Вега 25 АС-101, акустическая система, СССР
Прислано wasp February 29 2012 09:42:28

Акустическая система Вега 25 АС-101, СССР

 

Вега 25 АС-101 широко распространенная в свое время советская акустика... сегодня мы ее рассмотрим, разберем до винтиков и прикинем - кто есть кто и чего с ним теперь делать?

Вообще, эта акустика выпускалась с 1980 года на Бердском ПО "Вега", тогда они назывались 15 АС-109. В 1989 году вышел новый ГОСТ 23262-88, и эту АС переименовали в 25 АС-101, конструктивно ничего не изменив.

 

Акустическая система Вега 25 АС-101, СССР

Щелкните по рисунку, чтобы увеличить!

 

Это, так называемая "полочная" бытовая акустическая система, которой комплектовались различные проигрыватели, магнитофоны и музыкальные центры. Довольно таки компактные и увесистые колонки серебристого цвета. Отсутствие ножек наталкивает на мысль, что их предполагается вешать на стену, там для этого и есть два навеса. Там же, на задней стенке этикетка с названием, ГОСТом, паспортным номером, с указанием номинального сопротивления, с указанием предельной долговременной мощности, годом выпуска (не заполнено) и ценой - 75 руб.

 

шильдик Вега 25 АС-101, СССР

Этикетка на колонки Вега 25 АС-101

 

Акустическая система Вега 15 АС-109, СССР

Этикетка на колонки Вега 15 АС-109

 

Вега 25 АС-101 (как и 15 АС-109) состоят из: 1) герметичного неразборного корпуса; 2) динамической головки НЧ - типа мидбаса: 3) ВЧ динамической головки; 4) фильтра; 5) фазоинвертора; 6) лицевой панели; 7) соединительного провода.

 

Рекомендуемая мощность 25 Вт, максимальная - 50 Вт.

Рекомендуемая мощность высококачественного бытового усилителя не более 20...25 Вт.

Диапазон воспроизводимых частот - 50-20000 Гц

Неравномерность АЧХ, на нижней частоте - 8 дБ

Уровень чувствительности - 84 дБ (Па/Вт)

Неравномерность АЧХ звукового давления - ±4 дБ, в диапазоне 100..8000 Гц

Гармонические искажения АС, в диапазоне частот - 250-1000 Гц - 2%, 1000-2000 Гц - 1,5%, 2000...6300 Гц - 1%

Номинальное электрическое сопротивление - 4 Ом

Минимальное значение полного электрического сопротивления - 3,2 Ом

Вид низкочастотного оформления - фазоинвертор

Частота настройки фазоинвертора – 45 Гц

Частота разделения фильтром – 5000 Гц

Внутренний объем АС – 8,5 л

Габариты - 360х220х190 мм

Масса - 6,8 кг

 

Характеристики АЧХ

 

график АЧХ 25АС-101

 

 

Вега 25 АС-101 как разобрать улучшение Вега 25 АС-101

Откручиваем шурупы, которые держат переднюю панель АС

 

Акустическая система Вега 25 АС-101 модернизация

АС без передней панели

 

облицовка колонок Вега 25 АС-101 дизайн акустики

Внутренняя сторона снятой передней панели

 

Итак, данные моих замеров: Корпус собран из листов 9-слойной фанеры толщиной 12 мм. Высота колонок - 360 мм, ширина - 220 мм, глубина 165 мм (190 с передней декоративной решеткой). Корпус не разборный - склеен намертво. Никаких распорок или ребер жесткости, либо прочих элементов для прочности и жесткости корпуса нет. На передней панели три отверстия: прямоугольное под фазоинвертор 35х80 мм; круглое отверстие диаметром 90 мм под высокочастотный динамик; еще одно круглое под НЧ/СЧ динамик диаметром 115 мм. Передняя и задняя стенки чуть утоплены внутрь на 1,5-2 мм. Посадочные места под динамики и ФИ утоплены - профрезированы на глубину ~5 мм.

Передняя панель пластмассовая, разной толщины (но не менее 2 мм), имеет три отверстия под динамики (закрыты металлической сеткой) и одно под фазоинвертор с декоративным "рассекателем". Крепится к корпусу колонок с помощью шести шурупов, шляпки которых прикрытых декоративными колпачками. В местах соприкосновения с динамиками и ФИ имеются поролоновые прокладки.

 

В АС Вега 25 АС-101 использованы следующие динамические головки: низкочастотный 25ГДН-3-4 на 4 Ом (диапазон 50-5000 Гц); высокочастотный 16-омный 10ГДВ-2-16 (диапазон 5000-25000 Гц). Оба динамика имеют неэкранированные магниты. Описания динамиков смотрите по ссылками.

