидной техникой с колонками, чьи параметры как бы укладываются в диапазон от 20 до 20000 Гц, попробуйте реально оценить возможности ваших колонок, исходя, хотя бы, из их размеров. Для информации: согласно нормативным расчетам динамику, способному конкретно воспроизвести звук с частотой 20 Гц, требуется корпус объемом чуть более 500 литров. Представляете размер этого ящичка?! К слову, даже студийщики не замахиваются на настоящую двадцатку.
Это я о реальном звуке. Нереальный же звук можно встретить практически в каждой переносной магнитоле или бум-боксе. Поскольку их динамики, в силу того, что на первое место производитель поставил компактность изделия, явно не дотягивают до нормальных «низов», низкочастотные звуки получаются с помощью специальных режимов, типа MegaBass. Сначала «низы» искусственно «задираются», а затем полученные при этом искажения тщательно фильтруются. И что в таком басе от настоящих басов? Тем не менее, производитель, ничтоже сумняше, лепит на аппарат горделивое «Hi-Fi». Это делают не только маленькие безвестные компании, но почти все знаменитые фирмы.
Так что дышим ровно, с пониманием, что если элитная акустика нам не по зубам, то, по крайней мере, мы можем получить весьма качественное компромиссное решение между ней и пластмассовыми «трещалками».
Часть 2 -------------------
Часть 3. Crescendo Capriccioso
Часть 4. Crescendo. In modo scherzo
Аскар Алиев, 2005