Сегодня в нашей республике повсеместно ведется строительство дорог, мостов, развязок, все это требует огромного количества материалов. Но рынок есть рынок - он предлагает многое и разное. Чтобы не заблудиться во всем этом многообразии, убедитесь сами - dorogikz.kz - мы и написали эту справочную статью.
Дорожно-строительные материалы (ДСМ) делятся на традиционные (щебень, гравий, битум, асфальтобетон) и инновационные (геосинтетические материалы, модифицированные вяжущие). Главные требования к ним — прочность, износостойкость, устойчивость к нагрузкам и климатическим воздействиям. Современные технологии направлены на повышение долговечности и качества дорожного полотна.
Дорожно-строительные материалы можно разделить на несколько основных групп:
Группа материалов | Основные виды | Особенности и применение |
Каменные материалы | Щебень (гранитный, известковый, гравийный), гравий, песок, булыжник, брусчатка. | Щебень — основной материал для дорожного покрытия и основания. Гранитный наиболее износостойкий (для верхних и нижних слоев), известковый устойчив к перепадам температур (для основания), гравийный дешевле (для основания). Качество зависит от фракции (размера) и лещадности (плоскости). |
Вяжущие материалы | Битум (нефтяной, полимерно-битумный), цемент, битумные эмульсии, мастики. | Битум — органическое вяжущее, обеспечивает связность и водонепроницаемость асфальтобетона. Полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) повышают эластичность, трещиностойкость и срок службы покрытия. |
Смеси и композиты | Асфальтобетон (горячий, щебеночно-мастичный, крупно- и мелкозернистый), цементобетон. | Асфальтобетон — самая распространенная смесь для покрытия. Щебеночно-мастичный асфальт (ЩМА) имеет лучшие эксплуатационные характеристики и долговечность. Для прочной дороги укладываются слои разной зернистости (крупный снизу, мелкий сверху). |
Грунты | Глинистые (глины, суглинки, супеси), песчаные, крупнообломочные. | Используются для земляного полотна и основания дороги. Должны быть уплотнены во избежание образования колеи и размывания. |
Геосинтетические материалы (Инновационные) | Геотекстиль, геосетка, георешетка, геомат, геомембрана. | Применяются для армирования (усиления) слоев дорожной одежды, разделения слоев (чтобы они не перемешивались), дренажа и укрепления откосов/грунтов. Значительно увеличивают стабильность и срок службы дорожного полотна. |
Качество и долговечность дороги напрямую зависят от свойств используемых материалов.
- Прочность и износостойкость напрямую влияют на способность выдерживать транспортные нагрузки и истирание, особенно критична для щебня в верхних слоях покрытия.
- Водоустойчивость (водонепроницаемость и гигроскопичность) - это способность материала не пропускать или не впитывать воду. Проникновение воды является одной из основных причин разрушения дорожного полотна.
- Морозостойкость, в нашем климате крайне важная способность сохранять прочность и целостность при многократном замораживании и оттаивании.
- Адгезия или, проще говоря «липучесть» вяжущих материалов (битума) к минеральным (щебню), что обеспечивает прочное сцепление всех компонентов асфальтобетона.
- Плотность, пористость и пустотность - это характеристики, определяющие, насколько хорошо материал уплотняется и как много в нем воздушных полостей (пор и пустот), которые могут заполняться водой.
Современные разработки направлены на повышение долговечности, износостойкости и снижение стоимости эксплуатации дорог. Это в первую очередь модифицированные асфальтобетонные смеси. Использование полимерных добавок в асфальте для повышения его эластичности и предотвращения трещинообразования.
Применение щебеночно-мастичного асфальта, который имеет улучшенную структуру, повышенную прочность и долговечность. Включение в состав инновационных материалов, например, фосфогипса в нижний слой дороги, который морозостоек, устойчив к влаге и выдерживает высокие нагрузки.
Использование геосинтетики - устройство щебеночно-песочного основания с прослойкой из геотекстиля для разделения слоев и предотвращения их перемешивания. Геосетки применяются для армирования слоев асфальтобетона, повышая их стабильность и трещиностойкость.
Гидроизоляция и герметизация - использование стыковочной битумно-полимерной ленты для герметизации швов и предотвращения проникновения воды, что снижает риск образования трещин.
Современное оборудование - без него невозможно выполнять качественную работу. Применение автоматизированных укладчиков асфальта, вибрационных катков, вибротрамбовок и дорожных фрез для повышения точности, качества укладки и уплотнения покрытия, а также для быстрого и эффективного ямочного ремонта.
Кроме того, сейчас очень серьезные требования по охране окружающей среды, поэтому экологичные решения заключаются в разработке технологий, позволяющих использовать вторичные материалы (например, старый асфальтобетон) для приготовления новых смесей.
***