 

динамик 25 ГДН-3-4

Динамическая головка 25ГДН-3-4

 

динамик 10 ГДВ-2-16

Динамическая головка 10ГДВ-2-16

 

фазоинвертор Вега 25 АС-101

 

фазоинвертор Вега 15 АС-109 размеры

Фазоинвертор используемый в 15 АС-109 и 25 АС-101, размеры

На нижнем снимке, на торце ФИ вырез - это прежний глупый владелец орудовал дрелью,

сверлил заднюю стену колонок, чтобы повесить их на стену, заодно и продырявил ФИ

 

Фазоинвертор "Г" образной формы, пластмассовый, склеенный из двух половинок. Размеры: длина 148 мм, размер отверстия 19х68 мм - в начале и в конце одинаковы. Толщина пластмассы 4-5 мм (разная в разных местах).

Каждый динамик и ФИ крепятся к корпусу четырьмя шурупами каждый. У динамиков присутствует резиновая прокладка 2 мм толщиной. Фазоинвертор имеет прокладку из тонкого поролона.

 

фильтр колонок Вега 25 АС-101 кроссовер

Стандартный фильтр (кроссовер) в акустике Вега 25 АС-101

 

Разделительный фильтр сделан конкретно, на прямоугольном куске из той же 12 мм фанеры. Две катушки намотаны толстым медным проводом, конденсаторы использованы старые и качественные (кого эстетическая составляющая отвращает от них, пусть покупает какой-нибудь красивенький китай).

Использованы конденсаторы МБГО-2 2 мкФ, 1 мкФ, 4 мкФ. А также два больших керамических резистора 1ПЭВ - схему на фильтра можно посмотреть в Руководстве по эксплуатации.

А если у вас ее нет, то прочтите на нашем сайте - Руководство пользователя на акустические системы Вега 15 АС-109 (то же самое, что Вега 25 АС-101)

 

Вега 15 АС-109 переделка

Панель АС Вега 15 АС-109

 

Вега 25 АС-101 сборка корпуса колонок

Так сделаны угловые стыки корпуса в 25 АС-101

 

Вега 15 АС-109 конструкция корпуса акустики

А так они же сделаны на 15 АС-109

 

Вега 25 АС-101 подвес Вега 15 АС-109 петля для навеса на стену

Петли на задней стороне АС для навеса на стену:

Слева - 25 АС-101, навес сорван

Справа - 15 АС-109

 

Вега 25 АС-101 поддельный кроссовер

Разделительный фильтр в 15 АС-109, самопальный, взамен заводского (качество никакое)

 

Как было уже сказано, акустическая система Вега 15 АС-109 практически ничем не отличалась от 25 АС-101, только надписью, этикеткой и еще стыками углов корпуса. Фильтр, который приведен на фото выше, был в одной колонке Вега 15 АС-109 - но это, скорее всего, уже плод чьей-то самодеятельности...

По сей день акустические системы 15 АС-109 и 25 АС-101, если они сохранились в хорошем состоянии, весьма привлекательны. По качеству они соответствуют довольно таки дорогим (относительно дорогим) забугорным бытовым системам, благодаря хорошей головке 25ГДН-3-4, хорошему корпусу и нормально рассчитанным фильтру и фазоинвертору.

Даже небольшая модернизация этих АС позволит получить достойный звук с минимальными затратами - покупка равноценного китайского изделия обойдется в разы дороже и не факт, что эта равноценность будет реальным качеством. Об вариантах модернизации/доработки веговской акустики написано в интернете немало... В большинстве своем все сводится к демпфированию изнутри корпуса АС материалами типа синтепона, ватина или войлока. Добавление ваты, для обманчивого увеличения литража корпуса. Проклеивание стыков и установка распорок, ребер жесткости. Замена проводов внутри АС на более толстые, я молчу насчет "кабелей из безкислородной меди" - эффективность которых весьма сомнительна. Так же можно поставить на заднюю стенку клеммный разъем, хотя бы и китайский, дешевый. Замена фильтра нецелесообразна - правильный рассчет далеко не по плечу каждому. Так же не стоит менять в фильтре старые советские конденсаторы на новые: качественные конденсаторы стоят ой как дорого, а советские ничуть не хуже их. К тому же конденсаторы типа МБГО герметичны и в них попросту не существует эффекта "подсыхания" электролитов.

