Весь обман скидок и распродаж
Прислано Kissmy-assy September 08 2025 22:48:17

О скидках без скидок

Сезон распродаж в разгаре. Магазины пестрят красными и желтыми ценниками, все виды рекламы гипнотизируют огромными цифрами скидок (промокоды, акции и распродажи). Как сэкономить и приобрести качественный товар?

Компании проводят распродажи по разным причинам. Иногда продавец хочет простимулировать спрос, например, перед праздниками или сменой сезона. Бывает, что коллекция устаревает и целесообразнее от нее избавиться по заниженным ценам, чем хранить на складе. В некоторых случаях фирмы поддерживают периодические массовые акции наподобие «черной пятницы», «киберпонедельника» или самых масштабных «рождественских распродаж», пришедших к нам с Запада вместе с брендовыми магазинами.

Поспешишь - людей насмешишь

Многие покупатели задаются вопросом: бежать ли на распродажу сломя голову или имеет смысл подождать, пока скидки станут значительней. На этот счет есть общие рекомендации. Можно позвонить в компанию (заглянуть на сайт или изучить рекламные буклеты), чтобы узнать, как долго продлится конкретная акция.

Если период скидок долгий, то обычно продавцы играют со стоимостью - увеличивают скидки постепенно. В таких случаях можно не бегать по бутикам в первые дни распродаж. Однако с такой стратегией есть шанс прогадать - если товар хороший и на него сильно сбросили цены, то он может вас не дождаться.

Если покупка дорогостоящая, стоит заглянуть в магазин несколько раз. Сначала прицениться и понаблюдать, есть ли ажиотажный спрос, потом посмотреть на новые ценники и прикинуть, готовы ли вы купить тот или иной товар или будете ждать еще. Такой подход немного напоминает игру на бирже, но попробуйте отнестись к этому как к развлечению - вы очень быстро заметите, как начнете получать удовольствие от процесса.

Важно знать, что на все товары со скидками распространяются одни и те же законы о торговле, то есть вы можете вернуть вещь, которая вам не подошла, если закон о правах потребителей и прочие нормативно-правовые акты это допускают.

Уловки продавцов

Не все магазины проводят скидочные акции по-честному. Самый распространенный обман - ложные скидки. В этих случаях на товары навешивают яркие ярлыки с зачеркнутыми цифрами, а реализуют ассортимент по обычным или даже завышенным ценам. Фантазия продавцов не ограничена - ставят скидки в 50, 70, а то и 90%. Совсем тяжелый, но, к сожалению, до сих пор встречающийся в России случай - скидки более 100%. Те, кто в школе учил математику, должны помнить, что таких по определению быть не может.

Пожалуй, самый распространенный случай манипуляцией сознанием связан с маленьким «до» и большой двузначной цифрой с процентом в одной связке. Например, надпись на витрине гласит: «Скидки до 80 %». Заманчивое предложение, вы воодушевленно мчитесь в магазин... а на поверку оказывается, что с этой скидкой продается всего несколько вещей, остальные товары реализуются с менее выгодными скидками или вообще без них.

Другой обман кроется в области качества. Рассчитывая, что, поддавшись ажиотажу, люди расхватают все, что попадет под руку, недобросовестные компании реализуют бракованные товары. И вернуть их обратно в магазин не всегда является задачей осуществимой.

Еще один неприятный момент. Касается в основном интернет-торговли, встречается все реже, однако знать о нем стоит. Компании объявляют на своих сайтах о скидках, но говорят, что акция предполагает продажу товаров по предоплате. Люди перечисляют деньги, а при доставке товара сталкиваются с тем, что их просят доплатить еще, так как об этом якобы было написано в условиях акции. В итоге покупатели получают покупку по завышенной цене. А иногда и вообще не получают: сначала долго ждут доставки, а потом либо машут на потерянные деньги рукой, либо начинают муторную процедуру возврата предоплаты.

7 правил для охотников за скидками

• Тщательно следите за ценами, а когда начнется сезон скидок, сравните, в каком магазине выгоднее делать покупки. Удобно пользоваться сервисами сравнения цен на интернет-ресурсах «Яндекс. Маркет», «Товары Mail.ru», «Прайс.ру» и др.

• Проверяйте качество продукции (особенно техники), читайте все сертификаты, узнавайте о гарантиях продавца и производителя.

• Не забывайте о карточках постоянного покупателя. Часто скидки по ним суммируются с теми, которые дает магазин во время акции.

• Если вы пользуетесь банковскими картами, уточните, какие по ним предоставляют дополнительные преимущества. Бывает так, что именно во время сезона скидок выгодно расплачиваться по безналу. А иногда во время акций можно накопить на карты бонусные баллы.

• При покупке через Интернет заранее обговаривайте с продавцом конечную цену продукта (учитывайте расходы на банковские услуги, доставку и т.д.).

• Если магазин неизвестный, а цены существенно ниже, чем в среднем по рынку, платите только после получения товара (никогда не вносите предоплату).

• Часто оказывается действительно выгодным «готовить сани летом», а пляжный наряд - зимой. Поэтому следите за сезонными распродажами на стыке времен года, когда можно существенно сэкономить.

Плюсы и минусы распродаж

— Реальная возможность сэкономить, если подойти к процессу покупок вдумчиво.
— Шанс купить товар, который раньше не могли себе позволить из-за высокой стоимости.
— Поддавшись ажиотажу, многие приобретают ненужные вещи или товары по завышенной цене.
— В погоне за скидками можно потратить больше, чем позволяет семейный бюджет.

*

Олег Павлов,
председатель общественной организации
по защите прав потребителей
«Общественная потребительская инициатива»

Распродажа в сети

Специального закона о распродажах нет. Есть только общие утвержденные Правительством Правила продажи отдельных видов товаров и Правила продажи товаров дистанционным способом. Они обязывают продавцов указывать на сайтах реальную цену, по которой потребитель сможет приобрести ту или иную вещь. Если товара нет в наличии, информация об этом должна быть отражена и сопровождаться предупреждением, что конкретный продукт можно заказать и получить через определенное время. Также обязательно указывать имеющиеся ограничения акции, например, что срок действия скидок ограничен.

*

Живые примеры: корм для котеек стоит 150 денег, а скидка дает нам возможность купить за 100 денег – покупай! Даже если срок годности просрочен. Тоже самое и на ряд прочих товаров. Консервы не станут на следующий день ядом! У них есть запас и страховка. И этот срок может быть очень и очень большим!

Но вот, акция – бичпакеты: так они стоят 150 денег, а по акции 100 или даже 80 денег! Но – тут бывает иное: лапша вся внутри помятая из-за небрежной транспортировки или хранения… И часто это бывает не акция, а уценка – из-за производственного брака, например, там вместо 2 пакетиков приправы внутри, всего один…

Картошка и капуста – везде стоит 200 денег, а тут акция – 50 денег всего! Но картошка и капуста (как и прочие овощи) могут быть заращены болезнью и гниют буквально на глазах!

В прошлом году, 31 декабря заглянул в одну донерную – там кур гриль готовили. И – нате вам! Акция – куры со скидкой 70%. Реально! Но – продавец честный и предупреждает – они пережаренные. Я купил парочку – реально, через час побежал купить еще – кончились! Само то по-моему вкусу, с хрустящей корочкой и по цене – дешевле сырых тушек…Эх, везет иногда!

***