Тема: WASP.kz :: Советы начинающим стартапам, будущим олигархам
#1
Каждый, кто открывает свое дело, пусть это даже самое малое предпринимательство, мечтает сказочно разбогатеть, стать олигархом, купить личный самолет, собственный остров и потом валяться, ничего не делая...
Но для начала... надо поработать!
Куда безофисному пойти?
Остаться дома
Цена: бесплатно. Концентрация: высокая. Не забыть: договориться с домашними. Подходит: для индивидуальной работы. Не подходит: если дети маленькие, а соседи шумные.
На пляж
Цена: бесплатно. Концентрация: низкая. Не забыть: оплатить интернет для выхода в сеть. Подходит: для купания, загара, электронной переписки. Не подходит: для срочной работы и в непогоду.
В кофейню
Цена: умеренная. Концентрация: низкая. Не забыть: дать на чай официанту. Подходит: для неформальных встреч. Не подходит: когда нужно сосредоточиться.
В библиотеку
Цена: бесплатно. Концентрация: высокая. Не забыть: наушники с микрофоном. Подходит: для написания текстов. Не подходит: если вам будут звонить.
Арендовать стол в общественном офисе
Цена: умеренная. Концентрация: средняя. Не забыть: заранее заказать место. Подходит: для смены обстановки. Не подходит: если нужна конфиденциальность.
Традиционный офис
Цена: дорого. Концентрация: умеренная. Не забыть: принять душ. Подходит: для встреч с клиентами, совместной работы, болтовни. Не подходит: если нужны тишина и покой.
***
#2
Зачем идти в «виртуалы»
ГРЭМ ХИЛЛ, основатель TreeHugger
Грэм Хилл завел экологический блог TreeHugger в 2003-м. Дело быстро разрослось до 10 сотрудников и 30 авторов. В 2007 году блог купила Discovery Communications - по слухам, за $10 млн.
Сейчас у Хилла новая безофисная фирма, выпускающая керамические кофейные чашки. Если вы доверяете сотрудникам и не слишком связаны с производством, виртуальная фирма - отличная модель.
Вы экономите на аренде, и для экологии это хорошо, ведь персонал не ездит на работу. Я открыл TreeHugger, живя в Нью-Йорке, а потом влюбился в испанскую девушку и перенес компанию в ее квартиру в Барселоне. 2,5 года все работали по контракту. Авторы получали деньги за каждый пост плюс бонус, рассчитывавшийся из статистики посещений. Раз в две недели они выставляли счет, и я платил им через PayPal.
Я жил в Индии, Аргентине и Таиланде. Ведь все, что нужно, - это квартира, ноутбук и выход в интернет. Можно было остаться в Нью-Йорке, это было бы даже выгоднее, но тогда бы я не получил такой интересный опыт.
*
#3
Как мы говорим
МЭТТ МАЛЛЕНВЕГ, основатель Automatic
Малленвег создал Automatic в 2005 году специально для управления платформой блогов WordPress. Сейчас 55 сотрудников виртуальной компании ежемесячно обслуживают 230 млн пользователей и управляют блогами крупных СМИ - CNN и журнала Time.
Обычно для общения друг с другом мы используем Р2 - что-то вроде Twitter, который мы сделали для своих нужд. Плюс интернет-пейджинг и электронная почта. Опасность в том, что можно неверно понять собеседника - например, решить, что он рассержен, когда ему просто некогда. Мы почти не используем мобильники и видеочаты, хотя, думаю, нужно обратить на них внимание. А раз в год мы собираемся вместе, разбиваемся на тройки, и каждый работает над непривычной задачей вместе с непривычными людьми. Это нужно для обмена идеями и завязывания личных отношений. В чем-то это лучше, чем видеться каждый день: на короткий срок вы постараетесь быть любезным даже с теми, кого не любите. У нас нет этой пассивной агрессии, которая заполняет многие офисы.
*
#4
Как я управляю на расстоянии
КЕВИН ХЭЙЛ, сооснователь Infinity Box
Компания Infinity Box занимается программным обеспечением. Ее продукт Wufoo хорошо известен разработчикам веб-сайтов. В компании, созданной в 2006 году, всего семь сотрудников. Бизнес принес прибыль уже в год основания, сейчас у компании 350 тыс. клиентов.
Мы стараемся ничего не усложнять. Вечером сотрудники заходят в общий текстовый файл и записывают все, что они сделали за день, если это заняло у них больше получаса. А по пятницам мы собираемся у кого-нибудь дома и смотрим, что сделал каждый и как это соотносится с тем, что он собирался сделать. Весьма трудно сачковать, если вам придется смотреть в глаза коллегам. И больше мы не проводим никаких совещаний. Я могу переговорить с кем-то в видеочате или обменяться сообщениями. Если разговор займет больше 10 минут, нужна личная встреча. У удаленной работы есть побочный эффект: она побуждает человека откладывать дела на потом. Поэтому мы фокусируемся на том, что реально сделано, а не на разговорах о делах.