Динамики имеют свойство портиться от времени - это касается подвесов, которые делаются из резины (резина твердеет от времени, температуры и воздействия солнечного света), еще их делают из всякого поролоноподобного материала, который из-за времени рассыпается... диффузоры выгорают от света, подводящие провода перетираются... Резиновые подвесы обычно натирают касторовым маслом в несколько заходов и они частично восстанавливают свои характеристики. Прогнивший поролоновый подвес только менять на новый - они имеются в продаже. Те колонки 25 АС-101, что сейчас я рассматриваю, имеют возраст более 20 лет, и обращались с ними далеко не нежно... но динамические головки в прекрасном состоянии и резиновый подвес ничуть не утратил своих характеристик - стояли не на солнечном месте, не было испытаний жарой.

Подводящие провода так же меняются без проблем, путем либо укорачивания, либо заменой на просто изолированный и скрученный свободной спиралью провод.

Выцветшие диффузоры можно покрасить обычной тушью, либо покрыть акриловым лаком.

Замена заводской пластмассовой мордашки на всякие тканевые панели - дело вкуса, мне лично и заводское оформление нравится.

 

Еще фотографии акустической системы Вега 25 АС-101

 

Вега 25 АС-101 как устроен корпус акустической системы

Стыки корпуса АС Вега изнутри - проклеено хорошо, но нет распорок и ребер жесткости

Торчащие болты - это для монтажа фильтра

 

шнур в акустике кабель

Соединительный провод - просто дырка с пропущенным проводом, с каплей клея...

 

кольцо на НЧ динамике

Такое кольцо прижимает НЧ-динамик сверху, зачем оно?..

 

Вега 25 АС-101 сетка на мидбасе

Мне нравится такое внешнее оформление НЧ на АС Вега

 

Вега 25 АС-101 оформление ВЧ и фазоинвертора

Решетка на ВЧ головке и решетка на ФИ - говорят, что для последнего она вносит искажения в звук

 

Во второй части статьи - чертежи акустической системы 25 АС-101 (15 АС-109) - ну так, скорее просто наброски...

 

Михаил Дмитриенко, Алма-Ата, 2012 г.

Вега 25 АС-101 или 15 АС-109 - чертежи акустической системы

 

Здесь мы опишем конструкцию акустической системы - конструкция не сложная, и в силу некоторых моментов интересная в качестве самостоятельного изготовления. Также мы дадим некоторые советы и рекомендации, но в целом, стоит проявить и собственное воображение.

 

Колонки хороши тем, что занимают немного места и одновременно дают вполне качественный звук. Во всяком случае он намного превосходит всевозможные Микролабы, Джениусы, Свены и им подобные массовые изделия.

 

Вид сбоку, разрез

 

Чертеж акустической системы Вега 25 АС-101 или 15 АС-109

 

1 - корпус из фанеры, 2 - фазоинвертор, 3 - ВЧ динамическая головка 10ГДВ-2-16, 4 - НЧ динамическая головка 25ГДН-3-4

5 - плата разделительного фильтра, 6 - поролоновое демпфирование, 7 отверстие под кабель


 

 

Приступая к самостоятельному изготовлению подобной АС, следует внимательно подойти к выбору материалов и инструмента. В любом случае, желательно иметь электролобзик, фрезер... все это не только серьезно ускоряет процесс, но и делает конечный результат идеальным. Рубанок аккумуляторный - обработка поверхности станет удовольствием. Тем более это универсальный инструмент, который пригодится и для других работ...

 

Например, мой брат помимо изготовления колонок, еще занимается изготовлением мебели, и для него этот инструмент - один из самых ходовых!

 

Вид с передней стенки

 

 

25 АС-101 чертеж колонки

 

Чертеж отверстий передней стенки. При изготовлении акустической системы, эти отверстия подбираются уже индивидуально, по имеющимся головкам громкоговорителей.

Тут приведены значения на оригинальную АС.

 

Чертеж акустической системы - размеры

 

 

 

Колонки изготовлены из фанеры - это не лучший материал для акустической системы. Фанера дает много посторонних звуков. Имея такие АС целесообразно из оклеить изнутри демпфирующим материалом. При копировании корпусов этих АС, не стоит использовать фанеру, как лучше избежать использования и ДСП. Идеальный вариант - это МДФ. Легко обрабатывается, по характеристикам весьма хорошо подходит для колонок. При сборке можно обойтись одним клеем ПВА, стаки изнутри желательно промазать смесью ПВА с опилками.

 

Некогда я пробовал сделать копию АС Вега 25 АС-101... проблема заключалась только в изготовлении фазоинвертора - прямоугольного сечения, к тому же загнутого буквой "Г" - это непросто повторить. А простую трубу невозможно поставить - глубина колонок слишком маленькая... Здесь можно экспериментировать с щелевым ФИ - но это будет по сути уже совсем иная акустическая система...

 

Так же можно сделать АС типа "закрытый ящик"...

 

 

Михаил Дмитриенко, Алма-Ата, 2012 г