Середина 70-х, советские электромобили
Прислано vip-bomzh June 11 2025 17:21:39

Электромобиль выходит в рейс

В гаражах Москвы и Подольска, обслуживающих магазины и склады, появились ярко-оранжевые и ярко-желтые машины с надписью по борту кузова «Электромобиль». Они проходят опытную эксплуатацию. Это означает, что электромобили уже трудятся, перевозят грузы. Электромобиль У-131 спроектирован и изготовлен во Всесоюзном научно-исследовательском институте электромеханики (ВНИИЭМ) совместно со специалистами Главмосавтотранса и подольского НИИ стартерных аккумуляторов. Его создатели определили точное назначение машины — мелкие оптовые перевозки по заданным маршрутам в городе.

Советский электромобиль У-131 1976 год, испытания в Подольске
Новинка на улицах Подольска

Обо всем этом нам рассказал заместитель начальника одного из отделов ВНИИЭМ, член НТО Н. Родионов:

— У системы электродвижения, примененной на новой машине, — дополнил он, — есть особенность. Она заключается в сочетании простейшего, но надежного в эксплуатации асинхронного короткозамкнутого тягового двигателя, свинцовых аккумуляторных батарей и преобразователя частоты, при помощи которого осуществляется ускоренный подзаряд батарей непосредственно от промышленной сети напряжением в 380 В.

В нашей стране и ранее создавались экспериментальные модели электромобилей. Все упиралось в подзарядку аккумуляторов. Чтобы ее осуществить от сети переменного тока, нужны были выпрямители, промежуточные трансформаторы и другие дополнительные устройства. Для У-131 ничего этого не надо: он имеет собственный преобразователь. Можно привести такие цифры. На 100 км пробега электромобиль У-131 расходует 40 кВт ч электроэнергии. Это — 15 коп. Автомобиль УАЗ-451 на это же расстояние потребляет 16 л бензина или 1 руб. 45 коп. Экономия — налицо.

Советский микроавтобус У-131 середина 70-х годов электромобили
В кабине водителя У-131

Если вместе с водителем сесть в кабину, то вокруг все как в обычном автомобиле — и руль, и педали, и ручной тормоз. Но можно заметить, что отсутствует переключатель скоростей. На приборной панели — спидометр, амперметр, вольтметр, два тумблера.

— Ну, как новая машина! — спрашивали мы у водителя В. Чистякова.

— Очень доволен. Вот уже три месяца езжу на ней. Преимуществ по сравнению с обыкновенным УАЗиком очень много. В управлении эта машина легкая, все движение осуществляется одной педалью. В кабине светло, тепло, шума никакого. Выхлопных газов тоже нет. И что очень важно для шофера — ни бензина, ни масла не надо. Считаю, что в городском транспорте электромобиль уже в ближайшем будущем станет незаменимым.

Какими были советские электромобили - испытания
Вот почему эта машина не дымит

При полной зарядке аккумуляторов У-131 рассчитан на пробег до 50 км. А с использованием преобразователя и других устройств это расстояние почти удваивается. Предположим, что погрузка и оформление накладной на товар длится один час. За это время при ускоренном режиме зарядки, аккумуляторные батареи восстанавливают 60—70% емкости. Но самое главное — шоферу при этой операции присутствовать совсем не обязательно. Процесс подзарядки происходит автоматически. Электронное оборудование само поддерживает все необходимые параметры. В будущем, когда электромобилей станет больше, колонки для подзарядки легко и просто установить в любых нужных точках, где загружаются и разгружаются электромашины. А от одной может заряжаться и несколько У-131.

В СССР активно разрабатывали и испытывали разные виды электромобилей
Погрузка и разгрузка здесь удобны

В. Щербаков. Фото Е. Рогова
1976 г.