Printed in Russia пиратские CD
Прислано vip-bomzh June 06 2025 19:00:42

О пиратских компакт-дисках...

Чудный пример отечественного производства – «Белый Альбом» The Beatles, выпущенный псевдозарубежной фирмой.
Обратите внимание: в надписи вверху (слева), касающейся как раз защиты авторских прав, две грубые грамматические ошибки, полностью меняющие смысл.
Может быть, шутка?

Пиратский компакт-диск Битлз в России 1992 год

Пока компакт-диски еще не очень прочно вошли в быт эсэнговцев - их стоимость слишком высока по отношению к средней зарплате среднего вышеупомянутого. Госпродукция в основном ориентирована на западного покупателя - обширный каталог "Мелодии" в основном состоит из классики; поп- и рок-музыка представлена "мэтрами" совка и выпущена, мягко говоря, не по принципу особо высокой популярности сегодня, а, наверно, больше по принципу давних и устоявшихся связей (Ю. Антонов, В. Леонтьев, А. Пугачева). Несмотря на невысокую цену в госторговле, особым спросом она все равно не пользуется.

Однако рынок все-таки существует. Вполне устоявшийся, хотя и небольшой. В Москве, например, при всех магазинах "Мелодия" есть частные лавочки-стенды, где бывшая "фарца", имея лицензию префекта, спокойно торгует "компактами". Цены ориентируются на валютный эквивалент (от 6 долл, за ширпотреб до 25 за новый продукт солидной фирмы) плюс процент интереса продавца - в результате получается сумма от 1250 до 3000 руб. И если настоящая западная продукция единична, поскольку зависит от случайного завоза случайного выезжающего за рубеж, то практически во всех ларьках можно найти "классические" компакты сомнительного происхождения. Это - бутлеги (незаконно выпущенные компакт-диски), изготовленные на единственной пока в России линии по производству компакт-дисков.

Обсуждать законность или незаконность в стране, не имеющей представления об авторских и продюсерских правах, наверное, бессмысленно. Все можно понять - и интересы заказчиков, и чувства работников завода, которым нелегко живется в условиях хозрасчета. Вообще-то CD-бизнес - дело нелегкое, больших барышей не приносит. Размещение частного заказа на заводе, преодоление препон влетает в копеечку, а отдача будет нескоро - когда разойдется тираж (что при этих ценах занимает немалое время; для примера - до сих пор можно встретить на лотках первые неудачные и аляповатые компакты Led Zeppelin, выпущенные почти год назад). На август 1992-го цены на бутлеги в среднем составляют 1250 руб. (можно сбитъ до 1000). Оптовики продают диски по 850 - 900 руб., скупая их у производителей в среднем по 750 руб. Стандартная заводская партия составляет 1200 штук, допечатки заказываются нечасто - мне известны только "Sght. Peppers Lonely Hearts Club" и безмерно популярный после смерти Фредди Меркьюри "Innuendo".

Вновь возвращаясь к тезису об этике бутлеггерсгва в отдельно взятой стране непобедившего социализма, приведу довод знакомого "писаки", долгое время занимавшегося подпольным распространением записей: "Да мы же свет в массы несем, мы же образованием занимаемся". Даже не желая того, соглашусь: если вы покупали кассеты в ларьках около метро, иногда оказывалось, что на стороне "В" купленной кассеты после "Ласкового мая" или Газманова записан Пэт Метини, Майлз Дейвис или что-то более широко приемлемое, но качественное и приличное (если уж ты купил кассету с такой желанной бумбумятиной, автоматически прослушаешь и вторую сторону). Думаю, эта же схема рассуждений может оправдывать и отечественных виниловых и компактдисковых бутлеггеров. Лично я смог пополнить коллекцию "Битлз" на компактах лишь благодаря неизвестным отечественным бутлеггерам - оригинальная продукция БЕЗУМНО дорога.

Стратегия отечественных компакт-бутлеггеров весьма четка: средний возраст интересующегося современной музыкой человека, имеющего средства как на проигрыватель, так и на носитель, - чуть более 30. Соответственно, и вкусы - в русле рок-классики. Этим и определился уже достаточно широкий каталог московского бутлега, причем, если для первых дисков обложки изобретались самостоятельно, то последние точно имитируют оригиналы (конечно, известные потери неизбежны, когда цветоделение для полиграфии делается с уже готовой малоформатной обложки, а не со слайда-оригинала). Единственное, о чем бы хотелось попросить бутлеггеров, - не нужно писать "Printed in Holland" или "France" или "Made in Europe" (последнее отчасти верно - Москва находится в Европе). Не обходится и без трогательных "очепяток " (см.фото).

Перечислим диски, появившиеся в продаже в подотчетный период: 4 диска Uriah Heep, 6 компактов Led Zeppelin, сборники хитов Shocking Blue, Creedence Clearwater Revival, 10 CC, Roxette, 5 компактов Deep Purple, Pink Floyd - "The Wall", "Meddle", "Dark Side of the Moon", Slade "Sladest", почти весь Beatles (кроме первых трех дисков), четыре первых альбома Пола Маккартни, Джон Леннон "Plastic Ono Band" и "Imagine", Eagles "Hotel California", Джордж Харрисон "All Things Must Pass", Dire Straits "Brothers in Arms", ряд работ Queen и Жана-Мишеля Жарра.

С чисто юридической точки зрения, большая часть этой продукции "чиста", так как выпущена в стране, не подписавшей соответствующих конвенций по авторским и смежным правам (неясна лишь этическая сторона). В остальных случаях можно сослаться на некий 73-й год - формально с этого года действуют подписанные СССР конвенции. Правда, "Innuendo" выпущен уж совсем недавно...

К. Дискин

P.S. данная статья 1992 года – вопрос её автору (спрятавшемуся за этот незамысловатый псевдоним) уже не задать… а хотелось бы. Например, а почему фирменные CD-диски так «безумно дорогие»? Ведь их реальная себестоимость – копейка! А… понятно – рынок! Да и Россия давно не СССР… это еще год-два-три назад Запад готов бесплатно поставлять в «Империю Зла» свою подрывную продукцию… но вот нет «Совка» - изволь лошара раскошелиться! Что хотел – то и получил…

И второе, все эти пиратские компакт-диски штамповались в основном на том же Западе… Но тогда отечественные антисовки не хотели и слышать, что их «белый и пушистый» Запад весь в язвах и струпьях… Впрочем, весьма скоро Польша завалила Россию и страны СНГ не только фальшивым спиртом «Рояль» и пиратскими дисками… но и дохлой буйволятиной из Аргентины, под видом «польской свинины»…

И да, что-то никто не возмущается пиратской, а на самом деле фальшивой колбасой - которая сервелат говяжий, но на этикетке мелким шрифтом - Состав: куриные ошметки... а в реальности - соя и крахмал... это "СОВСЕМ ДРУГОЕ ДЕЛО", да? Это узаконенное мошенничество и обман?

***