***
#5
Когда нужно возвращаться в офис
МАЙК САППИНГТОН, глава gloStream
Компания gloStream основана пять лет назад. Специализация - продажи программ для ведения электронных медицинских карт в больницах. За счет низких внутренних расходов фирма переиграла конкурентов рынка. Однако в прошлом году Саппингтон решил, что компании пора становиться «реальной».
Мы стали слишком большими для того, чтобы оставаться виртуальной компанией. К концу года у нас будет 100 сотрудников в США, и 100 в Индии. На организацию селекторных совещаний и согласование встреч стало уходить ненормально много времени.
Хотите, чтобы в большой компании что-то делалось быстро? Тогда нужно реальное взаимодействие. Честно говоря, я делаю это скрепя сердце. Нам нравится удаленная работа, мы хотим сохранить атмосферу, которую создали. Останутся те же технологии, что и прежде, гибкие графики. Кому-то придется приходить в офис ежедневно. Но если вы захотите уходить в три часа, чтобы забирать ребенка из школы, я это пойму.
*
#6
Интересное кино
Как известно, самый обаятельный дурачок американского кинематографа Форрест Гамп стал богатым после того, как компаньон вложил их деньги в «какую-то фруктовую компанию» под названием Apple.
Действие фильма «Форрест Гамп» начинается с того, что герой сидит на скамейке на площади, угощает прохожих конфетами и рассказывает им историю своей жизни и своей удачи. На дворе 1981 год, и это не случайно. В декабре 1980-го состоялась продажа акций на бирже, резко поднявшая рыночную капитализацию Apple Inc. и сделавшая Стива Джобса мультимиллионером. Значит, друг Форреста лейтенант Дэн еще раньше поверил в будущее компьютеров с логотипом в форме надкушенного яблока и купил бумаги Apple. Парень явно родился венчурным инвестором, финансирующим проекты на ранних этапах развития.
В таких случаях говорят «оказался в нужное время в нужном месте». Но это не все - нужно еще рискнуть своими деньгами. Чтобы минимизировать риск, не класть все яйца в одну корзину, составляют инвестиционный портфель. По статистике, только 20% стартапов выживают. Если прибыль от этих 20% превысила убытки от вложений в провальные 80% - инвестор выиграл. И хорошо выиграл, поскольку сфера высоких технологий, привлекающая венчурный капитал, отличается высокой инвестиционной доходностью.
Инвестиции в Apple Inc. окупились давно и многократно, ее стоимость перевалила за $200 млрд, она стала высокотехнологичной компанией № 1 в мире и второй по рыночной стоимости компанией США. А начиналось все в гараже, где тезки - Джобс и Возняк - «на коленке» собирали свои первые компьютеры на продажу...
Как происходят такие чудеса? В чем секрет Стива Джобса?
Джобс был не из тех людей, кто делится секретами, но тем интереснее сюжет. Фильм об Apple мог бы получиться не менее интересным, чем «Уолл-стрит» и «Социальная сесть» - два деловых блокбастера... Не сомневаюсь, что фильм о Стиве Джобсе когда-нибудь снимут. И сколько бы Форрест Гамп ни повторял, что «жизнь похожа на коробку конфет, и никогда не знаешь, какая тебе достанется», есть подозрение, что люди вроде Стива Джобса что-то такое предвидят...
#7
На медные деньги
Нет таких правил, из которых не было бы исключений. Даже если речь о получении образования - об инвестиции времени, сил и средств в наше персональное будущее. Мы надеемся, что это принесет нам успех, благосостояние, признание и прочие приятные вещи. Но вдруг пути, на которые нас направляли с детства, уже не ведут к цели? Мы ведь с вами не дети и знаем, что часто, слишком часто состояния никак не связаны с образованием их владельцев. И не только в нашем Отечестве.
Многие преуспевшие бизнесмены, начиная с Билла Гейтса и Стивена Джобса, не тратили времени на диплом. А те, кто его получил (специалисты, отличники), стали персоналом, который нанимают и увольняют эти удачливые недоучки. Зачем же учиться?
Затем, что Гейтсов и Джобсов во все времена мало. Затем, что далеко не всем дан предпринимательский талант. Затем, что и Гейтс, и Джобс остались верны направлению, которым увлеклись в юности, и на практике получили знания никак не меньшие, чем среднестатистический выпускник колледжа. Отметим еще, что образование успеху в бизнесе как минимум не вредит: Уоррен Баффетт окончил Колумбийский университет.
Я подвожу к тому, что нужно сначала стать профессионалом в какой-то области, а там уж, на следующих ступенях жизненной лестницы, кому как повезет. Где и за какие деньги учат профессионалов? Думаем о минимизации затрат, и акцент мы делаем на возможности учебы на далеко не лишние, как говорили когда-то, «на медные деньги». Кое-какие пути находятся. Удачи в ученье вам и вашим детям.
***